В первых выпусках нашего справочника мы подробно расписывали шаги, которые нужно сделать бизнесмену-новичку, чтобы запустить свой проект и привлечь клиентов. В завершающем цикл выпуске рассказываем о том, что важно учесть в первые месяцы работы. В том числе — об участии в торгах на электронных площадках, где многие не решаются зарегистрироваться из-за опасений, что не смогут сами с этим разобраться.
Нашими консультантами выступают вице-президент Пермской ТПП Вячеслав Белов и замдиректора департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Асия Хамидуллина.
Торги: как стать участником
Товары и услуги можно продавать не только напрямую, но и участвуя в госзакупках или торгах, организованных крупными коммерческими организациями. Если подобного опыта у вас не было, начинать проще с госзакупок по 44-ФЗ: все требования прописаны в самом федеральном законе. Государственные учреждения, организации и ведомства обязаны закупать товары, работы и услуги по контрактной системе. То есть они должны заключать договоры только с победителями торгов.
С 2019 года «малые» закупки в Пермском крае проводят через Портал поставщиков: вы можете выступать в качестве поставщика или заказчика. Зарегистрироваться на этом портале несложно — выбирайте соответствующую вкладку. Дополнительное условие только одно — необходимо, чтобы у вас был сертификат ключа электронной подписи (в этом случае подпись имеет юридическую силу).
Всего в России действует девять электронных торговых площадок (ЭТП). Восемь из них — для открытых процедур, одна — для закрытых.
Открытые торги проходят на следующих площадках:
Закрытые аукционы проходят на сайте ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
Чтобы участвовать в торгах, нужно зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ). Для этого направьте через ЕИС пакет документов и информацию об участнике закупок — вашем ООО или ИП либо о вас как физлице. Данные внесут в ЕРУЗ, после чего вы сможете участвовать в торгах на любой из перечисленных выше площадок — операторы ЭТП аккредитуют вас в течение одного дня, дополнительная регистрация на каждой из них в отдельности не нужна.
Также необходимо открыть спецсчет в банке: на него вы будете перечислять средства в качестве обеспечения заявки для участия в закупках (если вы не победите в аукционе, деньги вам вернут).
Регистрация в ЕРУЗе и аккредитация на ЭТП действует три года. По окончании этого срока нужно пройти повторную регистрацию и аккредитацию.
Закупки делятся на три типа: организованные по законам 44-ФЗ и по 223-ФЗ, а также коммерческие. По 44-ФЗ работают в четко регламентированных условиях: за любое отклонение — штрафные санкции. В закупках по 223-ФЗ работа проходит в соответствии с Положением о закупке (оно индивидуально для каждой организации), в котором описаны все требования. Торги для коммерческих организаций проходят в соответствии с ГК РФ.
Внимательно изучите все документы закупки: техническое задание, проект контракта, извещение о закупке.
Учтите все риски аукциона: подавая заявку на участие, вы соглашаетесь со всеми условиями не только извещения, но и контракта, а также техзадания.
Проработайте с представителями банков условия получения банковской гарантии для обеспечения исполнения заявки, контракта.
— Искать аукционы, подходящие вам по тематике, можно с помощью специальных платных программ либо самостоятельно, — комментирует Асия Хамидуллина. — Просто задавайте определенные параметры: регион, тематику и так далее. Если сомневаетесь, что сможете самостоятельно разобраться в нюансах требований к госзакупкам, пройдите обучение. Например, занятия для предпринимателей регулярно проводят в пермской ТПП.
Какие проблемы могут возникнуть в первые месяцы работы
Оформив все разрешения и запустив проект, не расслабляйтесь. В первые месяцы вы наверняка столкнетесь с множеством трудностей, о которых раньше и не подозревали.
— Зарегистрировать свой бизнес предпринимателю сегодня достаточно просто, — говорит Вячеслав Белов. — Но при отсутствии опыта серьезной проблемой могут стать отношения с кредитными организациями и контролирующими органами, а также с контрагентами.
Приостановка операций по счетам — главная неприятная неожиданность по «банковской линии». По факту это происходит по одной из двух причин: вовремя не сдана налоговая декларация и другая отчетность либо банк посчитал перевод подозрительным.
В первом случае нужно сдать декларацию, и счет откроют. Вторая ситуация сложнее. Если, к примеру, банк приостановил перевод, потому что сумма крупнее обычной, вам придется подтвердить, что деньги получены (и платятся) законным путем. Попытаться избежать этого можно, предупредив банк об экстраординарном платеже.
