Сегодня электромобиль — уже не что-то новое и диковинное на городских дорогах и улицах. Большие и маленькие электрокары всё чаще можно заметить в пробке или на светофоре. Но покупать такую машину большинство автомобилистов всё равно пока не спешит. С какими сложностями сегодня сталкиваются владельцы современных электрокаров? Как установить для них розетку возле своего дома? Как обслуживать такую машину? С этими и другими вопросами мы обратились к руководителю пермского клуба «Электро Прикамье» Александру Шаврину, который занимается продвижением и популяризацией экотранспорта.
— Александр, сколько сейчас электромобилей в Пермском крае?
— По нашим примерным расчетам, сейчас в Пермском крае около 400 электромобилей. В нашей группе в соцсети где-то двести человек. Знаем, что часть — это неучтенные «Порше», «Ягуар», «Ауди», «Мерседес», но им наша группа не нужна. Также в городах края люди покупают электрокары. Вообще мы создали отдельный чат в WhatsApp для владельцев машин, чтобы не было этих постоянных вопросов: сколько едет, сколько стоит? По сути это группа взаимоподдержки. Отдельный чат у нас в Telegram, куда мы скидываем новости про электромобили, там можно задать вопросы, чтобы каждый мог зайти и спросить: «А где или как зарядку сделать? А что купить? А зачем?»
— Сколько сейчас стоят электромобили? Что в основном покупают пермяки на рынке?
— Всегда «Теслы» — это меньшинство. В основном их владельцы — это новаторы, которые в последние годы купили такую машину, потому что хотелось чего-то нового. Большинство машин на дорогах — это «Ниссан-Лиф». Во всех российских городах их примерно 80 процентов от всех электромобилей, потому что это бюджетный вариант. Цены на них разные. Главное в электромобиле — это батарея, и чем выше ее емкость, тем он дороже. Например, самые дешевые варианты из «Лифов» можно купить за 300–400 тысяч рублей. У такой машины будет плохая батарея и правый руль. В принципе, это может быть хорошая машина, но запас хода у нее будет 50–80 километров. И тут я всем говорю: нужно определять возможности и потребности. Если каждый день ты ездишь 10 километров до дома, работы, магазина, то «Тесла» тебе не нужна, можно спокойно ездить на «Ниссане-Лифе».
Сейчас в гонку включаются и российские производители. Так, например, недавно КАМАЗ представил электрокар «Кама-1». Для коммерческого использования разработали электрический мусоровоз КАМАЗ, а ГАЗ в прошлом году показал первую электрическую «Газель».
— Наверно, самый частый вопрос: дорого ли сейчас содержать электромобиль?
— Обычно мы сравниваем электромобили с бензиновыми машинами. В год за электричество дома я плачу 15 тысяч рублей. Рабочая машина у меня — «Ниссан-Лиф», в редукторе которого я раз в год произвожу замену масла. При этом он за месяц перевозит 30 тонн картона, а в год — 360 тонн. Затраты на электроэнергию у меня составляют примерно 20 тысяч рублей в год. Остальное всё так же, как у обычных машин: замена тормозных колодок, но меняются они реже за счет рекуперации торможения, плюс ремонт подвески из-за наших дорог.
Если мы берем премиум-сегмент («Теслы», «Ауди», «Ягуары» и «Порше»), в таких машинах всё завязано на гарантии. Они почти все официально привезены в Россию, кроме «Теслы». «Теслы» делятся на «американок» и «европеек». В европейских версиях ты отвозишь машину для ремонта батареи или электромотора в ближайший сервис в Польше. Можно заказать автовоз примерно за 70 тысяч рублей. В польском сервисе у «Теслы» батарею меняют по гарантии, и после этого ты машину доставляешь обратно домой на автовозе или едешь сам, наслаждаясь путешествием. Это если батарея умерла настолько, что на ней вообще нельзя передвигаться. При этом машина сама скажет владельцу об этом. Но если батарея еще живая, то ее можно и своим ходом отвезти. То есть главная затрата — это расход на транспортировку. Что касается остальных официальных дилеров, которые представлены в России, например, «Ауди» или «Ягуар», то они должны поменять батарею здесь по гарантии.
Если мы берем бюджетный вариант «Теслы» из Америки, который можно купить за 2–3 миллиона рублей, или праворукий «Лиф», ввезенный из Японии через Дальний Восток, то для замены батареи эти машины нужно отправлять соответственно в США или Японию. Но, конечно, так никто не делает. И поэтому ремонт батареи для «Теслы» в России будет стоить примерно столько же, сколько отправка машины на родину, — от 100 до 200 тысяч рублей. С «Лифом» всё проще — у него батарея снимается, и меняется она не вся, а частями. Обычно у них одна из ячеек теряет емкость до 20 процентов. После ее замены ты можешь использовать эту батарею у себя дома, например, для бесперебойника, подключить к ней солнечную батарею или ветрогенератор.
