Руководство одного из самых старых предприятий Перми — «Мотовилихинских заводов» — организовало экскурсию по цехам для журналистов города и рассказало о ближайших планах. Делимся информацией и яркими кадрами.
Поводом для приглашения стал запуск нового производства — изготовление длинномерных заготовок из немагнитной стали. Но одним цехом мы не ограничились: управляющий директор «Мотовилихинских заводов» Сергей Дядькин провел нас по нескольким, показав процесс производства от сортировки металлолома до отливки заготовок.
Заводы в Мотовилихе многие по привычке считают военными. На самом деле две трети выручки сегодня приносит гражданское производство — почти 10 миллиардов рублей из 15. В основном речь о мелкосерийной металлургии.
— Мы умеем варить сталь, причем на гроссмейстерском уровне — в этом сильная сторона «Мотовилихинских заводов», — прокомментировал Сергей Дядькин. — Плюс мы умеем ее ковать — наша кузница если не лучшая, то одна из лучших в России. Если сравнивать, то есть столовые общепита, а есть высокая кухня. У нас именно высокая. Например, отлить сталь для танка Т-14 «Армата» и отковать для него ствольную заготовку смогла только «Мотовилиха».
В электросталеплавильном цехе работы ведут по ночам: в это время дешевле электроэнергия, которой требуется очень много. Плавка происходит за счет теплового эффекта, который образуется при нагреве электродов. За 70 минут печь производит 60 тонн жидкой стали.
Один из самых зрелищных этапов — разливка стали в слитки. Для этого сталь сначала проходит этап вакуумирования: в условиях вакуума ее перемешивают с инертным газом аргоном, удаляя неметаллические включения и водород, улучшая качество стали. 70% стали, которую отливает «Мотовилиха», проходит через вакууматор.
Под слитком мы обычно подразумеваем что-то небольшое — срабатывают ассоциации с драгоценными металлами. Стальной слиток совершенно не похож на золотые или серебряные кирпичики. Во-первых, он получается в форме стакана. Во-вторых, весит девять тонн.
Слитки продают как готовую продукцию кузнечным заводам или используют для производства металлических полуфабрикатов.
— У нас также работают установки непрерывной разливки стали высотой 21 метр, — говорит Сергей Дядькин. — Ковш стали поднимается на эту высоту и разливается по стволу. Так изготавливают блюмы и слябы (стальные полуфабрикаты в виде квадратных слитков и четырехугольных полос. — Прим. ред.).
Следующий этап — кузнечно-прессовый цех. Здесь разогретый многотонный слиток куют на итальянском прессе Danieli.
К моменту запуска производства немагнитной стали к нам присоединился генеральный директор «РТ-Капитал» Кирилл Федоров. Организация, входящая в структуру «Ростеха», занимается оздоровлением «Мотовилихинских заводов» — то есть процедурой банкротства и восстановлением компании к моменту выхода из него.
— Сейчас осваиваем производство и отливку, а также ковку немагнитной стали, — рассказал Сергей Дядькин. — Мы первые в России, кто научился не только отливать немагнитную сталь, но и изготавливать длинномерные заготовки для бурильных труб. При горизонтально направленном бурении нефтяникам необходимо осуществлять мониторинг процесса. Если аппаратура размещена в трубах из обычной стали, которая экранирует, сигнал пойдет некорректно. Немагнитная сталь не экранирует.
Снимать в цехе, где изготавливают и ремонтируют орудия и минометы, нельзя (нужно специальное разрешение Минобороны). Но небольшая экспозиция на улице позволяет познакомиться с техникой, которую производит военный сектор предприятия. Можно даже прокатиться на одном из них.
В завершение встречи руководство «Мотовилихинских заводов» рассказало, как идет процедура банкротства предприятия, как планируют развивать производство сейчас и по завершении банкротства. А также прокомментировало разговоры о сокращении работников.
— Ограничения, связанные с пандемией, серьезно сказались на бизнесе, особенно на гражданском направлении, — сообщил генеральный директор «РТ-Капитал» Кирилл Федоров. — Но даже с учетом снижения объема выручки практически на 20% гражданское направление сработало с прибылью. Что касается военного завода, то выполнение гособоронзаказа идет по плану. Впервые в этом году мы заключили долгосрочный контракт с Министерством обороны — трехлетний. Недавно выделили миллиард рублей военному дивизиону — чтобы они реализовывали антикризисную программу, модернизировали оборудование и выполнили заказ этого года без задержек.
По словам Кирилла Федорова, дочерняя организация госкорпорации «Ростех» в свое время специально скупила долги коммерческих кредиторов, чтобы развивать стратегическое предприятие «Мотовилихинские заводы».
— Стратегия заключается в том, чтобы довести до конца процедуру банкротства — на это потребуется еще где-то полтора года, — пояснил Кирилл Федоров. — Потому что состав кредиторов сложный, состав имущества — тоже. Мы уже реализуем непрофильные активы — это одно из направлений оздоровления предприятия. Выставлены непрофильные активы в Казани, в Перми договариваемся с администрацией относительно дворца спорта «Молот». От всего, что не приносит прибыли предприятию и создает лишние затраты, мы будем избавляться. Планируем завершить процедуру банкротства, и предприятие выйдет чистым, без долгов, полностью под контролем корпорации. Мы выбрали нового конкурсного управляющего, у нас большие надежды на Андрея Берсенева — что он ускорит процедуру банкротства. Претензии к предыдущему управляющему находятся в суде.
О ситуации на военном производстве рассказал директор «СКБ» (специального конструкторского бюро, военного подразделения заводов) Ринат Идрисов.
— Наши задачи — выполнение гособоронзаказа и работа с экономикой предприятия, — отметил он. — В последние годы предприятие, к сожалению, неоднократно срывало гособоронзаказ. В предыдущий год совместными усилиями гособоронзаказ был выполнен. Но в этом идет его увеличение, задача довольно сложная. Ранее предприятие работало в убыток. Перед нами стоит задача сократить убыток по итогам 2020 года, а в следующем выйти на прибыль. Есть определенный план, который мы разработали совместно с «Ростехом».
В списке этапов оздоровления есть и оптимизация персонала, которой опасаются многие работники «Мотовилихинских заводов» — слухи о массовых сокращениях идут давно. Сегодня на гражданском направлении работает около 2300 человек, на военном — чуть меньше.
— Массовых сокращений на предприятии нет, — прокомментировал Ринат Идрисов. — За последние четыре месяца по рабочим специальностям мы набрали в «СКБ» 150 человек. Идет сокращение руководителей, вспомогательных подразделений. То есть процент соотношения увеличивается в сторону рабочих. При этом остается примерно та же численность работающих на предприятии. Когда я приступил к деятельности в феврале, [в «СКБ»] было порядка 2300 человек. Сегодня численность немного снизилась, после оптимизации будет в районе 2 тысяч человек. Но самое главное не в этом: когда при численности 2300 на рабочих специальностях всего 700 человек, то, наверное, это неправильно, должна быть другая пропорция. Перед нами еще задача повысить среднюю заработную плату. Мы уже меняем систему оплаты труда — она становится более прозрачной, человек понимает, за что конкретно получает деньги. Благодаря этому сможем привлекать более квалифицированных специалистов. Все будет сказываться на экономике. А иначе [предприятие] так и будет приносить убытки. Пора учиться зарабатывать самим.
В ближайших планах «Мотовилихинских заводов» запуск немагнитной стали в серийное производство: в следующем году предполагают произвести от 1000 до 1200 тонн. Уже есть заказы, в том числе из Беларуси. Но это не единственное новое производство, которое будут развивать.
— В середине этого лета мы освоили и отгрузили в адрес «Газпрома» первую партию заготовок из арктической стали, — сообщил Сергей Дядькин. — Мы первыми в России изготовили металлургические полуфабрикаты изделий для буровых платформ — тех, что будут монтироваться на арктическом шельфе и эксплуатироваться под водой.
— Наша программа заключается в том, чтобы уйти от низкомаржинальных продуктов (например, мы почти полностью закончили выпуск сортового проката), — дополнил Кирилл Федоров. — И перейти к высокомаржинальной продукции — такой как буровые трубы, поковки и так далее. Их доля растет. Пандемия сказалась, но задел есть. Будем двигаться в этом направлении — увеличивать ассортимент и номенклатуру новых видов продукции.
Ранее мы рассказывали, как в Нытве делают ложки (такие есть в каждом доме, а в Китае даже выпускают подделки), а в Лысьве — разноцветные и стеклокерамические плиты. А также публиковали подробную историю табачной фабрики «Астра».