После объявления «частичной мобилизации» я решил «взять отпуск» и поехать в Казахстан. Я оказался среди тех ста тысяч беженцев, которые въехали в эту страну за неделю, то есть с 21 по 27 сентября. Давайте я не буду объяснять причины, по которым я уехал, всё достаточно очевидно. Но сразу отвечу, что я не уклонялся и не получал повестку.
Маршрут
Нас двое. Мы решились уехать в день объявления мобилизации. Уже вечером 21 сентября я купил билеты на поезд из Перми в Омск и оттуда тоже на поезде в казахстанский город Петропавловск. Билеты уже заканчивались, но нам повезло. Вечером 22 сентября мы выехали из Перми. Через сутки уже проходили границу Казахстана. В районе города Исилькуль Омской области поезд остановился, в вагон зашел русский пограничник. Вся проверка заняла около часа. Пограничник нам не задал ни одного вопроса — посмотрел заграничные паспорта, поставил туда отметку об убытии из России и на прощание, слегка улыбаясь, пожелал удачи.
Через час нас уже проверяли казахские пограничники. Один из них вошел в наш вагон, и поезд сразу тронулся — документы проверяли во время движения. Пограничник дошел до нашего купе, спросил нас про цель приезда, конечный пункт и время нахождения на территории республики. Позже сфотографировал нас на какой-то чемоданчик, поставил отметку о прибытии в Казахстан и пошел дальше.
Проверка каждого пассажира занимала около двух минут. В соседнем купе сидел мужчина около 55 лет. Ему вопросов было больше. Я слышал что-то про повестку и про военнообязанность. Ответов не слышал, но всех в вагоне пропустили. Через час после проверки мы вышли в приграничном городе Петропавловске. На следующий день мы на автомобиле ехали в Астану.
Казахстан практически сразу встречает своим гостеприимством и радушием. В чате «по релокации» в телеграме я познакомился с тюменцем Алексеем (имя изменено. — Прим. авт.), который тоже приехал «отдыхать». Он встретил нас на вокзале и поселил на ночь в квартире, которую снял. А с жильем тут всё непросто. Давайте про него и расскажу.
Жилье
Это первая и главная проблема, с которой мы столкнулись. Если первую ночь нам удалось переночевать в квартире, которую снял Алексей, то остальные пристанища пришлось искать самим. Вторую и третью ночь в Казахстане мы провели в мотеле на окраине Астаны. В дневное время мы занимались поиском квартиры или подходящего отеля в городе. Для поиска жилья казахи используют приложение «Крыша». Есть еще OLX (аналог «Авито»), но первое предпочтительнее. Быстрый мониторинг объявлений 24 сентября показал, что квартиру с одной или двумя комнатами в Астане можно снять от 60 000 тенге (8000 рублей). Чем дальше от центра, тем дешевле. Но многие объявления, хоть и были активны, уже не были актуальны — предложения разлетались с необычайной скоростью. Мы сначала решили смотреть квартиры в отдаленном районе города — Косшы. Я был уверен, что там туристы будут снимать в последнюю очередь. Из предложенных там вариантов были актуальны около 50 процентов. Выбрали самый дешевый вариант — комната в общежитии в трехэтажном доме без адреса. Стоимость аренды в тот момент была 60 000 тенге. Нас встретила девушка с ребенком на руках. Она открыла комнату, и мы сразу поняли, что тут мы жить не будем. Если сравнивать с Пермью, то подобное жилище я смог бы найти в каком-нибудь аварийном доме. Через неделю это объявление уже пропало из «Крыши».
В Косшы мы посмотрели еще две квартиры, однушку и двухкомнатную (20 000 и 27 000 рублей), но уже в более приличном микрорайоне. Хозяева однокомнатной квартиры хотели подписать договор минимум на полгода, что нам не подходило. «Двушка» выглядела прилично, но для этого района, при ее отдаленности, да и вообще для местных ценник сильно завышен. Я договорился с хозяевами, что посмотрю еще варианты и если не найду, то позвоню им. Через неделю в этом же доме было активно только одно объявление с ценником в 20 000 тенге за сутки.
Следующую ночь мы провели в отеле. Наши новые знакомые из Питера нашли несколько вариантов в центре города, один из которых подошел нам — еврооднушка «на правом берегу» (местные делят город на левый и правый берега реки Ишим) за 200 000 тенге. Здесь мы и остановились.
Деньги
200 000 тенге — это зачастую максимальная зарплата учителей в Астане, если верить приложению объявлений OLX. Видел такое предложение: «Требуются учитель английского и казахского в одном лице» с зарплатой 110–120 тысяч тенге (14 700–16 000 рублей). Очень мало объявлений для учителей с зарплатой, превышающей отметку в 200 тысяч.
