31-летний Аяз Шабутдинов вырос в Куеде и стал бизнесменом. Один из самых известных его проектов — сеть мини-кофеен Coffee Like, но парень продал ее и сконцентрировался на «Like Центре» — там, как заявлено в рекламе, он делает из обычных людей миллионеров. Полноценное обучение стоит сотни тысяч, но есть и бесплатные варианты. Мы побывали на двух таких событиях — мастер-классе по бизнесу на маркетплейсах и трехдневном интенсиве «Концентрат». В этом тексте мы расскажем, чему и как нас учили (приготовьтесь к шоку и недоумению от некоторых методов).
И мастер-класс по бизнесу на маркетплейсах, и трехдневный «Концентрат», где рассматривали разные темы, связанные с предпринимательством, проходили онлайн. Чтобы попасть на них, нужно было заполнить несложную форму на сайте. После этого в назначенный день и время на электронную почту и в СМС приходили ссылки на трансляции. Также их можно было получить в телеграм-каналах.
Кликаешь по ссылке, и в браузере открывается окно с видеопотоком. На экране красивая студия с множеством экранов, камер и разными световыми эффектами. Ведущий (в случае с мастер-классом, им был сам Аяз, а на «Концентрате» эти обязанности на себя взяла его коллега) сразу предупреждает — лучше выключить телефон и целиком погрузиться в обучение, потому что записи не будет.
Дальше — рассказ Аяза о себе, о том, какие классные компании он основал и как стал миллиардером. «Блин, этого парня точно стоит послушать», — резюмирует бизнесмен во время «Концентрата» и предлагает потратить три дня, чтобы изменить свою жизнь.
На мастер-классе по маркетплейсам говорят в основном о Wildberries. Что там можно заработать практически без вложений, говорит и сам Аяз, и гости студии — успешные бизнесмены, уже обучившиеся в «Like Центре» на платных программах и ставшие его тренерами.
Но где же взять товар, если стартового капитала нет? По версии «Like Центра», надо просто договориться с поставщиком дать его под реализацию, то есть в долг. «Сначала продаем пальто, а потом покупаем его», — советуют уже сделавшие сотни тысяч на Wildberries люди. Правда, зачем поставщикам отдавать свои товары неопытным продавцам, остается непонятным.
Видели в предыдущем абзаце слово «сделали»? Именно им характеризовали свой заработок некоторые бизнесмены, учившиеся Аяза. Не получили выручку или прибыль в пять миллионов, а сделали пять миллионов. В результате оставалось только теряться в догадках, о чем же идет речь — об обороте или о заработке предпринимателя за вычетом всех расходов.
Одной из самых действенных стратегий продвижения на Wildberries опытные «маркетплейсщики» назвали торговлю сезонными товарами. Так называют вещи, которые пользуются повышенным спросом в определенный сезон и перед его началом. К примеру, в преддверии зимы это могут быть пуховики и теплая обувь, а в начале лета — купальники и босоножки.
Бывалые бизнесмены делились своими кейсами — рассказывали, где искать товар для торговли на WIldberries. Его предлагали покупать на крупных рынках (в том числе через посредника — в таком случае ехать в Москву не надо) или в китайских интернет-магазинах. При этом выбирать вещи рекомендовали по особой схеме: так, чтобы после наценки в 200–300% можно было выставить цену ниже, чем сейчас есть на маркетплейсе.
Еще один вариант, предложенный спикерами, — заказать на WB самую популярную одежду, выбрать вещи, которые максимально хорошо сидят и скопировать их. Заказывать пошив рекомендовали у швей из небольших городов, ведь зарплаты, а значит, и запросы там ниже.
Говоря о торговле на маркетплейсах, затронули вопрос сертификатов на товар. Они, по мнению тренеров «Like Центра», не обязательны. По их словам, документы на продукцию можно предоставить в течение пары месяцев после того, как торговая площадка их запросит. По опыту спикеров, такое требование приходит новым продавцам не сразу. До этого якобы вполне можно торговать без документов.
Ни на мастер-классе, ни на «Концентрате» эксперты ни разу не упомянули, что регистрация на Wildberries в качестве продавца стоит 30 тысяч — эту сумму нужно внести в качестве гарантийного взноса.
