Как только стало известно, что в Перми возрождают производство велосипедов «Кама», жители разных городов бросились обсуждать это в интернете. Одни с ностальгией вспоминали советские «Камы» (в их числе — официальный представитель МИД Мария Захарова, написавшая длинный пост о любимом зеленом велосипеде из детства). Другие скептически заявляли, что ни о каком восстановлении бренда говорить не приходится: скорее всего, на китайские велосипеды просто налепят наклейку «Кама».
Как обстоят дела на самом деле? Чем новая «Кама» похожа, а чем отличается от своей предшественницы, популярной в 1970–1990-е годы? Чтобы разобраться в этом, мы съездили на пермский завод «Форвард» — именно здесь в феврале выпустили первую партию обновленной «Камы».
Складной двухколесный велосипед «Кама» массово продавался по всему Советскому Союзу, начиная с 1970-х годов. «Каму» выпускал Пермский машзавод (позднее он назывался «Велта»). Производство прекратилось в 1990-е годы.
Ярко-красный, с хромированным рулем и складной рамой — так выглядит современная «Кама». Лимитированную серию — 3000 штук — раскупили еще до старта официальных продаж, говорят на предприятии.
«Форвард» — один из крупнейших производителей велосипедов в России. Работает в Перми с 1999 года. Он не является прямым наследником «Велты»: до 2006 года в Перми было два велозавода. Потом «Велта» закрылась, часть ее сотрудников перешли в «Форвард». Сегодня компания развивает пять брендов велосипедов: Forward, Format, Altair, Bearbike и «Каму». Генеральный директор и учредитель — Олег Корякин. Производство расположено в селе Фролы Пермского района.
На первый взгляд, новая «Кама» очень похожа на велосипеды, которые когда-то производила «Велта». Конструкторы и дизайнеры «Форварда» при разработке специально сохранили стиль ретро — велосипед выпустили к празднованию 300-летия Перми.
— Для Перми и России «Кама» — знаковый, важный велосипед, — пояснил в разговоре с 59.RU Дмитрий Пономарев, продакт-менеджер «Форварда». — Когда приближался юбилей города, возникла идея, что неплохо было бы к нему сделать обновленную версию «Камы». Ведь в детстве у нас у всех были такие велосипеды, мы все на них катались. К запуску «Камы» в производство готовились два года: сначала появилась концепция, затем сделали образец.
По сути, новая «Кама» объединяет черты современного городского и советского одноименного велосипеда. Размер колес, складная рама, возможность регулировать высоту руля и сиденья, сумка для инструментов, защита цепи — всё, как у старой «Камы». Но есть нюансы.
Геометрия нового велосипеда (то есть его параметры, конфигурация) другая: например, рама шире, чем у советской. Комплектующие (в частности — замок складывания) также отличаются. Само транспортное средство легче: 13,2 килограмма против прежних почти 15.
— У старой «Камы» замок был простеньким: если плохо закрутили, мог открыться. У нового велосипеда эксцентриковый тип крепления, который полагается по современным стандартам. Если даже плохо затянули что-то, не увидели, то в момент езды безопасный замок не позволит велосипеду открыться, — прокомментировал Дмитрий Пономарев. — У нашей «Камы» современные комплектующие, им требуется меньшее обслуживание. Современный стандарт шатунов, каретки с использованием промышленных подшипников и втулок. Это полностью современный велосипед в ретростиле.
Примет стилизации под ретро немало. Взявшись за руль, вы обнаружите, что ручки тверже, чем у привычных современных велосипедов, и другой формы. Педали не полностью пластиковые, а похожие на советские. Хромированные детали также напоминают о «Камах», выпущенных лет тридцать-сорок назад: у современных велосипедов их чаще красят в черный цвет. Есть даже сумка под сиденьем, а в ней — тот самый «семейный» ключ.
«Каму» собирают на пермском заводе. Здесь же производят половину деталей для велосипеда, остальные поставляют из Азии.
— Рама сварена и окрашена в Перми, вилка и обода — тоже, — перечислил Дмитрий Пономарев. — Стикеры изготавливает пермская компания по нашему заказу. Остальное, в основном, сделано в Азии у наших партнеров. Мы привозим эти комплектующие и здесь на нашем производстве с нашим ОТК, подходом и системой качества собираем велосипеды.
Детали для пермских велосипедов изготавливают за рубежом на основе разработок конструкторского бюро «Форварда», уточнил Дмитрий. Этот вариант сложнее, чем закупка уже имеющихся в ассортименте завода в Азии запчастей, но он дает возможность выпускать в Перми велосипеды с нужной спецификацией.
— Сейчас практически все бренды почти на 100% изготавливают продукцию в Азии, где расположены огромные заводы, — прокомментировал Дмитрий Пономарев. — Но есть два пути. Первый — можно выбирать комплектующие из каталога готовых решений. Второй появляется, если у компании есть свое конструкторское бюро. Тогда инженеры разрабатывают геометрию, технологии, индивидуальные особенности запчастей, их адаптацию и уже по этим параметрам заказывают. У нас второй путь, более сложный и более интересный.
В этом году планируют выпустить еще как минимум одну партию «Кам» — около 10 тысяч велосипедов. «Кама» будет как на фото — в классическом красном цвете и с колесами диаметром 20 дюймов. А вот в 2024 году линейку расширят.
— На следующий год мы планируем выпускать «Каму» в четырех цветах: белом, красном, синем и зеленом, — рассказал Дмитрий Пономарев. — Будет три варианта размеров колес: не только 20, но и 24, а также 26 дюймов. Появится версия с переключателем скоростей.
В магазинах велосипед в полной комплектации должен стоить 12–13 тысяч рублей. Сейчас «Камы» из первой партии можно найти на «Авито» — по той же стоимости.
Ранее мы публиковали интервью с директором кондитерской фабрике «Пермская», которая уже 130 лет выпускает конфеты и другие сладости. Кроме того, мы показывали, как в Перми больше 20 лет делают «Славянские сухарики».