Стальная палитра: как в Лысьве производят металлопрокат разных цветов и фактур (даже под дерево или кирпич)

Такой материал используют для отделки зданий

Так выглядит металлопрокат с декоративным полимерным покрытием

Так выглядит металлопрокат с декоративным полимерным покрытием

Поделиться

На одном из старейших предприятий Прикамья — ММК-Лысьвенский металлургический завод — сегодня выпускают необычный металлопрокат. Его главная особенность — расцветка. Причем она может быть не только однотонной, но и имитирующей дерево, камень и кирпич. Электролитически оцинкованный прокат с полимерным покрытием (так официально называется получаемый материал) используют в разных сферах. Из него делают сайдинг для отделки зданий, металлочерепицу и элементы внутреннего оформления вагонов метро.

Как наносят такое покрытие и получают упакованные в рулоны разноцветные металлические ленты шириной до 1600 миллиметров, мы узнали, побывав на заводе.

Прокат в рулонах поставляют с Магнитогорского металлургического комбината

Прокат в рулонах поставляют с Магнитогорского металлургического комбината

Поделиться

Прокат везут по железной дороге. В зависимости от толщины и марки стали вес одного рулона может достигать 14 тонн

Прокат везут по железной дороге. В зависимости от толщины и марки стали вес одного рулона может достигать 14 тонн

Поделиться

На ММК-ЛМЗ нет отдельных станков, вместо них — огромные агрегаты, объединяющие множество машин. Оцинкованный прокат с полимерным покрытием производят на агрегатах № 3 и 4. Оба — непрерывного действия, то есть работают круглосуточно. Их останавливают, только чтобы провести профилактику. Расстояние от начала до конца каждого агрегата — 1100 метров.

Экскурсию по заводу для нас провел Владимир Копылов, более 20 лет проработавший главным технологом предприятия

Экскурсию по заводу для нас провел Владимир Копылов, более 20 лет проработавший главным технологом предприятия

Поделиться

Входные участки обоих агрегатов состоят из разматывателей, сварочной машины и башенного аккумулятора, в котором накапливается металлическая полоса.

Рулон черного проката (без какого-либо покрытия) закрепляют на разматывателе (он слева), и металлическое полотно со скоростью 72 метра в минуту движется к башенному аккумулятору

Рулон черного проката (без какого-либо покрытия) закрепляют на разматывателе (он слева), и металлическое полотно со скоростью 72 метра в минуту движется к башенному аккумулятору

Поделиться

Металлическая лента загружается в башенный накопитель. Если приглядеться, видна легкая волнистость по краям, дальше ее уберут с помощью правильно-растяжных машин

Металлическая лента загружается в башенный накопитель. Если приглядеться, видна легкая волнистость по краям, дальше ее уберут с помощью правильно-растяжных машин

Поделиться

Когда накопитель заполняется, входной участок останавливают, чтобы выбрать всю загруженную металлическую ленту и направить ее дальше. При этом агрегат продолжает работать: пока первый разматыватель стоит, запускают второй. Концы лент из разных рулонов сваривают, чтобы получалось цельное полотно.

Оператор руководит процессом: координирует подачу и скорость движения ленты, связывается с другими участками

Оператор руководит процессом: координирует подачу и скорость движения ленты, связывается с другими участками

Поделиться

Следующая часть агрегата находится на высоте 9,6 метра. В первую очередь здесь выправляют кромки металлической ленты — так, чтобы не осталось ни намека на волнистость.

На гальваническом участке металлическое полотно поступает на правильно-растяжную машину

На гальваническом участке металлическое полотно поступает на правильно-растяжную машину

Поделиться

Ролики движутся непрерывно

Ролики движутся непрерывно

Поделиться

Металл обезжиривают щетко-моечные машины (лента проходит через щелочной раствор при температуре 75 градусов) и протравливают. Очищенная полоса идет на электролитическое цинкование.

На агрегате десять вертикальных ванн цинкования, на каждой по четыре анодных ветви

На агрегате десять вертикальных ванн цинкования, на каждой по четыре анодных ветви

Поделиться

На оцинкованную металлическую полосу наносят защитное хроматное покрытие и отправляют дальше — на окрасочный участок. Там ее грунтуют и отправляют на просушку в печь, которая нагревается до 240 градусов. После охлаждения полоса возвращается, и поверх грунта полиуретановыми роликами наносят лицевую полиэфирную эмаль. Толщину покрытия закладывают в программу. С обратной стороны также наносят эмаль, но другую — эпоксидную.

