Криминал Суд по фонду «Содействие — XXI век» подробности «Для их группы характерна сплоченность». Публикуем речь прокурора, попросившей приговорить Елену Лопаеву к 6 годам колонии

«Для их группы характерна сплоченность». Публикуем речь прокурора, попросившей приговорить Елену Лопаеву к 6 годам колонии

Бывшего вице-премьера Прикамья судят за хищения из губернаторского фонда «Содействие — XXI век»

Гособвинение просит для Елены Лопаевой шесть лет колонии

В Ленинском суде Перми завершается процесс по уголовному делу о хищении из благотворительного фонда «Содействие — XXI век», созданного при губернаторе Прикамья в 2010 году. Обвинение предъявлено экс-вице-премьеру Прикамья Елене Лопаевой и бывшему директору фонда Елене Найдановой. Вторая подсудимая уже полгода находится в бегах, хотя ранее она заключала досудебное соглашение и сотрудничала со следствием. 11 января прокурор попросила приговорить бывшего вице-премьера Прикамья Елену Лопаеву, обвиняемую в хищении 68 миллионов рублей из фонда «Содействие — XXI век», к шести годам колонии общего режима и штрафу в 900 тысяч рублей. На прениях в суде гособвинитель Светлана Плотникова подробно озвучила свою позицию. Публикуем главное из речи прокурора.

Деньги в фонд перечисляли крупные компании взамен на налоговую льготу, их клали в банки под проценты и из вырученных средств оплачивали культурные проекты региона. Согласно версии обвинения, деньги фонда выводили через фиктивные контракты с аффилированными подрядчиками, которые услуги не выполняли, а деньги обналичивали. Директор фонда Елена Найданова на допросе и в интервью 59.RU говорила, что частично деньги благотворительного фонда шли на нужды экс-губернатора края Максима Решетникова, а также на предвыборную кампанию.

Вину отрицает

11 января в суде начались прения сторон. Первым выступила гособвинитель Светлана Плотникова. Прокурор начала свою речь с того, что подсудимая Лопаева вину не признала, а также отрицает, что находилась в сговоре с Еленой Найдановой и действовала в составе организованной группы.

— Лопаева поясняла, что деньги не присваивала и с контрагентами (ИП, с которыми фонд заключал договоры. — Прим. Ред.) она никогда не была знакома, а об обналичивании ей ничего не известно, — отметила гособвинитель. — По ее словам, все траты происходили из фонда по указанию губернатора Максима Решетникова, поскольку это были внебюджетные средства, которые аккумулировал фонд. Подписание договоров фонда и контроль их исполнения было возложено на Политова (замруководителя администрации губернатора, ранее мы также публиковали его показания. — Прим. ред.). Эти мероприятия были направлены на повышение социально значимой активности населения, в том числе и в рамках выборных кампаний.

Прокурор поставила под сомнение слова Лопаевой, что «какого-либо влияния на главу фонда Найданову она не оказывала», та действовала «как руководитель самостоятельного юридического лица». В показаниях Найданова сообщила, что директором фонда ее назначала Лопаева. Также гособвинитель подчеркнула, что заседания участников фонда и попечительского совета носили формальный характер, фактически их не привлекали к участию в делах фонда.

«Будет необходимо подготавливать фиктивные договоры»

— Лопаева сообщила Найдановой, что деньги фонда идут не только на благотворительные проекты, но из них оплачиваются расходы должностных лиц администрации губернатора и аппарата правительства края, — отметила прокурор. — Для этого будет необходимо подготавливать фиктивные договоры. Такие договоры действительно заключались, а обналиченные деньги контрагенты приносили и передавали ей, а в последующем деньги тратились по указанию соучастниц.

Светлана Плотникова подчеркнула, что полученные показания Найдановой отвечают требованиям допустимости и достоверности. При ее допросах был «соблюден соответствующий уровень гарантий, которые определены требованиями УПК РФ».

— Ей разъяснялось положение статьи 51 Конституции РФ и профессиональные права. После чего она добровольно давала подробные и последовательные показания, — рассказала гособвинитель.

Гособвинение представляет Светлана Плотникова

Прокурор коротко огласила показания Леонида Политова, в которых он объяснял, что подписывал договоры фонда «на основании представленных отчетов» и считал, что «практическое исполнение договоров проверено аппаратом правительства».