Важная часть мероприятий «Like Центра» — мотивация. Слушателям постоянно говорят, что все зависит от них, они могут достичь всего, чего захотят, — надо только принять решение и дать наставникам помочь им. Аяз постоянно обращает внимание на то, что сам он — простой парень из Куеды, которому повезло с друзьями и партнерами, делившимися знаниями по бизнесу.
Мотивационная часть выглядит очень убедительно. Слушая Аяза, правда веришь, что если смог он, значит, сможешь и ты. Если вы страдаете от нерешительности и вам нужно, чтобы кто-то сказал «давай, ты все сможешь», мероприятия «Like Центра» вполне могут помочь.
На протяжении эфиров Шабутдинов регулярно предлагал участникам ответить на вопрос о том, что они имеют сейчас, чего хотят достичь и что получат, когда это осуществится. Если у вас не получается разобраться с этими вопросами самостоятельно и диалог с самим самой не клеится, «Концентрат» тоже может оказаться полезен.
Чтобы визуализировать будущую красивую и счастливую жизнь, Аяз иногда устраивал медитации, но чего на обоих событиях было по-настоящему много, так это историй успеха — и длинных развернутых и коротких тридцатисекундных. Большинство были построены по единому сценарию: ужасная жизнь в нищете, полная тягот и лишений — обучение у Аяза, изменившее взгляд на жизнь — бурный рост — жизнь мечты с путешествиями на лучшие курорты мира, дорогими машинами и квартирами в Дубае.
На «Концентрате» люди рассказывали о том, как много работали и мало зарабатывали и как увеличили свой доход после обучения в «Like Центре» — к августу 2022 года. Когда эта дата прозвучала несколько раз, а одна из участниц рассказала о своих планах на день рождения, который пройдет в октябре, стало понятно, что событие идет вовсе не в прямом эфире, а в записи, которой не должно было быть. Это было неприятной новостью, ведь изначально организаторы сделали всё, чтобы зрители считали — всё происходит здесь и сейчас. А еще выяснилось, что в разных чатах были ссылки на разные записи «Концентрата».
Спикер Тимур Кулиев, рассказывая о том, как ему помогли Аяз Шабутдинов и «Like Центр», поделился очень личной, трагической историей. Мужчина и его супруга пережили смерть младшей, четвертой дочери. По словам Тимура, обучение и работа над бизнесом дали ему силы выбраться из депрессии.
— Я абсолютно не знал, куда мне идти дальше. <...> В мае 2021 года я попал на какой-то вебинар «Like Центра». По-моему, это был «Концентрат», кстати. Сказать, что это было как нельзя кстати, — вообще ничего не сказать, — поделился впечатлениями Тимур. — Я как будто взял и вдохнул полной грудью. Я понял, я увидел людей, которые кайфуют от своего бизнеса. Я увидел Аяза, который говорит: «Сука, у тебя всё получится, просто повтори эти простые действия». <...> Помните фильм «Форест Гамп?» Я просто взял и побежал [как его герой], я вообще не могу остановиться.
Среди выступающих были самые разные люди — бывшие топ-менеджеры, трудоголики, до обучения пропадавшие на двух работах, жительницы деревень, мамы в декрете и даже бывший порноактер. Они рассказывали о нишах, в которых смогли заработать. Речь шла об уже упомянутых маркетплейсах сфере красоты, магазинах одежды, консультационных услугах, продюсировании блогеров, работе по привлечению клиентов для бизнеса, приготовлении домашней пастилы (интересно, а на нее сертификаты есть?) и многом другом. Пожалуй, если на момент просмотра находиться в поиске ниши для своего дела, тут можно почерпнуть какую-то идею.
Говорили и о том, где найти клиентов для своего бизнеса. Эксперты предлагали раздавать листовки и предлагать людям бесплатные услуги в подарок к тем, что они купили за деньги. К сожалению, затраты на эти мероприятия не озвучивали, поэтому понять, насколько они подойдут в вашем, конкретном случае было непросто.
Спикеры делились полезными лайфхаками о том, как работать с базой клиентов в мессенджерах так, чтобы люди регулярно совершали новые покупки. Способы, озвученные выступающими, были бесплатными и позволяли делать так, чтобы сообщения с предложениями не улетали в спам.