— Еще один важный вопрос касается нашего климата. Как эксплуатировать электромобиль зимой? С какими проблемами можно столкнуться?
— У всех дорогих марок стоит климат-контроль батареи. И даже у некоторых «Лифов» тоже есть встроенный подогрев батареи. Всё зависит от того, где покупалась машина. Если ее купили в Японии, то там подогрев и не нужен, и поэтому его нет. В «Теслах» и других премиальных марках подогрев и охлаждение батареи есть изначально. У летних «Ниссанов» вопрос с подогревом решается установкой греющего кабеля, который используется для теплых полов. То есть проблемы в этом особой нет, просто нужно это сделать. Последние зимы, кроме 2020 года, были относительно теплые. И при температуре воздуха в -20 градусов «Лифы» спокойно эксплуатируются. При 30-градусных морозах есть три варианта: либо постоянно двигаться на машине, либо ее заряжать, либо ставить подогрев. Еще зимой запас хода уменьшается за счет работы электротэнов, которые будут потреблять электричество и обогревать салон. Решается этот вопрос установкой «Вебасто» (предпусковой обогреватель. — Прим. ред.), который обогревает салон за счет горения, но такой вариант используют в основном для менее емких батарей у «Лифов». То есть летом электромобиль с хорошей батареей емкостью в 24 киловатта может проехать примерно 100 километров, а в мороз — на 20 процентов меньше, а это для него уже достаточно критично. Кто покупает машины с емкостью где-то 30 киловатт стоимостью в миллион рублей, то они не заморачиваются. Всё, что нужно, — это поставить подогрев батареи.
— Можно ли путешествовать на дальние расстояния на электрокаре? С какими трудностями придется столкнуться в дороге?
— Надо исходить от потребностей и возможностей. Если мне надо доехать быстро, то я полечу на самолете или поеду на поезде. Но если мы переходим в рамки, что я путешествую, то электромобиль — вариант для этого лучший, чем «бензинка». Сейчас самая старая версия «Теслы» имеет запас хода примерно 300 километров. Более новые модели могут проехать на одном заряде 600 километров. Понятно, что можно ехать и на «Ниссане-Лифе», но примерно каждые 100 километров нужно будет заряжаться. Между городами у нас примерно 200–300 километров. То есть ты доехал до крупного города, зарядился и дальше поехал. И во время зарядки гуляешь и осматриваешь достопримечательности. Например, в Ижевске можно пострелять из калашникова или сходить в зоопарк.
Но если нет зарядки по пути, то решается всё очень простым способом. В машине у нас стоит электромотор, который, если его крутить, вырабатывает электричество. Поэтому всё, что нужно, — это тащить машину на тросе, а не ждать, пока тебе привезут канистру, или самому за ней ехать. Есть примеры, когда за 100 километров на тросе люди полностью заряжали «Теслу». В таком случае ты не тратишь время на зарядку, «бензинка» тебя тащит, и ты заряжаешь по пути свою батарею. Но надо понимать, что не каждая машина сможет утащить «Теслу». Вариант с переносным генератором не подойдет, потому что для зарядки электромобиля необходимо заземление, нужен хороший ток, а для этого нужен мощный генератор.
— Если купил электромобиль, то к чему тебе надо готовиться в первую очередь?
— Придется менять отношение к своему времени, расписанию и тайм-менеджменту. Допустим, ты стал владельцем «Ниссана-Лифа». У тебя должен быть четко построен маршрут — ты едешь оттуда дотуда. Например, у нас одноклубник живет в Протасах, а работает в центре. Он купил «Лиф» за 300 тысяч рублей с запасом хода в 80 километров. И каждый день он едет очень четко от дома до работы. Емкости батареи ему хватает доехать только в одну сторону. На работе он втыкает машину в розетку и заряжает ее. Если ему надо ехать куда-то по делам, то делает он это на такси. По его расчетам, он окупил свою машину за полтора года, просто потому что он ездит на работу на ней. Покупая бюджетный электромобиль, ты должен четко выстраивать и понимать свой маршрут и планы на день.
— То есть сейчас электромобиль подойдет не каждому?
— Нет, он для каждого, но должна произойти перестройка в голове. Если ты хочешь ездить, это не проблема. Проблема в том, что желание, чтобы у тебя был запас хода в две тысячи километров, не требуется. В день тебе надо проезжать 15 километров, а почему-то ты хочешь, чтобы у тебя две тысячи в запасе было.
— Поговорим о насущном — зарядках. Сложно ли сделать зарядку возле своего дома?
