С момента начала продаж электронных полисов ОСАГО прошло уже почти два месяца. Однако, как показало время, автомобилисты не спешат пользоваться достижениями технического прогресса. Основная причина этого – отсутствие доверия страховым компаниям.
Напомним, с 1 июля 2015 года в соответствии с поправками в закон «Об ОСАГО», автовладельцы могут оформлять договоры страхования через Интернет. Для этого необходимо лишь заполнить заявление на сайте страховщика, оплатить полис и получить документ в электронном виде. В настоящее время сервис доступен для продления действующих договоров, заключенных гражданами, а с 1 октября можно будет также заключать новые договоры.
Электронный полис имеет ряд преимуществ: клиенту не приходится менять дату начала действия полиса,новый полис должен начинать действовать сразу по окончании предыдущего, без пробелов в датах и пересечений; клиенту не нужно менять никаких данных в полисе, то есть он экономит время.
Тем не менее автомобилисты не торопятся оформлять страховку онлайн. В июле пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА) сообщала, что большая часть интернет-пользователей, обращавшаяся к базе данных автоматизированной информационной системы, не стала оплачивать страховку. В основном люди интересовались тем, как работает сервис и проверяли стоимость своего полиса.
Россияне также предпочитают оплачивать ОСАГО по старинке. «В прошлом году во время продления страховки я выяснила, что целый год ездила по несуществующему полису, – рассказала Мария корреспонденту сайта. – Если уж сотрудники компании при личном обращении допустили чудовищную ошибку, то мне страшно представить, что будет, если я обращусь за их услугой удаленно. Нет, уж лучше я приду лично и проконтролирую, чтобы все мои данные были внесены в базу, и все было в порядке».
Кроме того, автомобилисты опасаются возможного недопонимания со стороны сотрудников ГИБДД. Как рассказал один из посетителей популярного форума, не все инспекторы знают, что полис можно просто распечатать. «Вчера остановили на червишевском посту, предъявил распечатанный полис ОСАГО. Долго вертели его в руках, пытались предъявить мне подделку документов. Спрашивали, что за серия такая странная ХХХ. В итоге позвонили в страховую, где им рассказали о существовании электронной страховки», – написал он.
Отметим, что проверке наличия страхового полиса в последнее время инспекторы уделяют пристальное внимание. Это связано с тем, что стоимость ОСАГО значительно возросла, и многие автомобилисты просто отказываются ее покупать.
Между тем в конце июля РСА утвердил изменения в правила профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО и в правила по взаимодействию страховщиков ОСАГО со страховыми агентами и брокерами, которые должны повысить доступность «автогражданки». В частности, теперь в правилах указана обязанность компании заключить договор в день обращения клиента. Также теперь в правилах прописано, что страховщик обязан информировать клиентов о возможности покупки полиса ОСАГО без заключения иных договоров страхования или оплаты иных услуг, а также ознакомить с содержанием информационной брошюры «ОСАГО+», разработанной Банком России.
Также страховщик обязан информировать клиента о значении коэффициента «бонус-малус», применяемого при расчете страховой премии по договору ОСАГО и полученного с использованием сведений из Автоматизированной информационной системы РСА. Кроме того, в обязанность страховщиков теперь включено информирование о порядке перерасчета премии, если страхователь решит изменить условия договора.