Водители такси, судя по тому же OLX, получают 300 000–600 000 тенге (40 000–80 000 рублей). Нашел объявление о найме врачей с различными специальностями в новую клинику. Обещают платить от 200 000 до 500 000 тенге. Средняя пенсия в Казахстане — 117 тысяч тенге.
Что здесь с ценами. Если вкратце, то многое дешевле, чем в России, но на продукты цены примерно такие же. Разницы в стоимости на овощи, фрукты и молочку я практически не заметил. Но ассортимент тут мне показался больше.
В Астане недалеко от нашего дома есть крытый рынок «Астаналық Базар», или, как его называют астанчане, рынок «Артём». Большое шестиэтажное здание, в котором, кажется, есть всё. Тут мы и закупались продуктами и бытовой мелочевкой.
95-й бензин на одной из заправок стоит 214 тенге за литр (28,5 рубля), 92-й — 182 тенге (24,3 рубля), дизельное топливо — 450 тенге за литр (60 рублей). Из приложений такси тут работают уже привычные нам «Яндекс Go» и Uber. Но у казахов большей популярностью пользуется сервис inDriver. Кстати, если местной банковской карты еще нет, то для проезда в такси можно использовать «Яндекс Go», к которому привязана российская карта. Рубли с карты автоматически переводятся в местную валюту. Проезд в автобусе по городу стоит 90 тенге (12 рублей), но наличные тут не принимают. Астанчане повсюду расплачиваются через приложение банка Kaspi. В том числе и в транспорте.
Регистрация мигрантов
В первую очередь в Казахстане подкупает то, что мигрантам из России не нужно где-то регистрироваться для того, чтобы находиться в республике. Точнее, без визы тут можно находиться до 90 дней. Всю ответственность за регистрацию приезжих на себя берет принимающая сторона, то есть отель, в котором вы живете, или собственник квартиры, который вам ее сдает. Но если у иностранца истекает срок пребывания, то его могут выдворить из республики и запретить въезд на пять лет.
«Принимающая сторона» должна уведомить миграционную службу о прибытии иностранцев в течение трех дней через сервис eQonaq. Мигранту выдают соответствующий документ о прибытии. Для комфортного проживания на территории Казахстана каждому мигранту еще нужно учесть несколько важных моментов. Желательно, чтобы у каждого были: заграничный паспорт с отметкой о прибытии, местная сим-карта, справка от eQonaq (его получает собственник квартиры и выдает вам), ИИН (индивидуальный идентификационный номер, аналог российского ИНН) и местная банковская карта (казахи советуют делать ее в банке «Каспи»).
Отметку о прибытии в загране мигрантам делают при пересечении границы, как это сделали нам. Сим-карту можно купить почти на каждом углу, но тут можно нарваться на мошенников. Так, моему другу из Перми после пересечения границы с Казахстаном продали симку, которая при установке не работала, — 500 рублей на ветер. Покупать лучше в салонах связи или торговых центрах, как это сделали мы. Менеджер тут же ее вам установит и проинструктирует. Сим-карту лучше не менять в дальнейшем, если вы хотите остаться на территории Казахстана длительное время. Она привязывается к вашему ИИН и банковской карте. После изменения номера нужно перевыпускать карту и уведомлять ЦОН и смене номера.
Обычно за ИИН нужно идти в ЦОН (центр обслуживания населения, аналог российских МФЦ). Их в Астане десять, но сейчас идентификационный номер можно получить только в одном месте — во Дворце молодежи «Жастар» на проспекте Республики, 34. Нам и тут повезло: 26 сентября мы успели заказать ИИН в одном из ЦОНов. Мы простояли в очереди около часа. Оператор центра проверил наши паспорта и сказал, что ИИН будет готов 28 сентября, но уже на следующий день на телефон пришло СМС о том, что номер готов к выдаче. Мы пришли в то же отделение ЦОН за распечатанной копией документа. Получение заняло несколько минут. Россиян в этот день на заявление ИИН во всех ЦОНах уже не принимали. Для мигрантов из России работало только одно отделение — на ул. Саурана, 7. За документом россияне выстроились в огромную очередь — многие стояли по несколько часов. Позже и этот ЦОН соотечественников не принимал. Всех мигрантов направили в «Жастар». Мои друзья из Питера, заняв очередь с утра, простояли там за ИИН шесть с половиной часов. 29 сентября министр цифрового развития Казахстана упростил выдачу ИИН. Теперь не нужно получать бумажную копию документа — ИИН будет приходить по СМС.
