Мы продолжаем сериал про редкие и уникальные автомобили, которые можно встретить на улицах нашего города. Было бы странным на 9 Мая рассказать про обычный гражданский автомобиль, поэтому представляем вашему вниманию механического вояку ГАЗ-67. Нам попался экземпляр с литерой «б».
Если в одной из серий мы рассказывали про лимузин-карету, который создан для комфорта и красоты, в другой — про шоу-кар «Батон», который сделан для того, чтобы удивлять людей, то сегодня — тот случай, когда про практичность. ГАЗ-67 использовали в разведке и в качестве штабного автомобиля, на нём перевозили противотанковые пушки, а лобовое стекло ставили вертикально, чтобы с самолёта нельзя было увидеть блики. Всё серьёзно. Не до красоты.
67-й — потомок ГАЗа-64, первого советского армейского внедорожника, аналога американских джипов Willys и Bantam. ГАЗ-67 и его более современную модель ГАЗ-67б выпускали с 1943 по 1953 год. За десять лет советский автопром выпустил чуть меньше 100 тысяч этих автомобилей. При объёме двигателя в 3,3 литра его мощность совсем невелика — чуть более 50 лошадиных сил. Автомобиль вполне прожорлив — 15–25 литров 66-го бензина на 100 километров. Но, как нас заверил хозяин пермского экземпляра Андрей Варачев, во время Второй мировой войны в советский джип заливали 50 процентов бензина и 50 процентов керосина. Такая смесь легко «переваривалась» ГАЗом.
— Я на этом автомобиле выезжаю один раз в год — 9 Мая — покататься, ветеранов поздравить, — рассказывает 59.RU Варачев. — Показать, что есть ещё такие машинки, что они ещё бегают.
— Как у вас появился этот ГАЗ?
— У меня давно была мечта — найти военный автомобиль. Искал именно на ходу и с документами. Восемь лет назад нашел этот экземпляр в деревне Никулино. Долго вели переговоры с хозяином, который не хотел его продавать. В итоге поменял я его на уазик.
— В каком состоянии он был?
— Он был не на ходу. Были проблемы с мотором. Я его чуть сделал, и он сейчас ездит. Но к полноценной реставрации я не приступал — нет времени. Сейчас машина процентов на 80 состоит из оригинальных деталей.
— А как находите запчасти?
— Есть специализированные форумы, где люди находят запчасти по деревням. Разбирают автомобили, которые невозможно восстановить. Вообще, у ГАЗа американский двигатель Ford A объёмом 3,3 литра, 54 лошадиные силы. По нынешним меркам это, конечно, смешно выглядит, но зато у него тяга — вагон можно на нём утащить.
— Что планируете делать с этой машиной? Какая у неё дальнейшая судьба?
— Планирую довести её до заводского состояния. Интересно же, чтобы она и дальше сохранялась.
— Какие эмоции возникают у людей, которые видят вашу машину?
— Очень положительные, когда едешь по городу — ДПС честь отдают, люди сигналят, радуются. В 2012 или в 2013 году был такой случай — катались по городу, остановились у драмтеатра. Подошёл дедушка-ветеран в годах. Погладил машину. Я, говорит, служил в войну водителем военным. И в том числе, видимо, ездил на ГАЗ-67. Я ему говорю: «Так садитесь за руль, прокатитесь!» Он: «Не. Я уже не смогу сам. Тяжело». Я посадил его рядом, прокатил вокруг драмтеатра по этому кварталу… У самого слёзы были на глазах. Это надо было видеть. Только ради этого стоит сохранять историю нашу.