— На самом деле сейчас этот вопрос является камнем преткновения. Если в ТСЖ или УК работают адекватные люди, то проблем не будет. Просто надо электрику сказать, что эти машины могут потреблять ток из обычных розеток на 220 вольт и им надо всего 3,6 киловатта. По незнанию многие люди сразу говорят: «Нет, нельзя». Почему нельзя? Чем это обосновано? Другие пытаются на этом заработать, предлагая разработать какой-то проект или ТЗ. То есть у каждого по-разному. В большинстве случаев нужно просто найти в своем доме электрика, объяснить ему, что за машина у тебя и какие у нее характеристики. Еще важный момент — разъяснительная работа с соседями. Лучше всего им объяснить, что у тебя современный электромобиль, он не взорвется и не загорится. У вас же дома телефон на зарядке стоит — и нечего в основном не происходит. Просто нужно объяснить, тогда человек понимает и видит, что есть машина и есть для нее розетка. Главное — сделать всё безопасно. Большинство же думают, что электричество только дома. Из-за этого начинаются проблемы с ТСЖ, у которых в голове страшные картинки с брошенными проводами из окон.
— Есть ли на рынке типовые решения для зарядок, чтобы купить и сразу установить возле дома?
— Сейчас есть домашние зарядные станции. По сути эта та же самая розетка, сделанная в антивандальном и безопасном корпусе. Но стоимость таких решений выше. Дешевле будет попросить электрика и смонтировать розетку самому.
— А есть уже в Перми примеры, когда зарядки для электромашин установлены во дворах многоквартирных домов?
— Такие примеры в Перми уже есть. Розетки установлены на подземном паркинге или улице. Преимущество электромобиля в том, что его можно поставить под окном и он будет зимой прогреваться без лишнего шума и запахов. Машина просто подключена к розетке и сама греется. У нас проблема в том, что люди не хотят заморачиваться по этому поводу: «По городу везде бензиновые заправки стоят, зачем мне тут с электриком договариваться о чём-то?» Большинству людей проще купить «бензинку» и ездить заправляться, чем один раз заморочиться и поставить себе розетку. И поэтому мы сейчас пересели в Morion Digital для того, чтобы собирать людей, которые хотят сделать типовые решения, чтобы «Россетям» сказать: «Почему вы до сих пор не предлагаете типовую услугу по установке розеток для электромашин?» Мы для этого сейчас и работаем, чтобы люди знали, что надо делать, что вокруг электромобиля сейчас собран большой пузырь технологий, которые могут применяться для бизнеса, в том числе переборка тех же аккумуляторов и батарей, изготовление бесперебойников для дома. И наша задача — показать, как и для чего это делать, чтобы люди двигались в правильном направлении.
— Я знаю, что в Пермском крае владельцы электромобилей платят полную ставку транспортного налога. Обращались ли вы к властям, чтобы ее снизить или отменить?
— Каждый год мы обращаемся в правительство, чтобы сделать какие-то поблажки для развития экотранспорта. И пока нам говорят, что на данный момент, если мы отменим налог на электротранспорт, бюджет потеряет очень много денег. У нас есть ответы от чиновников, где они объясняют свою позицию. Немного другая история с платными парковками. Их делали для того, чтобы люди парковались правильно и зарабатывал бюджет. И получается, что если мы сделаем для электрокаров бесплатную парковку, то они займут все парковочные места, парковаться будет негде, и придется увеличивать стоимость парковки. Такой же логикой объясняют в Москве невозможность движения электромобилей по выделенным полосам: якобы они займут все полосы и ехать будет негде.
Я бы сравнил наш регион с Техасом, где считают, что электротранспорт может убить нефтяную отрасль. При этом большая часть нефти используется не для производства бензина, а для изготовления других материалов. Сейчас в соседней Удмуртии отменили транспортный налог для электромобилей, а в Свердловской области его уменьшили вдвое. Я понимаю, что электромобили ездят по дорогам, и мы готовы платить за это, но остальные акцизы, которые входят в транспортный налог, можно было бы отменить. Что критичного в отмене налога для владельцев «Ниссанов-Лифов», которые платят несколько тысяч рублей в год? По факту сейчас покупку электротранспорта у нас популяризируют повышением цен на бензин.
— Кто такой сейчас владелец электромобиля в России?
— Сейчас человек, который покупает электромобиль, — в первую очередь новатор. Он хочет перемен в своей жизни, он устал от однообразия, он смотрит в будущее. Он через три года не хочет менять автомобиль или делать капитальный ремонт двигателя. Этот человек хочет, чтобы машина была средством передвижения, а не той вещью, которая забивает голову постоянными ремонтами.