На территории «Мотовилихинских заводов» немало построек, возраст которых превышает 100, а то и 150 лет. В мае предприятию исполняется 285 лет. В честь дня рождения для журналистов Перми организовали экскурсию с историческим уклоном. Делимся фотографиями старинных зданий и рассказываем, что в них находится сейчас.
Самые первые строения завода — тогда ещё медеплавильного — практически не сохранились. Осталось лишь многократно перестроенное здание бывшего заводоуправления в районе «Райского сада» — раньше его использовал закрытый сегодня хлебозавод № 7. Именно на месте «Райского сада» когда-то и размещался завод, куда везли добытый в рудниках песчаник. На заводе сырье превращали в штыковую медь, из которой потом делали монеты (подробнее об этом можно прочитать в нашем материале об истории «Мотовилихинских заводов»). Всего было более 160 рудников. Все давно истощились и потому были закрыты.
Если наложить карту восемнадцатого века на современную, можно увидеть, где именно располагались рудники. Точнее, располагаются до сих пор: их не засыпали. Спускаться в них опасно — могут осыпаться. Но в 1970–80-е годы в заброшенные рудники даже организовывали экспедиции.
Одно из самых старых сохранившихся строений на территории «Мотовилихинских заводов» — Грасгофская фабрика. Кирпичный «замок» построили в 1865 году. Чугуннопушечным заводом тогда руководил Григорий Грасгоф, по фамилии которого и стали называть чугунолитейную фабрику.
Именно здесь в 1868 году отлили пермскую Царь-пушку. На тот момент это было крупнейшее в России огнестрельное орудие: сама пушка весила около 44 тонн, каждый снаряд — примерно полтонны.
После революции в здании разместили мастерскую школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Позже помещения приспособили под склад.
Сейчас Грасгофская фабрика пустует. В 2012 году Виктор Басаргин (тогда — губернатор Прикамья) предложил организовать в здании политехнический музей. Совет директоров «Мотовилихинских заводов» проголосовал за передачу «замка» в краевую собственность. Но прошло девять лет, а проект так и не начали воплощать в жизнь.
Неподалеку от Грасгофской фабрики находится еще одно здание из красного кирпича, построенное позже — в начале 20 века. Считается, что поначалу в нем занимались укупоркой снарядов, то есть упаковкой в деревянные ящики. Затем здесь организовывали малую проходную заводов и первый народный университет на Урале (из-за начавшейся Гражданской войны даже первый выпуск не состоялся). В советские годы тут размещался партком, а с 1990-х до сегодняшнего времени — профком «Мотовилихинских заводов».
Здание цеха № 53 примечательно тем, что его построили в 1886 году по заданию и под руководством Николая Славянова. Знаменитый инженер и изобретатель разместил здесь электростанцию. Две динамо-машины обеспечивали электроэнергией весь завод: цеха освещали более 700 ламп (к концу 19 века — 2500). При этом на улицах Перми электрическое освещение появилось только в 20 веке.
Не раз переделывали и здание заводоуправления, построенное в 1868 году. В конце 19 — начале 20 века у него было всего два этажа, в советские годы появился третий.
Слева от заводоуправления находится здание, построенное в 1870-е для молотовой фабрики. Для ковки здесь использовали паровые молоты весом от 1,5 до 12 тонн. Площадей для размещения крупных молотов не хватало, поэтому фабрику перепрофилировали. Она стала пудлингово-прокатной, то есть производящей железо из чугуна. Сегодня тут располагается цех № 25.
Неподалеку расположен ещё один образец промышленной архитектуры — кирпичное строение с белой отделкой. Сегодня в нем размещается вальцетокарный цех, а раньше располагалась пильная, то есть здесь пилили металл.
Потемневший от времени кирпич — характерная примета цеха № 28. Построенное в 1912 году здание мало изменилось: и сто лет назад, и сейчас в нем занимаются кузнечными работами. Раньше его так и называли — ковочно-прессовым. Тогда кузнечные прессы были паровые, сейчас — электрогидравлические.
Самый мощный пресс, работающий в цехе № 28 сегодня, — ковочный комплекс Danieli, который установили одиннадцать лет назад. Во время экскурсии нам продемонстрировали его работу.
Иногда старое оборудование оказывается более стойким, чем новое. Так, в инструментальном цехе до сих пор используют оптико-механический микроскоп, выпущенный в Германии в 1939 году. Он считается трофейным — доставшимся во время Великой Отечественной войны.
— Я работаю на этом микроскопе уже 32 года, — рассказала контролер Татьяна Фарсутдинова. — Мы с ним, как партнеры, вдвоем выполняем очень точную работу. Был новый электронный станок — проработал всего пять лет, потом электроника вышла из строя. А этот микроскоп работает лучше, чем современные приборы.
В завершение репортажа — пара слов о памятнике паровозу на территории «Мотовилихинских заводов». Прокладывать рельсы для перевозки грузов здесь начали еще в 1860-е годы. Правда, тогда это была узкоколейка и груз тянули не паровозы, а лошади. В 1930-х железную дорогу реконструировали, перейдя на широкую колею. В честь этого события и установили памятник — не сразу, а пятьдесят лет спустя.
Ранее мы рассказывали, как выпускают сталь и производят металлические полуфабрикаты на «Мотовилихинских заводах» и как работало предприятие с 18 века до 1930-х годов. А также публиковали воспоминания о том, как заводы переживали годы Великой Отечественной войны.