Полоса проходит через покрасочную машину и движется дальше...

Полоса проходит через покрасочную машину и движется дальше...

Поделиться

...в печь: на протяжении 80 с лишним метров лента находится на весу, не прикасаясь к каким-либо поверхностям

...в печь: на протяжении 80 с лишним метров лента находится на весу, не прикасаясь к каким-либо поверхностям

Поделиться

В закрытых печах эмаль полимеризуется — так получается полимерное покрытие, которое не выцветает на солнце

В закрытых печах эмаль полимеризуется — так получается полимерное покрытие, которое не выцветает на солнце

Поделиться

Для полимерного покрытия в основном используют эмали марки «Прайм Топ Индастри», для эпоксидного (которое наносят на внутреннюю сторону) — российские эмали.

Полоса с полимерным покрытием направляется на выходной участок, ко второму башенному накопителю — для готовой продукции

Полоса с полимерным покрытием направляется на выходной участок, ко второму башенному накопителю — для готовой продукции

Поделиться

На выходе полосу осматривает контролер ОТК: если сотрудница замечает дефект, она нажимает специальную кнопку и записывает, с какого метра он начинается

На выходе полосу осматривает контролер ОТК: если сотрудница замечает дефект, она нажимает специальную кнопку и записывает, с какого метра он начинается

Поделиться

Плакат-напоминание возле контролера

Плакат-напоминание возле контролера

Поделиться

Имитацию кирпичной кладки, поверхностей из дерева и других материалов создают на агрегате декоративных покрытий итальянской компании Danieli. Его запустили пять лет назад, в марте 2016 года. Старт производству SteelArt дал премьер-министр Дмитрий Медведев.

Образцы SteelArt с имитацией разных поверхностей

Образцы SteelArt с имитацией разных поверхностей

Поделиться

Покрытие наносят на оцинкованный прокат, подготовленный тут же, на ММК-ЛМЗ.

Как и на других участках, работы по созданию SteelArt идут на нескольких уровнях

Как и на других участках, работы по созданию SteelArt идут на нескольких уровнях

Поделиться

Входной участок производства состоит из двух разматывателей и сшивной машины. Процесс похож на тот, что при производстве металлопроката с обычным полимерным покрытием, но Danieli не сваривает, а сшивает металлическое полотно. Потом лента идет из башенного накопителя на обезжиривание — в щетко-моечную машину. На металл с обеих сторон наносят защитное хроматное покрытие и направляют к машине для нанесения грунта. Далее — в печь и на охлаждение. А затем наносят покрытие.

Четвертый слой после цинкового, защитного и грунтового полимеризуется в печи при температуре 240 градусов, и металлическое полотно идет на участок принтеров. Там на него наносят специальные чернила — так появляется рисунок.

Всего работает три принтера: их сочетание позволяет получать самые разнообразные расцветки. Когда рисунок меняется, новый настраивают по меткам, чтобы краски не смещались и изображение было четким.

Имитация дуба. Сложно поверить, но полотно металлическое

Имитация дуба. Сложно поверить, но полотно металлическое

Поделиться

У входа к одному из принтеров

У входа к одному из принтеров

Поделиться

Эффект 3D, когда поверхность не только визуально, но и на ощупь напоминает определенный материал, создается при помощи лакового покрытия. Как только чернила высыхают, полоса поступает на трехвалковую машину, где на нее наносят защитный лак: гладкий, текстурированный или с тем самым 3D-эффектом.

Рядом с принтерами — образцы рисунков

Рядом с принтерами — образцы рисунков

Поделиться

После сушки — финальная лакировка. При необходимости после этого можно нанести рисунок и на обратную сторону: операции пойдут в том же порядке.

Готовая металлическая полоса «стекает» вниз, где ее наматывают на шпули и отправляют на упаковку

Готовая металлическая полоса «стекает» вниз, где ее наматывают на шпули и отправляют на упаковку

Поделиться

Изображение на металлопрокате вблизи: видна фактура, имитирующая оригинальный материал

Изображение на металлопрокате вблизи: видна фактура, имитирующая оригинальный материал

Поделиться

Завершающий этап всех работ — упаковка. Смотанные в рулоны металлические полосы краном приносят на соответствующий участок, где их готовят к отправке клиентам.