Еще одна из рассмотренных тем — делегирование полномочий. Начинающим предпринимателям рекомендовали нанять ассистентов за 5–15 тысяч рублей в месяц и поручить им разные рутинные дела. «Сколько-сколько денег им нужно платить?» — хотелось спросить после этого предложения. Уж очень низким показался размер зарплаты.
Также молодых бизнесменов учили получать бесплатные услуги от претендентов на должность ассистента. Им советовали дать реальные рабочие задачи в качестве тестового задания, а по результатам теста выбрать лучшего и взять его на работу.
Шабутдинов учил слушателей и работе с возражениями. Например, предлагал апеллировать к эмоциям, когда покупатель отказывается от покупки слишком дорогого для него товара. По мнению Аяза, в таких случаях можно сказать, что, сэкономив на покупке, скажем, качественного и уникального платья на выпускной ребенка по высокой цене, клиент всю жизнь будет смотреть на фото с праздника и жалеть о своем решении. Потенциальное положительное решение о покупке предлагали связывать с чем-то приятным — например, с прекрасным ощущением от того, что ребенок будет самым красивым в классе.
«Ребята, сами вы херня, вы просто не в теме», — отвечал Аяз на скептические сообщения зрителей, не одобривших его методы.
Зрители мастер-класс и «Концентрата» имели возможность увидеть, как Шабутдинов продает свой продукт — платный курс для начинающих бизнесменов, стоимость которого начинается от 199 тысяч рублей за год обучения. Его предлагали купить, заплатив всю сумму сразу или оформив рассрочку. Тем, кто в первый месяц поймет, что дальше учиться не хочет, обещали вернуть деньги.
Возможность вернуть деньги была одним из аргументов в пользу быстрого решения о покупке курса за пару сотен тысяч. Во второй день «Концентрата» Аяз Шабутдинов мотивировал зрителей сказать обучению «да», пока длится 14-минутное окно. Сделав покупку в это время, можно было получить подарки от спикеров (чек-листы, инструкции, сценарии собеседований, бесед с поставщиками, арендодателями и так далее).
В третий день «Концентрата» на покупку курса с подарками в придачу давали 40 минут. В остальное время записаться на курс тоже было можно, но уже без бонусов.
— Хочешь дорого продать товар — сделай его дефицитным! В данном случае дефицит создан искусственным ограничением времени, — объяснил 59.RU смысл трюка с 14 минутами специалист «Психологического центра на Пионерской» Николай Стрелков. А постоянное противопоставление нищей жизни до обучения и шикарной после психолог назвал манипуляцией.
Потратить крупную для большинства россиян сумму в 199 тысяч Аяз рекомендовал даже тем, кто имеет долги и не может оформить на себя рассрочку из-за отказа банков. В таком случае миллиардер просто предлагал уговорить взять рассрочку кого-то из близких.
О рисках неудачи предупреждали, но всеми силами убеждали, что это оправданные риски.
— Риск — это способ измениться. Когда нет риска, не прикладываешь сверхусилий. Когда рискуешь, серьезнее относишься ко всему. Это шаг вперед, который отменяет всю предыдущую жизнь. Когда рискуешь, снова начинаешь чувствовать себя живым, — убеждал слушателей Шабутдинов.
Тем, кто не готов терять деньги, рекомендовали выбирать ниши, не требующие вложений, и думать о том, сколько в перспективе можно потерять, если так и не решиться изменить свою жизнь.
Корреспондент 59.RU курс не купил и не ответил на звонок менеджера «Like Центра», который, вероятно, хотел узнать о причинах бездействия и убедить все-таки пройти обучение. После этого сотрудник «Like Центра», представившийся Никитой, прислал ему в WhatsApp такое сообщение: «Если вы будете игнорировать, то звонки и СМС продолжатся не от меня, а от других менеджеров, и так бесконечно». Звучало совсем некорректно.
Мы пообщались с пресс-службой «Like Центра» и узнали, почему на их событиях используют методы, которые могут показаться сомнительными. А еще рассказали, как и на чьи деньги Аяз Шабутдинов организовал свою бизнес-империю. Обо всем этом читайте в нашем расследовании.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.