«Как госслужащий он обязан бороться с преступлениями, а не совершать их. Это говорит о повышенной опасности содеянного», — заявил 21 ноября гособвинитель Максим Шадрин. Назвав доказанной вину в коррупции бывшего первого заместителя руководителя следственного отдела по Пермскому району СКР Эдгара Саркисяна, прокурор попросил Дзержинский районный суд Перми наказать 36-летнего подсудимого длительным заключением. А именно — отправить на 9 лет в колонию строгого режима, оштрафовать на 30 миллионов рублей, лишить права в течение трёх лет занимать властные должности и лишить звания «майор юстиции».
Сотрудник прокуратуры Пермского края Максим Шадрин напомнил версию ФСБ и СКР о том, что за взятку в 9 миллионов рублей Эдгар Саркисян предложил юристу Василию Белкину решить гражданский спор ценой в 140 миллионов. Во столько оценивались долги родственницы Белкина — жительницы Соликамска Эльвиры К., якобы получившей их в наследство от умерших матери и отца. Истцом выступил ранее судимый житель Нытвы Тагир Рабаданов, купивший право требования по трем договорам займа 2007, 2009 и 2010 годов с процентами на общую сумму 1,6 миллиона долларов США и 32,1 миллиона рублей.
Истец предъявил Соликамскому городскому суду копии данных договоров. Когда суд потребовал оригиналы, Рабаданов подал в полицию заявление о краже этих документов. О том, что оригиналы будто бы целы и их можно представить в суд как доказательство отсутствия задолженности и подтвердить тем самым фальсификацию, Белкину сообщил 24 января 2018 года сосед по дому в Перми Саркисян. Услугу он оценил в 9 миллионов рублей — их, по его словам, надо было передать через него неназванным сотрудникам краевого главка МВД РФ.
Василий Белкин прежде служил помощником соликамского городского прокурора, где и познакомился с занимавшим тогда должность замруководителя СО по Соликамску и Соликамскому району СКР Эдгаром Саркисяном, сыном бывшего начальника ОИК-2 Ашота Саркисяна (в состав этого объединения входит ИК-2 «Белый лебедь» для пожизненных заключенных. — Прим. ред.). Возмутившись, что с него и с родственницы требуют взятку, бывший прокурор обратился в краевое управление ФСБ. Действуя под контролем этой спецслужбы и оснащенный спецаппаратурой, Белкин записывал свое общение с Саркисяном. В итоге они условились, что днем 21 февраля 2018 года Саркисян придет в квартиру Белкина за 4 миллионами — первой частью взятки в 9 миллионов рублей.
Перед встречей Саркисян попросил охранника расположенной рядом с домом автостоянки Фидаиля Аптукова показать записи с камер видеонаблюдения — под предлогом, что кто-то якобы поцарапал его автомобиль Subaru Forester. В действительности он боялся разоблачения, полагает гособвинитель Шадрин. Заметив на видео входивших накануне в подъезд крепких мужчин в штатском, Саркисян заподозрил неладное и не пошел в квартиру к Белкину. На основании оперативных аудио- и видеозаписей, а также показаний ряда свидетелей Саркисяна обвинили в двух преступлениях — покушении на посредничество во взяточничестве и предложении посредничества во взяточничестве.
Помимо обвинительного приговора, прокурор Шадрин попросил судью Ольгу Лядову вынести частное постановление в адрес СКР о нарушении, допущенном в 2007 году при зачислении Саркисяна на службу.
— Саркисян не вправе был служить в СКР, поскольку ранее привлекался к уголовной ответственности. Лицо, в отношении которого прекращено уголовное дело по нереабилитирующим основаниям, не может быть принято в Следственный комитет. В августе 2018 года Саркисян уволился по собственному желанию, — сказал гособвинитель.
Максим Шадрин сослался на подшитое к уголовному делу постановление Свердловского районного суда Перми от 2 сентября 2005 года. В документе говорится, что управлявший 10 июня 2005 года внедорожником Mitsubishi Pajero Саркисян нарушил ПДД и не пропустил автобус. В результате столкновения внедорожник отбросило и он врезался в легковой автомобиль, причинив тяжкие травмы пассажиру. Подсудимый примирился с потерпевшим — и на этом основании уголовное преследование Саркисяна тогда было прекращено.
Выслушав 21 ноября 2019 года выступление гособвинителя, подсудимый Саркисян и защита попросили время для подготовки своей позиции. В судебном процессе был объявлен перерыв до 22 ноября. Адвокат Андрей Сачихин говорил почти 2 часа, его подзащитный — около 1 часа. Оба назвали обвинительную версию несостоятельной, не основанной на доказательствах.
— Говорится о получателях взятки — неустановленных лицах из краевой полиции. Кто эти лица, какие у них полномочия — в обвинении не сказано. Могут ли их действия квалифицироваться как взяточничество — неясно. Значит, не доказаны и какие-либо действия кого-либо в посредничестве при получении взятки, — кратко изложил 59.RU свою позицию адвокат Андрей Сачихин.
Оглашение приговора назначено на 27 ноября.