Закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП) вступил в силу 1 января этого года, однако по сей день вызывает массу вопросов, дискуссий и слухов. Давайте разберемся, что на практике означает этот закон для всех заинтересованных сторон: перевозчиков, пассажиров и страховых компаний.
Как и любой закон об обязательном страховании, ОСГОП на первоначальном этапе выявил ряд вопросов и шероховатостей, которые нуждаются в дополнительной проработке. Это нормальное явление, ведь все предусмотреть очень сложно. Так было, например, при запуске ОСАГО, когда в течение нескольких лет законодатели и участники рынка совместными усилиями выявляли недостатки и дорабатывали нормы закона. Вступив в силу 1 января 2013 года, закон об обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков фактически заработал только 14 марта, когда были завершены все необходимые процедуры по внесению изменений в устав профессионального объединения страховщиков ответственности, и страховые компании смогли пройти процедуру лицензирования по новому виду. Но уже сейчас, спустя месяц с начала реализации ОСГОП, можно сделать определенные промежуточные выводы.
Временные минусы
Страховые компании столкнулись с рядом методологических проблем, в частности, связанных с определением пассажиропотока, перевозимого страхователями-перевозчиками, так как отдельные формулы расчета пассажиропотока содержат непроверяемые страховщиком показатели, которые сообщает перевозчик в заявительном порядке. Некорректность данных, в свою очередь, может вызвать неверный расчет тарифа.
Перевозчики, ожидая увеличения расходов, заговорили о необходимости поднять стоимость проезда. В Перми, где 100% автобусных перевозок осуществляется коммерческими организациями, эта проблема всегда стоит особенно остро. Но хочу подчеркнуть: нагрузка на городского перевозчика в связи с необходимостью заключить договор ОСГОП составляет 14 копеек на одного пассажира, то есть аргументировать подорожание стоимости билета на городской автобус больше, чем на эту сумму, перевозчику не удастся. Поэтому с уверенностью могу сказать, что закон об обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков не может оказать существенного влияния на тарифы перевозчиков.
Закон об обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков направлен прежде всего на защиту пассажиров, предусматривая возмещение ущерба, причиненного их жизни, здоровью и имуществу. Подобной нормы защиты в российском законодательстве ранее не существовало, поскольку пассажир, пострадавший в транспорте, должен был долго через суд доказывать вину водителя. Новый закон эту проблему снимает. Правда, и здесь пока есть свои проблемы. Минтрансом введен порядок урегулирования убытков по ОСГОП, согласно которому пострадавший пассажир должен предоставить в страховую компанию ряд документов, в том числе – от ГИБДД и службы скорой помощи.
Но в настоящее время остается нерешенным вопрос о порядке возмещения ущерба в случае причинения вреда пассажиру, если страховое событие произошло не в результате ДТП, а по иным причинам, либо если ущерб здоровью был легким или средней тяжести, когда на место ДТП не выезжают ни сотрудники полиции, ни скорая помощь, и зафиксировать документально факт причинения вреда никак невозможно. Например, пассажир получил травму при резком торможении транспортного средства или при срабатывании автоматических дверей. А ведь возмещение такого вида ущерба предусмотрено законом об ОСГОП. Пока не будет разработана процедура оформления таких страховых событий и формы справки, потерпевшим пассажирам нечего будет принести в страховую компанию в качестве документов, подтверждающих факт и обстоятельства страхового события. Как следствие – у страховщиков не будет законных оснований для производства страховых выплат. Поэтому страховщики направили запрос в Минтранс с просьбой пересмотреть отраслевые инструкции в части установления порядка оформления обращений граждан за справками по ушибам, порезам и т.п., полученным ими при перевозке. Пока этот вопрос остается открытым.
Очевидные плюсы
Повторюсь: закон об обязательном страховании ответственности пассажирских перевозчиков направлен на защиту интересов пассажиров. Трагедия с теплоходом «Булгария», «бешеный» автобус и трамвай в Перми доказали его жизненную необходимость и целесообразность.
До введения закона у нас были предусмотрены разные страховые суммы: для авиапассажиров, согласно воздушному кодексу, 2 млн 25 тысяч рублей в случае причинения ущерба жизни и два млн в случае причинения вреда здоровью; для пассажиров ж/д транспорта – 12 тысяч рублей, для пассажиров автомобильного транспорта – 160 тысяч рублей в случае причинения вреда жизни и здоровью в соответствии с законом об ОСАГО. С введением в действие закона об ОСГОП лимиты выплат для всех видов пассажирского транспорта были приведены к единому стандарту: за причинение вреда жизни – от 2 млн 25 тысяч рублей, здоровью – от 2 млн рублей, имуществу – от 23 тысяч рублей на каждого пассажира. При этом под действие закона попадают любые события, произошедшие на транспорте, которые повлекли причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу пассажира, вне зависимости от вины водителя.
Особо необходимо подчеркнуть, что размер компенсации за причинение вреда здоровью потерпевшего определяется по так называемой таблице выплат, в зависимости от характера и степени тяжести повреждения. То есть за каждый вид травмы Правительством РФ определена конкретная сумма компенсации, и никаких разночтений в расчете убытка быть не может.
И, наконец, мы надеемся, что закон об ОСГОП окажет положительное влияние на качество и безопасность пассажирских перевозок. Конечно, перевозчик обязан выпускать на маршруты только технически исправные транспортные средства. Но все мы знаем, насколько изношенным является, например, автопарк некоторых пермских автобусных компаний. Но сейчас, если будет установлено, что причиной аварии стала неисправность технического средства, страховая компания выплатит все необходимые компенсации пострадавшим, однако будет иметь право потребовать с перевозчика возмещение компенсации в рамках регрессного требования. То есть перевозчику выгодней контролировать техническое состояние своего автопарка, чем оплачивать многомиллионные регрессные иски.
С начала реализации закона об ОСГОП прошло чуть больше месяца, поэтому о реальной практике его применения пока говорить рано. Договоры с перевозчиками заключаются, хотя далеко не все перевозчики еще обратились к страховщикам, СМИ и страховым сообществом ведется активная разъяснительная работа как среди перевозчиков, так и среди граждан – потенциальных пассажиров. Но по-настоящему мы сможем оценить действенность этого закона, только когда появится опыт урегулирования убытков.