После получения ИИН мы пошли оформлять банковскую карту в «Каспи». Там требуют вышеперечисленные ИИН, загран, уведомление от eQonaq и местный мобильный номер. Уже при входе сотрудница банка спросила у нас ИИН и загранпаспорта, после чего выдала талоны. Из-за наплыва русских тут тоже очередь. Мы ждали вызова два часа. Оператор попросила у нас документы и направила к аппарату, который за полминуты напечатал банковскую карту. Теперь осталось дело за малым — обналичить деньги с российской карты и положить их на «Каспи». Нам посоветовали для перевода использовать сервис «Золотая корона». Получив рубли в банке, который поддерживает «Корону», мы отправились в ближайший обменник с более выгодным курсом. Местные используют для мониторинга цен на валюту приложение Kurs.kz. Оно нам тоже помогло. Далее — снова в «Каспи» для того, чтобы положить деньги на карту. Уф! Кажется, все основные моменты по оформлению здесь закончились.
Казахстан
Первое впечатление от этой страны — люди. Какое-то удивительно приятное отношение к нам, гостям республики. Возникло чувство, что тут все готовы тебе помогать. Безвозмездно. Второе, что бросается в глаза, — чистота и ухоженность улиц, дворов, домов и вообще всего.
Петропавловск — небольшой город с населением 219 тысяч человек. Говорят, что это самый русский город — их здесь около 60 процентов, казахов — около 30. Еще тут живут татары, украинцы и немцы. А еще много кошек, которых можно встретить практически везде. В первой же попавшейся столовой стало ясно, что нужно заказывать по полпорции. Вообще, еда — это отдельный пункт, про который стоит много говорить, но если вкратце, то тут всё очень вкусно и недорого.
До Астаны мы ехали с тем же Алексеем из Тюмени. Он подсадил к себе еще двух ребят из Питера, каждый из нас заплатил по 3000 рублей. Расстояние до столицы Казахстана — около 450 километров. Если с утра погода нам подсказывала, что нужно одеваться потеплее, то к обеду стало жарко — температура доходила до +30 °С. Вокруг — непривычная глазу степь и ровная почти пустая дорога. Перед Астаной стоит КПП, на котором принимают деньги за проезд: дорогая оказалась платной. Ценник невысокий — что-то около 50–100 тенге за легковой автомобиль.
Астана — очень красивый город. «Какой красивый ЖК!» — восхищаемся мы, разглядывая улицы через окно такси. Местная пассажирка, которая ехала с нами, подсказывает, что это не жилой комплекс, а общежития университета. «А это что?» — показываем на другое удивительное здание. «Это школа. А это здание — самое высокое в Астане. В нём 75 этажей, оно 300 метров в высоту. Называется "Абу-Даби Плаза"», — подсказывает астанчанка. Мечети, зеркальные высокие здания, много скульптур, парков и скверов, множество торговых центров, в которых ты видишь бренды, уже ушедшие из России.
Добавлю еще про везение. Оно было с нами везде. В первую очередь повезло с билетами. Мы успели въехать в Казахстан одними из первых, поэтому и жилье нашли относительно недорого и быстро — через неделю после нашего приезда подобные квартиры уже можно было найти в полтора-два раза дороже. Повезло нам и с тюменцем Алексеем. В чате, в котором мы общались еще до Петропавловска, была масса сообщений в духе «сниму квартиру», а предложений почти не было. Но Алексей сам написал мне в личку и предложил переночевать у него. На вокзале он нас встретил на автомобиле, довез до квартиры и дал несколько полезных советов по обмену валюты, по способу нахождения жилья, а на следующий день довез до Астаны. С квартирой тоже повезло — нам ее нашли знакомые. Везение нам сопутствовало и в мелочах. К примеру, мы нашли обменник с выгодным курсом (от 7,5 тенге за рубль), купили тенге, а при выходе курс у этого пункта изменился на 7,4. И это только один из примеров.
Мой друг говорит: «Там, где много приезжих русских, там возникает русофобия» — и привел пример, как в Грузии на тихом спокойном пляже отдыхают нетрезвые женщины: «Мы ездим туда каждую неделю. И вдруг — громкая музыка, крики, крепкая брань. Никогда такого не было. Русские женщины за 40 с детьми. Штук девять. Ну как бы не всем комфортно. Когда мы сделали им замечание, в ответ получили: "А че такого? Приехали на наш остров и *** [выделываются]"». В Казахстане с каким-то хамским отношением от соотечественников я столкнулся один раз: в KFC две русские девушки повышенным тоном требовали их поскорее обслужить. Отношение продавца и других посетителей можно представить. Улыбок не было. Со стороны казахов был тоже один не очень приятный момент, когда в столовой Петропавловска к нам подошел явно пьяный местный мужчина. «Россия — сила? Зачем к нам приехали?» Мы списали этот момент на алкоголь. На адекватность пьяных людей вообще не стоит рассчитывать, где бы ты ни находился.
Если и вы соберетесь в Казахстан (да и вообще в любую страну), то имейте в виду, что вы в гостях. Никто вам тут ничего не должен. Оставайтесь людьми и будьте человечными. Поддерживайте круговорот добра, и оно к вам вернется.
Согласны с автором?