Далее прокурор привела показания подчиненной Елены Лопаевой — Ирины Смелевской, в которых она призналась, что по указу Лопаевой вела таблицу по расходам губернатора на основании чеков, предоставляемых ей из аппарата правительства также по указанию Лопаевой. По словам Смелевской, Лопаева решала, что «оплачивается за счет бюджета», а что — «из денег фонда», и она же передавала деньги для этого.


— Оплата расходов согласовывалась также с Лопаевой, — продолжила Светлана Плотникова. — Позднее Лопаева стала отправлять получать деньги к Найдановой. Расписки о получении денег Смелевская хранила вместе с чеками, в последующем их забрала Найданова. При этом Найданова неоднократно говорила, что для получения денег ей необходимо заключать договоры с какими-нибудь ИП, третьей стороной по которым являлась администрация губернатора края.

Также прокурор привела показания водителей губернатора, которые рассказали, что по указу помощника Максима Решетникова — Хотулева — в машине всегда должны были быть деньги — сумма от 5 до 10 тысяч рублей «на личные расходы губернатора», которые, например, предназначались «на химчистку его вещей, покупку продуктов питания и иные нужды».

— Деньги, по мере их траты, они получали у сотрудника правительства Смелевской, — добавила прокурор. — Источник финансирования им был неизвестен.

Что рассказали предприниматели

После этого прокурор привела показания предпринимателей, которые заключали с фондом несколько контрактов. Согласно показаниям предпринимателей Жукова и Нуртдинова, они оформили с фондом контракты, фонд перечислил им деньги, хотя фактически работы по договорам не выполнялись, а деньги они обналичили и принесли в фонд.

— На что в последующем были потрачены указанные средства, им неизвестно, — добавила прокурор.

Светлана Плотникова также процитировала показания предпринимателя Килина, который тоже заключал контракт с фондом «Содействие — XXI век». Из его показаний следует, что в январе 2018 года Найданова предложила ему поучаствовать «за вознаграждение в обналичивании денежных средств» фонда, которым она руководит, для этого требуется заключить фиктивные договоры на организацию культурно-массовых и спортивных мероприятий.

— После перевода денег в качестве оплаты по договорам их необходимо было снять и вернуть в фонд, — отметила прокурор. — Себе в качестве вознаграждения он брал часть от обналиченной суммы.

По словам Светланы Плотниковой, ряд договоров подписывались задним числом, а деньги по ним перечислялись заранее. Также гособвинитель отметила, что фонд предоставлял отчеты в укрупненном виде без подробного указания реализованных проектов, сообщая, что деньги освоены.


Плотникова добавила, что во время обысков у Найдановой обнаружили рукописные заметки и чеки, также изучили переписку между обвиняемыми, где отражены сведения об обналичивании. В суде были прослушаны записи телефонных звонков между обвиняемыми, из которых становится понятно, что «Лопаева ставила перед Найдановой задачи», а та отчитывалась перед ней.

Прокурор огласила, что из фонда было похищено 67,7 миллиона рублей, соучастницы Найданова и Лопаева «действовали организованной группой».

— Для их группы характерны сплоченность, стабильность состава, общее понимание преступных целей. Лопаева использовала свое служебное положение, — подчеркнула Плотникова. — При этом она координировала соглашение об экономическом и социальном сотрудничестве с краем. То есть она достоверно знала об объеме благотворительной помощи, поступающей на счета фонда. Лопаева и Найданова, занимая свои должности, обладали полномочиями о расходе денег, которые аккумулировались в фонде. Они присвоили их и затем распорядились по своему усмотрению.

Прокурор попросила судью приговорить Елену Лопаеву к шести годам колонии общего режима, штрафу в 900 тысяч рублей, а также запретить ей занимать госдолжности сроком на 2,5 года. Прокурор добавила, что отягчающих обстоятельств нет, а смягчающими является состояние здоровья подсудимой и ее близких. Также гособвинитель попросила засчитать в требуемый срок месяцы, проведенные Лопаевой в СИЗО и под домашним арестом.

Услышав требования гособвинителя, Елена Лопаева расплакалась. Ее адвокаты попросили время для подготовки к прениям до 16 января.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем