Мало кто из пермяков знает, что на велосипедном заводе «Велта» производили автомобили. Да ещё какие! «Автокам» делали со стеклопластиковым кузовом — копией английского Rickman Ranger. «Пермский джип» выпускался всего несколько лет, и встретить его на улице практически невозможно. По разным данным, с конвейера сошли от 100 до 1000 «Автокамов». Нам повезло — мы нашли контакты Евгения Лебедева, хозяина одного из таких автомобилей.
У «Автокама» уникальных запчастей немного: рама и корпус. Всё остальное — от других советских автомобилей: ходовая часть от «Ижа-Орбиты», двигатель и коробка передач — от «Москвича-2140», электроника и салон — практически копия «Оки».
В первые же минуты знакомства «Автокам-2160» 1996 года выпуска закапризничал — застрял в неглубоком снегу на небольшой поляне. Хоть этот автомобиль внешне напоминает джип, ведущих у него два задних колеса. Однако, по словам Евгения, с проходимостью у «Автокама» всё в порядке, и небольшой инцидент со снегом — исключение из правил.
— Как у вас появился этот автомобиль?
— Впервые я увидел его в 1995–1998 годах в городе. Тогда папа мне сказал: «Смотри, какой у нас автомобиль производят — с пластиковым кузовом. Хорошая машина. Вечная!» А этот экземпляр я купил девять лет назад. По словам хозяев, к нему тогда лет пять-шесть никто не подходил. Хозяевам нужен был пустой гараж, и они хотели сдать «Автокам» на металлолом. Но металлоломщики его не взяли, потому что кузов пластиковый.
Евгений купил машину за четыре тысячи рублей, хотя сейчас ему предлагают продать её за 160, оформил все необходимые документы, на эвакуаторе отвёз «Автокам» к себе и начал ремонтировать. Номер у машины тоже бросается в глаза — Х666УУ. Евгений говорит, что достался он случайно, «на раздаче слонов» в ГИБДД: «Прямо при мне другому автолюбителю дали номер с тремя пятерками, а мне вот такой».
— Почему именно «Автокам»?
— Это редкий автомобиль. Традиционных советских ретроавтомобилей типа «Волги-21», «Победы» или ГАЗ-69 выпустили много — их миллионы. Из них добрая половина сгнила. А этих выпущено намного меньше, а сгнили немногие.
— Удивляются прохожие, когда его видят?
— Недавно была такая история — приехал к другу в район «Велты». Ковыряемся в гараже. Проходят мимо две пожилые женщины. Одна другой говорит: «Вот! Смотри! Мы такие собирали. Может, даже я этот автомобиль собирала».
— Что уже сделали с автомобилем, чтобы он ехал?
— Капремонт двигателя, поставил другую коробку передач, дисковые тормоза на все четыре колеса. Бонусом поставил самоблокируемый дифференциал на задний мост от 412-го «Москвича», который ставили для гоночной команды ижевского завода. Ну и поменял разные мелочи: стартер, карбюратор и прочее.
— Что будете делать дальше?
— Продавать его не собираюсь. Хочется кое-какие технические задумки воплотить. У меня уже лежит новая микропроцессорная система зажигания, новый карбюратор, немного изменённая головка блока, чтобы получить от двигателя всю её возможную мощность. Хочу сделать автомобиль поэффективнее, поэкономичнее.
Мы продолжаем серию материалов, посвященных необычным автомобилям. Мы уже рассказывали о самой низкой в мире «буханке» и карете-лимузине, которую купили, «чтобы дарить позитив». Если вы владеете уникальной машиной, о которой стоит рассказать всему городу, то звоните в редакцию 59.RU по телефону (342) 215-01-21 или пишите нам на почту Написать письмо или в VK.