— А чтобы избежать административных штрафов от контролирующих органов, зарегистрировав бизнес, сразу составьте график сдачи деклараций, — комментирует Вячеслав Белов. — И четко его придерживайтесь.
Обман со стороны контрагента — еще один риск для любого предпринимателя, не только начинающего. Никто не хочет оказаться в ситуации, когда договор заключен, деньги перечислены, а товара нет. Чтобы предотвратить или хотя бы уменьшить вероятность такого исхода, заранее выясните, не было ли проблем с этим контрагентом: вправе ли он заниматься такими поставками или предоставлять услуги, не было ли в Арбитражном суде споров из-за несвоевременного выполнения (или невыполнения) договоров с другими контрагентами.
Если вы все-таки решили заключить договор, внимательно прочитайте весь документ. Каждый пункт. Чтобы потом вдруг не обнаружить в договоре об аренде помещения упоминание, что за просрочку платежа даже на день владелец может закрыть вашу торговлю или производственную площадку, назначить штраф огромного размера.
Потребительский экстремизм и недобросовестная конкуренция также могут принести немало трудностей любому бизнесмену. К примеру, есть два мясных магазина в одном здании. Владелец одного из них решает избавиться от конкурента, и на второй начинают сыпаться жалобы от покупателей и других сторонних лиц (которые якобы никак не связаны с первым). В результате во втором магазине идут постоянные проверки Роспотребнадзора и других органов (они реагируют на жалобы). Даже если никаких нарушений в итоге не найдут, постоянная нервотрепка может вынудить начинающего предпринимателя закрыть бизнес. Защититься от подобной ситуации на 100% не получится, единственный совет — выполнять все требования закона от и до, чтобы проверяющие не могли назначить штрафы.
Нарушения, допущенные банками и госорганами, могут серьезно застопорить рабочий процесс. К примеру, если вам не оформляют необходимые для работы документы, не выдают лицензию.
— В части споров с неправомерными действиями госорганов или банков я бы рекомендовал обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей, — комментирует Вячеслав Белов. — Виновное лицо могут привлечь к ответственности не только по административному, но и по уголовному кодексу, в котором есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» (предполагает штраф до 500 тысяч рублей. — Прим. ред.). Такие случаи были.
Одним из методов борьбы может стать обращение в суд. Причем и в случаях, когда права представителя малого бизнеса нарушает другой предприниматель или организация.
Сильная зависимость от кредитов должна подтолкнуть к изменению бизнес-модели.
— Многие предприниматели, не имеющие опыта, берут в долг, и всё ведение бизнеса ориентировано на то, чтобы погасить кредиты и взять новые, — говорит Вячеслав Белов. — Но если бизнес-модель построена так, что каждый раз нужно брать кредит на ведение (не на расширение, это другая тема), то нужно всё пересчитывать и думать, как ее менять.
Изменение требований к определенной сфере нередко влечет за собой дополнительные затраты владельца бизнеса. Обязательно отслеживайте проекты новых законов, касающихся предпринимателей, а также даты их вступления в силу, чтобы не получить штрафы. Так, после отмены ЕНВД прикамцам нужно было перейти на другие системы налогообложения. Но для этого сначала выбрать, какой вариант лучше подходит, сделав предварительные расчеты.
Негибкость предпринимателя, то есть неумение подстроиться под изменившиеся условия, нередко приводит к убыткам. Чтобы добиться успеха и прибыли, иногда стоит серьезно изменить первоначальную идею или даже полностью от нее отказаться и выбрать другую.
— Предпринимателю надо быть гибким, — отмечает Вячеслав Белов. — Спрос меняется, одни виды бизнеса уходят, другие появляются. Еще недавно у нас не было культуры покупать кофе навынос, а посмотрите, сколько кофеен сегодня. Активно развиваются услуги доставки, причем не только еды или продуктов. Появляются новые вендинговые автоматы. Мы сдаем в аренду недвижимость в сельской местности, производим средства индивидуальной защиты. Да, в сферах, где еще вчера можно было хорошо заработать, сейчас доходность падает. Но возникают новые, где можно заработать.
Предыдущие выпуски цикла материалов для начинающих предпринимателей можно найти на нашем сайте: что сделать до регистрации ИП или ООО; как назвать и зарегистрировать, а также выбрать систему налогообложения; как заявлять о себе и рекламироваться.