С наступлением морозов в Пермском крае участились случаи возгорания машин. Только за последние несколько дней было зарегистрировано четыре автомобильных пожара. Огонь охватывает все – от легковушек до автобусов и тракторов. И чаще всего причины этого связаны с холодной погодой.
Тревогу забили в ГУ МЧС по Пермскому краю, специалисты которого опубликовали предупреждение для водителей с разъяснением причин, последствий и способов предотвращения возгораний транспорта. Среди самых актуальных оказались различные способы согреть машину в морозы.
В целом, чаще всего пожар начинается под капотом, реже – в салоне автомобиля. Среди возможных исключений – элементы ходовой части автомобиля, где может возникнуть искра от трения – к примеру, когда во время движения заклинивает какой-либо подшипник или колесо. Неожиданно загореться может как старая отечественная легковушка, так и новая иномарка, отмечают спасатели. Автомобиль сгорает дотла за 5-6 минут, причем нередко это происходит на глазах самого владельца. От машины остается только почерневший железный остов и двигатель.
Рекомендации МЧС автомобилистам на случай пожара:
1. Постарайтесь потушить пожар подручными средствами до прибытия пожарных: сбить пламя с помощью огнетушителя, плотной ткани, земли, песка или снега.
2. Если потушить пожар не удается, безопаснее будет отойти подальше, так как может взорваться топливный бак или газовый баллон.
3. Если автомобиль горит на стоянке или в гараже и есть угроза распространения пожара, постарайтесь откатить дальше либо стоящие рядом автомобили, либо загоревшееся авто. Не стесняйтесь и попросите о помощи в тушении прохожих, проезжающих мимо водителей и жителей ближайших домов.
4. Не лишним будет напомнить, что опасно приступать к тушению пожара, если вы находитесь в одежде, пропитанной парами топлива либо испачканной в мазуте, а также, если руки смочены бензином, ни в коем случае не садитесь в горящий автомобиль и не пытайтесь его завести!
Пожарные настоятельно советуют автомобилистам почаще заглядывать под капот, особенно в холода. Причиной возгорания может стать утечка топлива и прочих жидкостей. Известны случаи, когда машины загорались от капающего масла или даже тосола. Утечки возникают в местах соединений, горючая смесь попадает на разогретые детали двигателя, пары бензина вспыхивают от малейшей искры. Далее все зависит от расторопности водителя и наличия надежного огнетушителя под рукой. Что характерно, зимой автомобильных пожаров из-за утечки топлива фиксируется значительно больше, чем летом.
Очень часто машины горят из-за электронагревателей, используемых водителями для предпускового прогрева двигателя. Некоторые «умельцы» используют самодельные приборы, что конечно же недопустимо. У самоделок может оказаться обычный шнур от комнатного удлинителя. В морозы у них трескается изоляция, которая рано или поздно приводит к короткому замыканию и пожару. Некоторые водители используют нагреватели большой мощности, чтобы мотор быстрее прогрелся. Однако это чревато перегревом и опять же возникновением пожара.
Например, 8 декабря в Краснокамске загорелся трактор ДЭК-251. Было установлено, что произошло короткое замыкание – техника находилась на автономном питании от дизель-генератора. На ликвидацию пожара потребовалось семь минут, однако огнем оказалась повреждена кабина – сгорела ее обшивка.
Пожарные также настоятельно не рекомендуют заводить мотор с помощью паяльной лампы: ею греют картер двигателя либо открывают капот и прогревают воздух перед карбюратором, чтобы облегчить пуск двигателя. Пары бензина при этом могут очень легко воспламениться.
«Когда у моего отца был «Москвич-412», зимой он заводился именно таким способом, – рассказывает пермский автомобилист Алексей Зуев. – Специальная труба ставилась одним концом под двигатель, в другой вставлялась паяльная лампа. При этом в багажнике всегда лежала специальная картонка, чтобы в случае пожара было удобно нагрести ей снега для тушения. Такая вот противопожарная безопасность. Повезло, что она ни разу не потребовалась».
В морозы некоторые автомобилисты также укутывают мотор кошмой, чтобы он не так быстро остывал во время остановки. В итоге тратится меньше топлива на прогрев двигателя. Но по правилам пожарной безопасности так делать нельзя. Одеяло соприкасается с мотором, нагревается и рано или поздно начнет дымить. Кроме того, со временем оно может напитаться парами бензина, и тогда возгорание будет практически неизбежным.
Впрочем, есть и более традиционные причины автомобильных пожаров. Самая распространенная среди них – неисправная электропроводка. Нередко машины начинают гореть, скажем, из-за неправильной установки магнитолы или сигнализации. Например, 1 декабря в Березниках загорелся седан Vortex Estina. При помощи огнетушителя хозяин справился с огнем до прибытия пожарных, но иномарка все равно серьезно пострадала. А причиной оказалось короткое замыкание электрической проводки в багажном отделении.
Совсем недавно, 12 декабря, в центре Перми при подобных обстоятельствах и вовсе загорелся пассажирский автобус маршрута №6 («Железнодорожный – ЦКР»). «Горели провода, – рассказал водитель автобуса. – Но в салоне никого не было. Пассажиры вышли на улице Попова. Автобус подлежит восстановлению».
Пока большинство автомобильных возгораний обходится без пострадавших. Но чтобы не остаться без машины, стоит помнить, что даже в холода пожар – это не лучший способ согреться. Поэтому важно следить за техническим состоянием авто и не забывать, что в багажнике всегда должен лежать исправный огнетушитель.