Михаил Власов родом из небольшого поселка Сепыч, который находится в 180 километрах от Перми. Там его отец и брат держат пасеки. Но однажды пчелы не принесли мед, и Михаил стал думать, что можно сделать из сот. Так появилось производство бальзамов для губ и других средств на основе пчелиного воска «Сделанопчелой». Кстати, первое время для этого арендовали помещение в заброшенной сельской школе.
«У папы к пчелам особые чувства»
Михаил с раннего детства знаком с работой пчеловода. Много лет назад его отец выкупил пасеку у колхоза в селе Сепыч, где семья жила. Дело в том, что еще бабушка Михаила держала парочку ульев, а ее сын захотел увеличить масштабы пасеки. Мед, который производили пчелы, продавали.
— Раньше колхозные пасеки хорошо развивались, — рассказывает Михаил Власов. — Потом всё развалилось, это я про Сепыч говорю. И папа купил одну из пасек. Затем брат купил другую пасеку у колхоза. Вообще цель этих колхозных пасек была в опылении полей. И то, что мы едим — огурцы, помидоры, опыленные пчелами, гораздо полезнее и вкуснее. Но пчеловодство в России не развито, разве что где-нибудь на юге.
Отец Михаила занимается только пчеловодством, родные даже называют его фанатом пчел.
— Папа говорит, что ему после зимы очень хочется быстрее на пасеку и заниматься делом, — объясняют Михаил и его жена Евгения, которая тоже участвует в семейном бизнесе. — Это тяжелая работа, тем не менее его тянет. У него уже иммунитет от яда выработался. Ждет каждый раз лета, у папы к пчелам особые чувства.
Но в 2015 году пчелы на семейной пасеке не принесли меда, и остался только воск. Тогда Михаил стал искать в интернете, что можно сделать из пчелиного воска, и наткнулся на различные бальзамы, кремы, мыло. Так появилась идея открыть небольшое производство. Придумали название «Пермская пасека. Сделано пчелой», но впоследствии осталась только вторая его часть. Товары первое время продавали на улице, на ярмарках, фестивалях.
Сначала производство, как и пасека, было организовано в селе Сепыч. Михаил арендовал помещение в заброшенной местной школе.
— Хотелось там сделать что-то, но это достаточно сложно, — говорит Михаил. — Там организовали сельский центр досуга в одной половине [школы], а вторая половина [была] полностью заброшена. Жители разобрали уже полы и так далее. Мы туда пришли, сделали ремонт и стали работать. [Потом перенесли производство в город]. Хотелось бы, конечно, организовать производство именно там, [в селе], но из-за удаленности это достаточно сложно.
«Если не следить, они просто улетят»
Пасека всё еще остается в селе Сепыч. Отец и брат Михаила начинают готовиться к летнему сезону еще зимой — в это время ульи лучше перенести в помещение, чтобы пчелам было комфортнее зимовать. Зимой пчеловоды ремонтируют рамки для ульев, сами ульи, проверяют, не болеют ли насекомые.
— Сейчас (в апреле. — Прим. ред.) пчелы перезимовали, нужно их проверить, они же болеют, — объясняет предприниматель. — Нужно проверить, есть ли у них еда — мед, почистить улей. И всё, до конца мая можно их оставить, но иногда проверять. В конце мая у них период роения, то есть они размножаются и начинают улетать. Если за ними не следить, они все просто улетят и станут дикими. Целый день ты сидишь [на пасеке], жара. Они садятся на деревья повыше. Ты туда залезаешь и пытаешься их соскрести. А они тебя жалят.
После роения, в августе, у пчел начинается период медосбора. Тогда пасечники начинают откачивать мед. Для этого рамки из ульев ставят в центрифугу, чтобы отделить мед от сот. Затем мед разливают по баночкам, а оставшиеся соты срезают с рамок, переплавляют и очищают.
Процесс производства косметики выглядит так: в специальную емкость кладут воск и другие ингредиенты — масла, витамины. Всё это нагревается примерно до 70 градусов, а затем получившуюся массу разливают по баночкам. Бальзамы застывают в течение минуты, а, например, воск для пяток будет твердеть около часа. Потом на баночки и тюбики клеят этикетки, ставят дату производства и упаковывают с помощью специальной машины.
На производстве работают шесть человек. Всего «Сделанопчелой» изготавливает 12 видов бальзамов для губ: классические, с мятой, лимоном, мелиссой, грейпфрутом, кокосом и другими добавками. Некоторые из них пигментированы. Ежемесячно тут делают 20–30 тысяч упаковок с бальзамом, это основной продукт производства. Также в ассортименте есть крем-воск для рук, лица, кутикулы и пяток, мед и металлические значки на одежду с пчелками.
Не только для губ, но и для… лыж
Бальзамы можно использовать не только для обветрившихся губ. В Instagram «Сделанопчелой» подписчикам предлагали нестандартные варианты их использования — например, смазывать бальзамом лыжи, чтобы лучше скользили.
— Есть постоянная проблема с замками, [которые застревают], можно их смазывать. Что еще… У меня брат — охотник, он говорит: «Нанес бальзам на штаны, и они стали водонепроницаемые», — рассказывает Михаил Власов. — В экстремальных условиях можно на лицо нанести для защиты.
Товары «у пчел» покупают через Ozon, Wildberries, сайт «Сделанопчелой» или через розничные магазины не только в Перми, но и в других городах.
В планах — расширять ассортимент товаров. Например, сейчас предприниматели собираются выпустить пигментированные бальзамы с запахом вишни и арбуза.
Ранее мы рассказывали, как в Прикамье работает пасека «Медовое раздолье», которую организовали супруги Василий и Юлия Огрель. Еще вы можете почитать о том, как в Осинском районе производят иван-чай, который продают на Ozon и Wildberries.