
Кафе-бар «Старый друг» на улице Куйбышева хорошо знаком многим пермякам. Одни забегали сюда после концерта в ДК имени Солдатова. Другие — перед матчами «Амкара». Третьи любили проводить тут вечера под звуки живой музыки. Заведение работает до сих пор, хотя первого владельца — Сергея Яшина — нет в живых уже два года. Дело продолжает его сын Кирилл. Мы встретились с новым директором бара и поговорили о его планах по поводу «Старого друга».

Кирилл признается, что сегодня о былых прибылях остается только мечтать. Особенно после вынужденного перерыва — как и остальные заведения Перми, весной бар закрывался из-за пандемии коронавируса.
— Многие говорили мне: «Нельзя держать бар как мемориал твоего папы. Экономика должна быть экономной», — рассказывает Кирилл Яшин. — Но у меня рука не поднимается закрыть «Старого друга». Хочу попробовать возродить бар, чтобы он вновь стал самостоятельным заведением и не требовал подпитки, как это происходит сейчас.


«Старый друг» открылся в 2008 году. До этого Сергей Яшин занимался бизнесом, не связанным с общепитом, — у него была сеть компьютерных магазинов «Капитан Принт». Бар разместили в помещении, в котором раньше работал один из магазинов. На первом этаже — само заведение, на втором — склад и офис. Почти весь персонал поначалу состоял из родных и друзей.
— Папа делал бар под себя, — говорит Кирилл. — Долго думал, какой стиль выбрать, и загорелся идеей создать рок-кафе с живой музыкой — это его романтика. А назвал по строчке из песни «Машины времени», так как Макаревич всегда был для него номером один. «Старых друзей всё меньше у нас, и новые им не замена» — из этих слов и родилось название «Старый друг».


К большому сожалению Яшина-старшего Андрей Макаревич в баре так и не побывал. Но музыкальные вечера в «Старом друге» быстро стали традиционными. По вторникам и четвергам здесь звучала гитара и другие инструменты, люди не только слушали, но и танцевали. Периодически устраивали квартирники. Заведение ценили за душевность и атмосферу 80–90-х.


— В первый год (после открытия. — Прим. ред.) было сложно. Мы успели поработать и официантами, и грузчиками, и барменами — помогали, когда не успевали другие сотрудники, — вспоминает Кирилл. — К тому же пришлось исправлять немало ошибок. Заменили мебель — ее критиковали посетители. Убрали многие пункты из меню: изначально, к примеру, там был салат из авокадо, но в баре с рок-уклоном его никто не заказывал. Когда пропала вторая или третья партия закупленных авокадо, мы решили, что такой салат не нужен. Холодильного оборудования оказалось недостаточно, нужно было срочно докупить еще. Помню, как мы тащили эти лари весом по 200–300 килограммов по узкой лестнице на второй этаж — на склад.
В обед здесь предлагали бизнес-ланчи. За пару часов успевали накормить более 50 человек. В отдельные дни посетители шли потоком, и тогда официантами на время становились все не занятые на кухне сотрудники.


В дни матчей «Амкара» бар, можно сказать, работал только для болельщиков: футбольные фанаты любили собираться именно в «Старом друге». Очередь к барной стойке тянулась от входной двери.
— Когда был первый матч после открытия, нанимали дополнительную охрану, так как не знали, чего ждать, — рассказывает Кирилл Яшин. — Но оказалось, что опасаться было нечего. Конечно, бывали конфликтные ситуации, но за всё время — ничего серьезного. Например, как-то во время игры «Амкара» с «Уралом» в бар набилось огромное количество фанатов екатеринбургской команды, еще больше ста человек стояли на улице. Но никаких драк или разборок. От футбольных болельщиков пострадала только стеклянная перегородка, но и ее разбили не амкаровские фанаты: не выдержали нервы у одного из гостей во время трансляции матча России и Испании (наши футболисты проиграли испанским в полуфинале Евро-2008. — Прим. ред.).

«Старый друг» был любимым проектом Сергея Яшина: на протяжении десяти лет он здесь работал и принимал гостей. Даже после того как Сергея Сергеевича не стало, его друзья приезжали почти каждый день — на обед, перекусить, выпить кофе. Так они поддерживали заведение в память о бывшем владельце. Визиты прекратились только в пандемию, когда бар пришлось временно закрыть.

— На самом деле уже в последние годы жизни папы «Старый друг» из бизнеса превратился в место сбора его друзей, — признается Кирилл. — Прибыли почти не было, бар работал в ноль или с небольшим плюсом. Повлиял кризис 2014 года, потом еще «Амкар» обанкротился, и его болельщики перестали к нам ходить. А они приносили серьезную долю выручки.
Ситуацию спасает то, что не нужно платить за аренду помещений — они принадлежат семье Яшиных. Но затраты на продукты и зарплату персоналу оказываются выше прибыли или примерно равны им. Кирилл активно пытается исправить такое положение, в том числе советуясь с известными пермскими рестораторами.

— Один из вариантов развития — не трогая стены, вложиться в мебель и обновление меню, чтобы перепрофилироваться в пивную, — делится Кирилл. — Идея интересная, но, чтобы ее воплотить и полностью уйти от формата кафе-бара с едой (как у нас сейчас), нужно несколько миллионов. И все другие варианты предполагают похожие суммы вложений, которые сначала нужно заработать.
Пока таких средств нет, «Старый друг» привлекает гостей, напоминая о себе в соцсетях: буквально на днях у бара появилась своя страница в Instagram. Кроме того, по будням здесь не прекращают готовить бизнес-ланчи для сотрудников окрестных офисов. А Кирилл Яшин продолжает искать способы вернуть заведению популярность и возродить важный для его отца проект (если у вас есть предложения или идеи, пишите об этом в директ бара в Instagram или шлите сообщения во «ВКонтакте»).

Ранее мы рассказывали, какие заведения Перми сменили свое место или закрылись из-за пандемии.