В Перми почти четыре года выпускают необычные карты для детей Papitama. Главное отличие от взрослых карт — на каждом континенте нарисованы характерные животные и растения. При этом ребенку не предлагают заучивать представителей флоры и фауны. Внизу карты есть интересные задания: выполняя их, можно незаметно для себя выучить все необходимые факты.
Papitama — это проект студии «Играматика», совладелица которой Елена Дзюбенко стала героиней нового выпуска спецпроекта «Маленький, но гордый бизнес».
Елена рассказывает, что идея создать игровую карту родилась, когда ее младшему сыну было пять лет. Пермячка искала по книжным магазинам и в интернете детские карты, чтобы заинтересовать ребенка географией. Но все предлагаемые варианты маме с сыном чем-то не нравились.
— У одной карты был чересчур насыщенный синий цвет, на другой — слишком карикатурные персонажи, — рассказывает Елена Дзюбенко. — А мы в то время с сыном и старшей дочкой любили играть в Pictureka. Принцип простой: получаешь маленькую карточку с изображением какого-то объекта и ищешь его на большом рисунке. Мы с подругой Еленой Пауесовой даже пробовали адаптировать эту настольную игру. Получилась ерунда, но мысль в голове осталась. И когда я искала детскую карту, пришла идея создать свою — красивую, с множеством разнообразных объектов. Чтобы можно было не только рассматривать карту, но и включить в нее игровой элемент.
К издательскому делу Елена тогда не имела никакого отношения. До этого работала переводчиком, помощником руководителя на фабрике «Нестле», занималась закупками, была экономистом-аналитиком. Новый проект начала с нуля, объединившись с подругой Еленой Пауесовой. Две мамы мечтали сделать что-то полезное не только для их детей. Друзья порекомендовали им иллюстратора Марию Меркушеву, та, в свою очередь, познакомила двух Елен с супругом — дизайнером Дмитрием Выдриным. Так появилась студия «Играматика», и стартовала разработка ее главного проекта — карты мира для детей. В проект Елена с партнерами вложили более полумиллиона рублей и море энтузиазма. Они были уверены, что риск оправдан.
— Мы с Леной тогда совершенно не представляли, как долго идет такая работа, насколько она сложная, — вспоминает Елена Дзюбенко. — Когда первый раз встретились с дизайнером и иллюстратором, сказали, что нужно все сделать недели за две-три. Нам объяснили, что это нереально.
Придумать и нарисовать оригинальных персонажей, животных и растения, разместить их на карте, разработать интересные задания — на все это понадобилось почти полтора года. Постоянно появлялись новые идеи, как спрятать на картинке тот или иной объект, чтобы его было интереснее искать. Карта разрасталась. Появилось название Papitáma — его придумал Дмитрий. Остальным участникам команды понравилось гармоничное фантазийное слово, ассоциирующееся с чем-то уютным и мягким, папой и мамой вместе взятыми. И напоминает сочетание «ходить по пятам». В данном случае — по пятам истории и культуры при изучении окружающего мира.
Первый тираж детских карт вышел в декабре 2016 года. К тому моменту «Играматика» уже выпустила первый набор мемори — его придумывали одновременно с картой. Сейчас студия издает восемь видов карточек для запоминания: «Достопримечательности мира», «Флаги стран мира», «Мировые виды спорта» и другие.
Первые продажи пришлись на тематические выставки «Пермской ярмарки» — «Умный ребенок», «Образование и карьера».
— Там мы смогли пообщаться с осознанными родителями, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии их детей, — рассказывает Елена. — Они хотят давать своим детям качественные игры и пособия. Такие родители — наши потенциальные покупатели.
В зависимости от сезона ежемесячно продается от 400 до 800 карт Papitáma. За все время существования проекта люди приобрели около 12 тысяч карт. Заказы поступают не только из России, но и из других стран — от Австралии до Мексики. Пока только от русскоязычного населения — иностранцы не понимают надписи. Но в ближайшем будущем детскую карту мира планируют перевести на другие языки, чтобы расширить аудиторию покупателей.
— Наша карта — это не только украшение детской комнаты, — отмечает Елена. — Она помогает изучению окружающего мира, расширяет кругозор. А также помогает объединить семью: старшие подключаются к младшим. Картой и мемори можно пользоваться и в комплекте. Например, дать ребенку несколько карточек с флагами или животными и сказать, чтобы нашел их на большой карте.
Помимо основных продуктов, студия периодически запускает в производство экспериментальные. Например, три года назад на «Камве» в Хохловке продавали наборы картонных кукол на ниточках в костюмах народов Прикамья — это был совместный проект фестиваля и «Играматики». В некоторых детских поликлиниках висят карты Papitáma — маленькие пациенты могут изучать их, дожидаясь очереди к врачу. Они появились в рамках проекта для отвлечения детей от постоянного использования гаджетов. А вот проект под названием «Игротеки» пока пришлось отложить. Сейчас в студии думают, как организовать игровые пространства в режиме онлайн.
В планах на будущее, помимо перевода карты на другие языки, выпуск развивающих раскрасок. По темам, как мемори: про динозавров, роботов, жуков, животных с детенышами, растущие в прикамских лесах грибы. Задумка — чтобы дети, раскрашивая картинки, изучали что-то новое.
Ранее в спецпроекте «Маленький, но гордый бизнес» мы рассказывали о семейной пасеке «Медовое раздолье», производстве полуфабрикатов «Пермени», кафе-галерее «Дзен» и мастерской Shalashe.