Бизнес Как открыть свое дело в Прикамье инструкция

Пошаговая инструкция для начинающего предпринимателя. Часть 4: как стать участником торгов и снизить риски в первые месяцы работы

Новичкам приходится справляться со множеством неожиданных трудностей

Электронные площадки могут выглядеть по-разному, но принципы работы на всех схожи

В первых выпусках нашего справочника мы подробно расписывали шаги, которые нужно сделать бизнесмену-новичку, чтобы запустить свой проект и привлечь клиентов. В завершающем цикл выпуске рассказываем о том, что важно учесть в первые месяцы работы. В том числе — об участии в торгах на электронных площадках, где многие не решаются зарегистрироваться из-за опасений, что не смогут сами с этим разобраться.

Нашими консультантами выступают вице-президент Пермской ТПП Вячеслав Белов и замдиректора департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Асия Хамидуллина.

Торги: как стать участником


Товары и услуги можно продавать не только напрямую, но и участвуя в госзакупках или торгах, организованных крупными коммерческими организациями. Если подобного опыта у вас не было, начинать проще с госзакупок по 44-ФЗ: все требования прописаны в самом федеральном законе. Государственные учреждения, организации и ведомства обязаны закупать товары, работы и услуги по контрактной системе. То есть они должны заключать договоры только с победителями торгов.

С 2019 года «малые» закупки в Пермском крае проводят через Портал поставщиков: вы можете выступать в качестве поставщика или заказчика. Зарегистрироваться на этом портале несложно — выбирайте соответствующую вкладку. Дополнительное условие только одно — необходимо, чтобы у вас был сертификат ключа электронной подписи (в этом случае подпись имеет юридическую силу).

Всего в России действует девять электронных торговых площадок (ЭТП). Восемь из них — для открытых процедур, одна — для закрытых.

Открытые торги проходят на следующих площадках:

Чтобы участвовать в торгах, нужно зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ). Для этого направьте через ЕИС пакет документов и информацию об участнике закупок — вашем ООО или ИП либо о вас как физлице. Данные внесут в ЕРУЗ, после чего вы сможете участвовать в торгах на любой из перечисленных выше площадок — операторы ЭТП аккредитуют вас в течение одного дня, дополнительная регистрация на каждой из них в отдельности не нужна.

Также необходимо открыть спецсчет в банке: на него вы будете перечислять средства в качестве обеспечения заявки для участия в закупках (если вы не победите в аукционе, деньги вам вернут).

Регистрация в ЕРУЗе и аккредитация на ЭТП действует три года. По окончании этого срока нужно пройти повторную регистрацию и аккредитацию.

Закупки делятся на три типа: организованные по законам 44-ФЗ и по 223-ФЗ, а также коммерческие. По 44-ФЗ работают в четко регламентированных условиях: за любое отклонение — штрафные санкции. В закупках по 223-ФЗ работа проходит в соответствии с Положением о закупке (оно индивидуально для каждой организации), в котором описаны все требования. Торги для коммерческих организаций проходят в соответствии с ГК РФ.

Внимательно изучите все документы закупки: техническое задание, проект контракта, извещение о закупке.

Учтите все риски аукциона: подавая заявку на участие, вы соглашаетесь со всеми условиями не только извещения, но и контракта, а также техзадания.

Проработайте с представителями банков условия получения банковской гарантии для обеспечения исполнения заявки, контракта.

— Искать аукционы, подходящие вам по тематике, можно с помощью специальных платных программ либо самостоятельно, — комментирует Асия Хамидуллина. — Просто задавайте определенные параметры: регион, тематику и так далее. Если сомневаетесь, что сможете самостоятельно разобраться в нюансах требований к госзакупкам, пройдите обучение. Например, занятия для предпринимателей регулярно проводят в пермской ТПП.

Какие проблемы могут возникнуть в первые месяцы работы


Оформив все разрешения и запустив проект, не расслабляйтесь. В первые месяцы вы наверняка столкнетесь с множеством трудностей, о которых раньше и не подозревали.

— Зарегистрировать свой бизнес предпринимателю сегодня достаточно просто, — говорит Вячеслав Белов. — Но при отсутствии опыта серьезной проблемой могут стать отношения с кредитными организациями и контролирующими органами, а также с контрагентами.

Приостановка операций по счетам — главная неприятная неожиданность по «банковской линии». По факту это происходит по одной из двух причин: вовремя не сдана налоговая декларация и другая отчетность либо банк посчитал перевод подозрительным.

В первом случае нужно сдать декларацию, и счет откроют. Вторая ситуация сложнее. Если, к примеру, банк приостановил перевод, потому что сумма крупнее обычной, вам придется подтвердить, что деньги получены (и платятся) законным путем. Попытаться избежать этого можно, предупредив банк об экстраординарном платеже.

— А чтобы избежать административных штрафов от контролирующих органов, зарегистрировав бизнес, сразу составьте график сдачи деклараций, — комментирует Вячеслав Белов. — И четко его придерживайтесь.

Обман со стороны контрагента — еще один риск для любого предпринимателя, не только начинающего. Никто не хочет оказаться в ситуации, когда договор заключен, деньги перечислены, а товара нет. Чтобы предотвратить или хотя бы уменьшить вероятность такого исхода, заранее выясните, не было ли проблем с этим контрагентом: вправе ли он заниматься такими поставками или предоставлять услуги, не было ли в Арбитражном суде споров из-за несвоевременного выполнения (или невыполнения) договоров с другими контрагентами.

Если вы все-таки решили заключить договор, внимательно прочитайте весь документ. Каждый пункт. Чтобы потом вдруг не обнаружить в договоре об аренде помещения упоминание, что за просрочку платежа даже на день владелец может закрыть вашу торговлю или производственную площадку, назначить штраф огромного размера.

Потребительский экстремизм и недобросовестная конкуренция также могут принести немало трудностей любому бизнесмену. К примеру, есть два мясных магазина в одном здании. Владелец одного из них решает избавиться от конкурента, и на второй начинают сыпаться жалобы от покупателей и других сторонних лиц (которые якобы никак не связаны с первым). В результате во втором магазине идут постоянные проверки Роспотребнадзора и других органов (они реагируют на жалобы). Даже если никаких нарушений в итоге не найдут, постоянная нервотрепка может вынудить начинающего предпринимателя закрыть бизнес. Защититься от подобной ситуации на 100% не получится, единственный совет — выполнять все требования закона от и до, чтобы проверяющие не могли назначить штрафы.

Нарушения, допущенные банками и госорганами, могут серьезно застопорить рабочий процесс. К примеру, если вам не оформляют необходимые для работы документы, не выдают лицензию.

— В части споров с неправомерными действиями госорганов или банков я бы рекомендовал обратиться к уполномоченному по защите прав предпринимателей, — комментирует Вячеслав Белов. — Виновное лицо могут привлечь к ответственности не только по административному, но и по уголовному кодексу, в котором есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» (предполагает штраф до 500 тысяч рублей. — Прим. ред.). Такие случаи были.

Одним из методов борьбы может стать обращение в суд. Причем и в случаях, когда права представителя малого бизнеса нарушает другой предприниматель или организация.

Сильная зависимость от кредитов должна подтолкнуть к изменению бизнес-модели.

— Многие предприниматели, не имеющие опыта, берут в долг, и всё ведение бизнеса ориентировано на то, чтобы погасить кредиты и взять новые, — говорит Вячеслав Белов. — Но если бизнес-модель построена так, что каждый раз нужно брать кредит на ведение (не на расширение, это другая тема), то нужно всё пересчитывать и думать, как ее менять.

Изменение требований к определенной сфере нередко влечет за собой дополнительные затраты владельца бизнеса. Обязательно отслеживайте проекты новых законов, касающихся предпринимателей, а также даты их вступления в силу, чтобы не получить штрафы. Так, после отмены ЕНВД прикамцам нужно было перейти на другие системы налогообложения. Но для этого сначала выбрать, какой вариант лучше подходит, сделав предварительные расчеты.

Даже в сложные периоды появляются новые виды бизнеса — не так давно и продажа кофе навынос считалась чем-то необычным

Негибкость предпринимателя, то есть неумение подстроиться под изменившиеся условия, нередко приводит к убыткам. Чтобы добиться успеха и прибыли, иногда стоит серьезно изменить первоначальную идею или даже полностью от нее отказаться и выбрать другую.

— Предпринимателю надо быть гибким, — отмечает Вячеслав Белов. — Спрос меняется, одни виды бизнеса уходят, другие появляются. Еще недавно у нас не было культуры покупать кофе навынос, а посмотрите, сколько кофеен сегодня. Активно развиваются услуги доставки, причем не только еды или продуктов. Появляются новые вендинговые автоматы. Мы сдаем в аренду недвижимость в сельской местности, производим средства индивидуальной защиты. Да, в сферах, где еще вчера можно было хорошо заработать, сейчас доходность падает. Но возникают новые, где можно заработать.

Предыдущие выпуски цикла материалов для начинающих предпринимателей можно найти на нашем сайте: что сделать до регистрации ИП или ООО; как назвать и зарегистрировать, а также выбрать систему налогообложения; как заявлять о себе и рекламироваться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем