Бизнес инструкция

В Прикамье решили развивать промышленный туризм. Зачем нужны экскурсии по предприятиям и как их организовать?

Задействовать предлагают компании «от мала до велика», то есть от небольших мастерских до заводов

Во время экскурсии по Суксунскому оптико-механическому заводу расскажут, что он выпускает самые разные каски, в том числе — непривычной расцветки

Открыть двери для посетителей и пригласить их в гости сегодня решается далеко не каждое предприятие. Между тем в мире набирает популярность промышленный туризм, подразумевающий экскурсии по заводам и фабрикам для людей «со стороны». Чем это направление может быть интересно бизнесу и зачем его нужно развивать, обсудили на круглом столе во время Пермского инженерно-промышленного форума.

Если говорить коротко, то промышленный туризм (его еще иногда называют индустриальным) помогает формировать позитивный образ предприятий, находить клиентов или бизнес-партнеров и привлекать новых сотрудников — в том числе из сегодняшних подростков, которые выбирают профессию на будущее.

— 90% российских школьников даже к 11-му классу не определились в выборе профессии, — прокомментировала руководитель программы по развитию промышленного туризма Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Шандуренко. — Они не понимают, кем хотят работать, как строить карьеру. При этом 67% россиян считают, что промышленность — это что-то несовременное.

Избавляться от стереотипа об отсталости предприятий предлагают за счет промышленного туризма: во время экскурсий люди смогут увидеть, что на самом деле на производствах используют современное оборудование и технологии. Такой туризм повышает узнаваемость брендов. Побывав на предприятии, человек будет выделять его продукцию из массы предложений. А это, в свою очередь, может положительно отразиться на продажах.

В компании Promobot можно увидеть разные этапы создания роботов

К проекту по развитию промышленного туризма в Пермском крае уже подключились четыре предприятия. Суксунский оптико-механический завод РОСОМЗ производит средства индивидуальной защиты — от касок и очков до щитков сварщика и противошумных наушников. Компания Promobot выпускает роботов-андроидов (недавно мы публиковали фоторепортаж о том, как создается внешность таких машин). Рыбное хозяйство «ДоброFish» известно как производитель и поставщик черной икры. Машзавод «Протон-ПМ» специализируется на выпуске жидкостных ракетных двигателей.

Всех их уже объединили в промышленный тур под условным названием «Роботы. Пермский период» (условия проведения экскурсий отличаются; если хотите попасть на одну из них, уточняйте информацию на сайте и по телефонам нужного предприятия). Присоединиться к проекту и организовать свои экскурсии приглашают и другие предприятия Прикамья.

Какие моменты стоит учесть


Размер предприятия неважен. Экскурсии можно организовать не только на крупных заводах и фабриках или в госкорпорациях типа Роскосмоса. Среднему и малому бизнесу тоже есть чем заинтересовать людей. Примером могут быть «Вязовские пряники» из Кунгура — на небольшое семейное производство едут туристы со всей страны и из-за рубежа. Людям нравится, что им не только рассказывают о создании пряничных досок, но и дают возможность испечь настоящий печатный пряник, а потом съесть его — горячий, только из печи — с чаем из самовара.

Галина Вязова сама проводит экскурсии для туристов, заинтересовавшихся печатными пряниками (фото сделано на фоне досок, с помощью которых создаются пряники)

— Прежде всего руководителю нужно пригласить все службы, включая PR, HR, службу безопасности, — прокомментировала инженер-технолог и разработчик методических рекомендаций по развитию промышленного туризма Наталья Кисельникова. — Обсудить всем вместе и принять решение, с какой целью проводить экскурсии, какие цеха задействовать и так далее.

Определите нужную аудиторию. Возможность побывать на производстве и своими глазами увидеть рабочий процесс может заинтересовать:

  • школьников и студентов (как местных, так и иногородних), то есть потенциальных будущих работников;

  • сборные туристические группы (местные, региональные, со всей страны, зарубежные);

  • бизнес-группы: профессиональных покупателей и коллег по обмену опытом;

  • потенциальных инвесторов;

  • блогеров и СМИ.

Администрации предприятия нужно решить, на кого именно будут рассчитаны экскурсии, и разрабатывать программы под них. То есть учитывать возраст и интересы аудитории. То, что подойдет для восьмиклассников, покажется наивным взрослым туристам. И наоборот — школьники заскучают на экскурсии для профессионалов. Если рассчитываете привлекать разные группы, продумывайте, как будете менять программу (маршрут, рассказ и так далее) под каждую из них.

Выберите тему экскурсии — что именно вы будете рассказывать и показывать. Именно от нее зависят и маршрут, и демонстрируемые объекты и виды работ.

Составьте список объектов показа — технологических линий, зданий и сооружений, памятных мест, продукции или услуг, сотрудников и условий их труда и так далее. Не нужно пытаться охватить всё, особенно на большом предприятии. От 8 до 30 объектов — это норматив. Визит гостей на предприятие должен длиться полтора-два часа, не больше. Иначе люди просто перестанут воспринимать информацию.

Постройте маршрут так, чтобы у участников экскурсии сложилось четкое понимание о производстве. Соблюдайте последовательность видов работы. К примеру, если ваше предприятие шьет униформу, сначала покажите работу закройщиков, а только потом — швей. Кроме того, продумайте, где будут высаживаться люди из экскурсионных автобусов, чтобы попасть на предприятие (нужна организованная площадка), где для них будут проводить инструктаж и обеспечивать спецодеждой. Проверьте доступ к объектам, которые планируете показать (можно ли к ним подойти, безопасно ли это). Избегайте длительных переходов и повторения одних и тех же участков. Если необходимы переезды по территории (это касается заводов и других крупных предприятий), продумайте организацию транспорта.

Определите периодичность — как часто будете проводить экскурсии: каждый месяц, раз в полгода или с другим интервалом. Если нужны дополнительные условия (например, только по записи за месяц), обязательно их пропишите.

Выберите формат. Возможно, это будет экскурсия в чистом виде. Но можно дополнительно использовать интерактивные формы знакомства с производством: организуйте фотозону, проведите мастер-класс или конкурс, устройте дегустацию продукции (если это возможно, конечно), посещение музея или столовой при предприятии.

Сотрудники могут что-то объяснять туристам, дополняя экскурсовода

Назначьте экскурсовода. В этой роли может выступать сотрудник производства или смежных служб (например, PR-специалист). Важно, чтобы он умел понятно и доступно рассказывать о предприятии и при этом понимал, о чём говорит (просто заученного текста недостаточно), а также мог организовать взаимодействие разных отделов во время экскурсии.

Рассчитайте стоимость экскурсии для туристов. Возможно, вы сделаете экскурсии бесплатными — это актуально, если вы организуете их только для бизнес-групп или хотите таким образом найти новых сотрудников.

Не забудьте о сертификации туруслуг, иначе будете не вправе принимать организованные группы.

Подробную информацию и методические рекомендации по организации промышленного туризма в регионах можно найти на сайте проекта «Промтуризм» АСИ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем