Все чаще покупатели сталкиваются с серьезным браком новых автомобилей. Однако только единицы владельцев бракованных машин решаются подавать на производителей в суд и защищать свои права. Мы поговорили с юристом и выяснили, что делать в случае серьезного брака и как вернуть свои деньги и получить серьезную неустойку от автоконцернов за испорченные нервы и потраченное время.
Сегодня большинство покупателей ответственно подходит к покупке автомобиля. Будущие автовладельцы изучают в интернете характеристики, читают отзывы и выбирают автомобиль, ориентируясь на надежность и недорогой ремонт в будущем. Но зачастую после покупки японской или немецкой иномарки владелец сталкивается с серьезными поломками или откровенным браком.
Например, в прошлом году житель Перми, купивший Mercedes-Benz за 1,9 млн рублей, взыскал с немецкой компании первоначальную стоимость внедорожника, разницу в цене с новым автомобилем в размере 470 тысяч рублей, неустойку — 400 тысяч рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 тысяч рублей. Кроме того, автоконцерн оштрафовали на 300 тысяч рублей.
На что смотреть в салоне?
Чтобы не обращаться в суд, эксперты советуют проверить качество машины еще в салоне. Например, перед покупкой можно проверить лакокрасочное покрытие автомобиля с помощью толщинометра. Это позволит избежать покупки перекрашенной машины, получившей повреждения во время транспортировки.
После покупки автомобиля владельцу стоит помнить, что не каждая поломка может считаться браком. Например, постоянные скрипы в подвеске должны устраняться по гарантии и не являются существенным недостатком, из-за которого можно вернуть машину через суд.
— Чтобы считаться браком, недостаток автомобиля должен быть повторным, неоднократным и мешать потребителю пользоваться товаром больше 30 дней каждого года гарантийного срока, — отмечает юрист краевой организации «Потребсовет» Вадим Медведев. — Либо недостаток должен быть не устранен дилером за 45 дней или составлять более 50% стоимости автомобиля. Опять же не каждый недостаток дает потребителю право на возврат товара.
Пока машина на гарантии, эксперт советует обращать внимание на документы, предоставляемые официальным дилером после ремонта. Так, с дилера следует обязательно требовать оформленные акты выполненных работ с правильной датой. Если ремонт не был сделан за 45 дней, то владелец машины вправе потребовать возврат денег за купленный автомобиль.
— Многие автодилеры стараются не оформлять и не давать документы на ремонты, чтобы поломка не стала повторной. У нас были случаи, когда потребителя заставляли подписывать документы задним числом после истечения 45-дневного срока ремонта, — объясняет Вадим Медведев.
Что делать, если обнаружил брак?
Если владелец автомобиля решил, что поломка является браком, в первую очередь стоит запастись терпением и обратиться к юристу. Это позволит избежать ошибок на первых этапах претензионной работы с дилером.
— Залог успеха — планомерная подготовительная работа, которая заключается в сборе информации о ранее произведенных ремонтах, в грамотном проведении экспертиз, соблюдении их требований, правильный выбор эксперта и экспертной организации, — поясняет Вадим Медведев. — Начальная работа играет в таком деле большую роль.
После досудебной переписки следует обращение в суд с требованием возврата уплаченных за бракованный автомобиль денег, а также компенсации, неустойки и понесенных расходов. Требования к возврату средств юристы советуют предъявлять непосредственно производителям.
— Маленький региональный автодилер может менять компании, банкротиться. Пройдя такой длинный путь, вкладывая деньги в экспертизы, оплачивая несколько лет расходы на ремонт и эвакуацию автомобиля, человек получает решение суда, а компания к тому времени уже обанкротилась. Поэтому судиться надо с производителем. И вина в том, что автомобиль некачественный, в конечном счёте также лежит на нем, — отмечает эксперт.
У кого не бывает брака?
При грамотном подходе владелец бракованного автомобиля может вернуть через суд 6-7-кратную стоимость автомобиля. В некоторых случаях судья может уменьшить неустойку в несколько раз, а может вернуть двукратную стоимость автомобиля. Так, в ноябре один из судов Перми взыскал с компании Opel более 2,6 млн рублей за бракованную машину.
Как отмечает Вадим Медведев, от брака не застрахованы и владельцы автомобилей премиальных брендов, и недорогих отечественных легковушек. При этом в некоторых случаях производители сами идут навстречу покупателю и возвращают деньги за некачественный авто.
— У отечественных автопроизводителей качество хуже, чем у иностранных. Но осознавая большое количество брака своей продукции, наши производители пытаются на стадии ремонта провести проверку своих автомобилей. Приезжают представители и в суде пытаются договориться о мировом соглашении. Благодаря такому соглашению покупатель получит меньше денег, но быстрее и раньше, чем в судах, — рассказал автоюрист.
Напомним, в 2018 году автомобилистам придется возить с собой спецодежду, а камеры видеофиксации научатся штрафовать за отсутствие ОСАГО и техосмотра. О том, что еще изменится в наступившем году для водителей — в нашем материале.
Фото: Тимофей Калмаков