В Пермском краевом суде третий день рассматривают уголовное дело о стрельбе в ПГНИУ. Почти год назад — 20 сентября 2021 года — студент первого курса Тимур Бекмансуров пришел в кампус вуза с ружьем и открыл огонь по студентам и сотрудникам. Шесть человек погибли, еще десятки — пострадали.
Ранее в суде допросили родных погибших. Сегодня, 7 сентября, начали заслушивать показания пострадавших. Всего их около 60 человек. Мы опубликуем показания четверых первых допрошенных: второкурсника ПГНИУ Антона Грехова, первокурсника ПГНИУ Данила Маркштедера (на момент трагедии он учился в ПНИПУ), второкурсницы ПГНИУ Натальи Пантелеевой и третьекурсника ПГНИУ Никиты Смирнова. Все указанные потерпевшие заявили, что не были лично знакомы с подсудимым на момент происходившей трагедии.
Первым выступил Антон Грехов. В 2021 году он был первокурсником экономического факультета ПГНИУ. 20 сентября прошлого года он и его одногруппница Наталья Пантелеева после занятия по физической культуре пошли в магазин за водой. На обратном пути они встретили одногруппника Сергея Юматова. Они втроем общались возле проходной на территорию кампуса, и в это время началось нападение — было около 11:30. Рядом находилось еще около 20 незнакомых ему студентов: в это время перерыв между парами, и некоторые выходят покурить или встретиться там с кем-нибудь перед занятиями.
— Несколько услышал хлопков, похожих на выстрелы. Думали сначала, что взорвалась шина, — рассказывает потерпевший. — Потом обернулись на выстрелы, увидели Тимура, стрелка. Он шел, получается, прямо напротив проходной в нашу сторону на расстоянии 20–30 метров. Он начинает стрелять, мы уже все видим, что он стреляет по нам. Начинается беготня. Половина убегает в проходную, кто-то убегает вдоль забора. Я, как и все, ухожу в сторону проходной, забегаю в двери, там останавливаюсь. Жду, пока пробегут мои знакомые. Вижу, как пробегает Пантелеева Наталья, Сергей Юматов. Дальше опять слышу выстрелы, разворачиваюсь, мне примерно в это время попадает в затылок, я получаю ранение.
После этого Антон Грехов побежал к восьмому корпусу — оповестить о начавшейся стрельбе. В это время Бекмансуров уже был на территории университета и тоже шел к восьмому корпусу. По переходу Грехов пошел в первый корпус, там его встретили профессор и студенты, которые оказали первую помощь, вызвали скорую и полицию.
Одногруппника Сергея Юматова он не видел, о его состоянии Грехов позже узнал от его родных: он получил несколько огнестрельных ранений. Самого Грехова с территории университета увезла скорая помощь, ему обработали рану, а от госпитализации он отказался. Исковых требований к обвиняемому потерпевший не предъявлял и не желает.
Следующей выступила Наталья Пантелеева, в 2021 году она была на первом курсе экономического факультета. Она повторила рассказ о том, как с одногруппником ходила за водой и как встретилась с Юматовым.
— Я стояла спиной и услышала позади себя какие-то хлопки, подумала, что это либо шина [лопнула], либо бомбочки, которые очень дети любят пускать. Потом уже как раз обернулись, увидели человека с оружием и побежали, — говорит студентка. — Началось столпотворение, люди падали, пока забегали на проходную, на КПП. Я видела, как упала девушка перед дверьми, но не пыталась ей помочь, я пыталась спасти себя.
Позже девушка добавила, что видела, как упавшей студентке пытался помочь Сергей Юматов, но что с ними было дальше — не знает.
— Он рисковал, — рассказала о Юматове Наталья корреспонденту 59.RU в перерыве между слушаниями. — <...> Выстрелы были, но, скажем так, я не особо осознавала их. Побежала до угла химического корпуса, забежала за угол и думала, что в безопасности. Не думала, что он пойдет на территорию и будут происходить выстрелы, — продолжает описывать хронологию девушка. — Мужчина незнакомый сказал бежать дальше. Пошла к восьмому корпусу. Мы сначала стояли перед турникетом, я осмотрела немного ранение Грехова, и после этого мы пытались пройти дальше. Турникеты проворачивались с трудом, нужно было использовать студенческие. После этого кто куда побежал.
Услышав приближающиеся выстрелы, находившиеся в корпусе студенты, в том числе и Наталья, побежали по переходу в первый корпус.
— На тот момент мне показалось, что он [стрелок] был в военной форме — камуфляжная, как сказал Грехов. Я видела оружие, но не могу его распознать, — рассказывает девушка.
Один из выстрелов попал в девушку, но благодаря капюшону толстовки она получила только гематому на голове. После пострадавшая обращалась в больницу. Исковых требований к подсудимому она также не предъявляла и не планирует.
Еще один потерпевший — Данил Маркштедер — на тот момент был студентом политехнического университета и приехал в ПГНИУ, чтобы встретиться с подругой после ее пар. Он прошел на территорию кампуса и ждал девушку возле первого корпуса. Встретившись, студенты пошли в сторону КПП.
— Мы вышли у того самого КПП, направились в сторону Перми II и услышали хлопки, — рассказывает Данил Маркштедер. — Я сначала подумал, что это просто хлопушка, кто-то балуется. Потом посмотрели уже, увидел стрелка. <...> Напротив самого КПП увидел стрелка в черной одежде, он шел параллельно КПП на людей, на толпу, на нас. Он производил выстрелы по машине и потом, кажется, по нам. <...> Услышали первый выстрел, я обернулся, моя подруга Зеленкина Алена схватила меня, мы побежали обратно на территорию университета вместе со всей толпой. Мы забежали в химический корпус. <...> Там мы пережидали небольшое время с оставшимися ребятами, которые забежали с нами. Поднялись немного на лестницу.
Физических повреждений в тот день студент не получил, однако испугался за свою жизнь. Исковых требований он также не заявлял.
Последним перед перерывом заслушали Никиту Смирнова, еще одного студента ПГНИУ.
— Я приехал в университет где-то к 09:45 (это начало второй пары) на личном автомобиле (он принадлежал дедушке. — Прим. ред.). Встретился там с одногруппником Ярославом (Арамелевым, он позже погиб. — Прим. ред.), — говорит студент. — Мы решили на пару не пойти, пойти покушать. Съездили перекусили, далее вернулись в университет, чтобы дождаться одногруппников, с ними увидеться. Это было где-то в районе 11, я точно не скажу, не вспомню. И стояли на проходной.
Молодой человек отмечает, что рядом у проходной находилось еще около 40 человек.
— В дальнейшем мы услышали хлопки, я как раз стоял спиной к приближающемуся стрелку, — вспоминает Никита Смирнов. — Обернулся, увидел, что идет вооруженный человек. <...> Сначала услышал два хлопка. Далее, уже после того как начал убегать, я их не считал. <...> Все начали разбегаться, в том числе и я. <...> Я на тот момент не понял, что за оружие [у него в руках], подумал, может быть, игрушечное или что. Он был одет в камуфляжный жилет, на голове была каска.
Никита Смирнов рассказывает, что не побежал в университет через проходные, так как там началась давка. Он направился вдоль забора в сторону будки ГИБДД, завернул направо на автомобильный КПП и находился с торца студенческого Дома культуры.
— Слышал [выстрелы], они продолжались, — рассказывает потерпевший. — Встретил своего одноклассника Шишкина Олега, он как раз убегал со стороны кампуса. Дальше мы с Олегом решили, что нужно уходить из университета, здесь оставаться просто небезопасно. Нас случайный мужчина подвез до КПП, так как у меня там находился автомобиль. Но автомобиль уже был не на ходу, то есть со спущенным колесом и пробитым крылом. Далее я решил оставаться до приезда сотрудников полиции, Олег поехал домой.
Никита побежал в сторону железнодорожного вокзала и ждал приезда полиции в доме отдыха локомотивных бригад. Он знал о нем, так как на момент происходивших событий работал на железной дороге.
Физических повреждений он не получил, но получил ущерб в психологическом плане, так как ему было страшно за свою жизнь и здоровье. Он заявил исковое требование в размере 300 тысяч рублей. В нем Смирнов указывал, что на его глазах был убит друг, на суде молодой человек пояснил эту фразу.
— Мы с Ярославом знакомы с первого курса, дружили, вместе всё делали и в тот день находились вместе, именно в тот момент, когда это всё началось, — объяснил Никита. — Даже не мог подумать, что так всё произойдет. Ходил искал Ярослава, спрашивал у знакомых, кто что знает. Писали, звонили. Непосредственно сам факт [смерти Арамелева] не видел.
В перерыве между заседаниями Никита Смирнов также пообщался с журналистами.
— На самом деле лучше бы это всё не вспоминать и забыть, как страшный сон, и никогда больше не видеть этого человека, — сказал он.
Данил Маркштедер в перерыве отметил, что считает справедливым пожизненное наказание для виновного. Он добавил, что, когда он проходит через КПП, где началась стрельба, у него повышается тревожность.
За судом над Тимуром Бекмансуровым мы следим в онлайн-трансляции.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.