SteelArt, производство которого показано выше

SteelArt, производство которого показано выше

Поделиться

Два крана несут частично упакованные рулоны. На мониторах над кабинами высвечивается вес грузов

Два крана несут частично упакованные рулоны. На мониторах над кабинами высвечивается вес грузов

Поделиться

Вблизи видны пластик (он защищает от механических повреждений, сколов и царапин) и специальная пленка (укрывает от атмосферного воздействия). Нередко в состав такой пленки входят ингибиторы — они не дают появиться ржавчине

Вблизи видны пластик (он защищает от механических повреждений, сколов и царапин) и специальная пленка (укрывает от атмосферного воздействия). Нередко в состав такой пленки входят ингибиторы — они не дают появиться ржавчине

Поделиться

Уголки нужны, чтобы упаковка не распалась и металлическое полотно не поцарапалось, не повредилось другим образом

Уголки нужны, чтобы упаковка не распалась и металлическое полотно не поцарапалось, не повредилось другим образом

Поделиться

Рулоны готовы к отправке

Рулоны готовы к отправке

Поделиться

От основания до современности


Лысьвенский металлургический завод основала Варвара Шаховская (урожденная Строганова) в 1785 году. Собственной руды здесь не было, место для строительства выбрали из-за реки Лысьвы: после возведения плотины вода приводила в движение заводские механизмы.

Поначалу на заводе выпускали чугун и изделия из него, потом стали производить металлопрокат и другую продукцию. В XIX веке предприятие обзавелось гербом с изображением единорога — он перешел от нового владельца завода, графа Шувалова. Считается, что клеймо с единорогом имелось на кровле Собора Парижской Богоматери. Документальных подтверждений этому нет, но в 1900 году продукция завода действительно выезжала в Париж — на Всемирной выставке лысьвенское предприятие завоевало золотую медаль.

Тот самый герб с единорогом (на фото здесь и ниже — экспонаты Лысьвенского музея)

Тот самый герб с единорогом (на фото здесь и ниже — экспонаты Лысьвенского музея)

Поделиться

На металлическом листе клеймо, напоминающее о победе на Всемирной выставке

На металлическом листе клеймо, напоминающее о победе на Всемирной выставке

Поделиться

В советские годы ЛМЗ оказался не менее востребованным, чем в царской России. Акцент сделали на выпуск хромированной жести, из которой, в частности, изготавливали консервные банки (в 1929 году — 43% от всей хромированной жести Советского Союза). В 1934 году запустили производство автомобильного листа. Незадолго до этого восстановили цех эмалированной посуды, который открывался в 1913 году.

В годы Великой Отечественной войны завод стал выпускать солдатские каски. Всего на фронт из Лысьвы отправили 10,5 миллиона касок, а также 18 миллионов противогазов и 14 миллионов армейских котелков. К производству тогда привлекали даже младших школьников и детсадовцев: приводили их на пару часов. Но, как рассказывают в местном музее, это делали не из-за нехватки рабочих рук, а для того чтобы подкормить детей: во время смены обязательно делали перерыв на обед в заводской столовой.

Знаменитая лысьвенская каска: в местном музее ей посвящена отдельная экспозиция

Знаменитая лысьвенская каска: в местном музее ей посвящена отдельная экспозиция

Поделиться

Подросток за станком на Лысьвенском заводе — герой картины Петра Оборина, делавшего зарисовки в цехах во время войны

Подросток за станком на Лысьвенском заводе — герой картины Петра Оборина, делавшего зарисовки в цехах во время войны

Поделиться

Производство проката с покрытиями зародилось в 1979 году. Тогда на ЛМЗ построили комплекс по производству холоднокатаного листового проката и хромированной жести. Оборудование не раз модернизировали. В 1994 году один из агрегатов перевели на электролитическое цинкование — такой прокат нужен был автомобильной промышленности, после распада СССР потерявшей поставщиков из бывших союзных республик.

С 2017 года Лысьвенский металлургический завод входит в состав группы ММК (Магнитогорский металлургический комбинат).

В прошлом году, несмотря на пандемию, Лысьвенский металлургический завод практически не останавливался. Часть сотрудников вывели на удаленку, но все работающие в цехах продолжали трудиться на своих местах. В итоге выдали 268 тысяч тонн проката с полимерным покрытием.

Ранее мы рассказывали о Лысьвенском заводе эмалированной посуды, поначалу входившем в состав ЛМЗ. А также о заводе бытовой техники в том же городе, где выпускают кухонные плиты.

  • ЛАЙК8
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter