Бизнес фоторепортаж Как в Перми с помощью роботов делают велосипеды, на которых ездят по всей России. Фоторепортаж с производства

Как в Перми с помощью роботов делают велосипеды, на которых ездят по всей России. Фоторепортаж с производства

Мы побывали на пермском заводе «Форвард», который выпускает велосипеды пяти брендов, включая возобновленную «Каму»

В Перми есть собственный велозавод, и это не «Велта», закрывшаяся в середине 2000-х

О пермском заводе «Форвард» в этом году много говорят благодаря возрождению бренда «Кама». В честь 300-летия Перми здесь вновь начали выпускать любимый складной велосипед советских детей и подростков. Но предприятие живет не одной «Камой»: эта марка занимает небольшую долю от общего объема производства «Форварда». У остальных брендов модельный ряд гораздо шире и вариантов расцветки больше («Кама» пока только красная, позднее планируют ввести еще белый, синий и зеленый цвета).

«Форвард» — один из крупнейших производителей велосипедов в России. Работает в Перми с 1999 года. Сегодня компания развивает пять брендов велосипедов: Forward, Format, Altair, Bearbike и «Каму». Генеральный директор и учредитель — Олег Корякин. Производство расположено в селе Фролы Пермского района. По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка предприятия в 2022 году составила 2,3 миллиарда рублей, чистый убыток — 205,4 миллиона рублей. Численность сотрудников — более 380 человек.

Как именно делают велосипеды на пермском заводе, показываем в нашем фоторепортаже. Мы прошлись по рабочим цехам с механиком производства Алексеем Останиным, который подробно рассказал обо всех этапах изготовления велосипедов.

Как вы думаете, что это? Никакой таинственности: просто детали будущих велосипедных рам

— Раму изготавливают по элементам: отдельно головную, верхнюю и нижнюю трубы, кареточный узел и так далее, — рассказывает Алексей Останин. — Например, задняя часть рамы изогнута так, чтобы она подходила под формы колеса и всех узлов. Это делается при помощи станков.

На станках детали обрезают и сгибают под определенным углом (если это нужно)
Труба готова к следующей операции

Подготовленные элементы рам устанавливают на стапелях — специальных платформах-конструкторах. В таком варианте они отправляются на сварку.

Так выглядят стапели. Для каждой модели велосипеда — свой

Сваркой занимаются роботы — их три. Определенную программу роботу задают в зависимости от модели велосипеда. На одну раму уходит около пяти минут.

Робот сваривает все швы — получается готовая рама
Места сварки хорошо видны
Алексей Останин демонстрирует готовую раму

Из-за сварки металл иногда немного ведет вбок. Правильность геометрии рамы проверяют контролеры. Если что-то не так, раму правят на специальной скобе, подстроенной под параметры конкретной модели. В отдельных случаях, если шов лег неровно или неправильно, раму вручную доваривает работник завода.

Раму выравнивают, пока она не начинает идеально подходить под заданные параметры

Следующий этап — покраска рамы. Сначала поверхность обезжиривают растворителем, чтобы краска ложилась ровно и плотно, не пузырила и не шершавилась. Затем затыкают заглушками все узлы (место под каретку, подшипники и так далее — краска там не нужна) и отдают на покрасочный конвейер.

Рама проходит через печь с температурой 200 градусов (к нагретой стали лучше прилипает краска) и отправляется в покрасочную камеру. Там при помощи пистолетов-распылителей наносят краску-порошок, и рама повторно уходит в печь. Порошковая краска при высокой температуре расплавляется, становится глянцевой.

Если металлическую поверхность не обезжирить, краска ляжет неровно
Обезжиренные рамы отправляются в печь...
...а затем — на покраску. Сейчас поверхность матовая, глянцевой она станет после повторного прохождения печи
Кажется, что раму окутывает дымом, — это порошковая краска
Только что покрашенные рамы не стоит трогать руками — после печи они очень горячие
Варианты моделей и расцветок рам и вилок, которые делают на заводе «Форвард»

На окрашенные рамы работники клеят стикеры, где указаны модель, ростовка и название, а потом отправляют на конвейер и в сборочный цех.

Рамы делают впрок, так как их изготовление — более трудоемкий процесс, чем сборка велосипедов
На хранении обычно находится около двух–трех тысяч рам

Обода для велосипедных колес изготавливают на этом же заводе из металлопрофиля. Его распиливают, обжимают на гидравлическом станке, просверливают отверстия под спицы, а потом красят готовые обода.

Из одной узкой металлической полоски получается три обода
Чтобы замкнуть обод, мастер вставляет две шпильки...
...и обжимает на станке
Круг замкнулся, теперь это уже настоящий велосипедный обод
Отверстия под спицы делают на специальном станке
Сверла поворачиваются под определенным углом
Готовые обода, как и рамы, красят порошковой краской
Это не плетение и не вязаный узор: таким образом укладывают на хранение обода
В зависимости от бренда и модели обода могут быть разных цветов. Например, белыми (выше) или натуральными металлическими
Следующий этап — установка спиц
Собранное колесо выравнивают и туго затягивают спицы
Работу выполняет автомат
На выходе готовые обода со спицами сортируют. Годные — то есть соответствующие всем параметрам — отправляют дальше
Последний штрих — и готовое колесо пойдет дальше, на конвейер в цех сборки

В цехе сборки два конвейера: подготовительный и основной. На первом крепят вилку к раме, вставляют подшипники в рулевую колонку, устанавливают кареточный узел, а также тормоза и задний переключатель (если они есть у данной модели).

Это подготовительный конвейер
Каждый работник выполняет одну операцию...
...и передает будущий велосипед дальше по конвейеру
Все необходимые элементы у работника под рукой
В Перми делают только рамы, вилки и обода. Остальные детали изготавливают под заказ в странах Азии

С подготовительного конвейера раму отправляют на основной: там устанавливают крылья, заднее колесо и другие детали.

Важный момент: перед запуском новой модели ее собирают вручную и проверяют, всё ли корректно работает. На приемку приглашают конструкторов и дизайнеров, только после их одобрения модель идет на массовую сборку.

В день собирают 700–1000 велосипедов
Велосипед проходит по конвейеру за одну–две минуты
Чтобы детали не терлись друг об друга, их прокладывают упаковочным материалом
Любую деталь при необходимости можно сверить с макетом
В целом на двух конвейерах работает около сорока человек
После проверки качества сборки контролер ставит печать в паспорт велосипеда: в нем указана модель, дата сборки и смена

— Велосипед собираем без руля, педалей, седла и переднего колеса, — уточнил Алексей Останин. — Это сделано для компактности: чтобы он влезал в коробку. Иначе неудобно транспортировать. Детали вкладываем в ту же коробку, их устанавливает продавец в магазине.

Велосипед укладывают в коробку
Туда же помещают седло и отражатели в пакете

Запечатанная коробка проезжает по конвейеру через весы с лампочкой-индикатором. Если лампочка зеленая — значит вес коробки в норме. Красная лампочка показывает недовес: какую-то деталь забыли положить. В этом случае коробку снимают, проверяют содержимое и добавляют всё необходимое.

На каждую коробку наклеивают штрихкод и отправляют на склад
Финальную досборку проводят в магазине: продавцы устанавливают и прикручивают переднее колесо, руль, седло и педали

Ранее мы разбирались, чем новая «Кама», которую выпускает завод «Форвард», отличается от советской, и публиковали архивные кадры.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем