В Краевом суде продолжают рассматривать дела о стрельбе в Пермском университете. 20 сентября 2021 года первокурсник юридического факультета Тимур Бекмансуров пришел в ПГНИУ с оружием и начал стрелять по людям. В результате нападения 6 человек погибли, десятки пострадали.
18 октября в суде допросили классных руководителей Тимура Бекмансурова, педагога дополнительного образования, одногруппника Бекмансурова и директора учреждения «Олимп». В «Олимпе» стрелок проходил обязательное обучение по «безопасному обращению с оружием». Также в этот день выслушали врача-психиатра, которая выдала Бекмансурову справку, необходимую для покупки ружья.
Сегодня, 19 октября, допросили бывших одноклассников Бекмансурова. Первым для дачи показаний вызвали Дмитрия Огородова, который учился с Бекмансуровым с 5–6 (юноша точно не помнит) до 9-го класса — после Дмитрий окончил учиться, а Тимур продолжил обучение до 11-го класса. Близко со стрелком Огородов не общался, свидетелем конфликтов между Бекмансуровым, учителями и одноклассниками не был. Подсудимого охарактеризовал как спокойного, но в каких-то моментах вспыльчивого.
— Да просто обычный парень. Да как я могу сказать? Я его даже не видел года 3–4, особо его не помню, — рассказывал бывший одноклассник Бекмансурова. — <...> Общих интересов особо нет. Просто не общался. У меня была своя компания, у него была своя компания, и всё.
Дмитрий Огородов вспоминает: если Тимур с кем-то и спорил, то только по поводу какой-нибудь дисциплины — например, истории, в которой хорошо разбирался. В 6–7-м классе Бекмансуров рассказывал Огородову, что хочет иметь личное оружие, чтобы устроить стрельбу.
— Это было в классе 6–7-м, я даже не придал значения этому, — вспоминает Дмитрий Огородов. — Знал, что увлекался этим всем, как это называется, — скулшутинг (запрещенное террористическое движение в России. — Прим. ред.).
Также бывший одноклассник Бекмансурова вспомнил, что тот каждый день употреблял жевательный табак. Далее прокурор зачитала материалы допроса Дмитрия Огородова от 21 сентября 2021 года — тогда он подробнее рассказывал об отношении подсудимого к «Колумбайну» (также запрещенное террористическое движение в России). Из материалов следует, что в 5–6-м классе в класс школы № 60 был зачислен Тимур. Дмитрий Огородов вспоминает, как в 8-м классе к нему во время урока обратился Бекмансуров.
— Начал рассказывать про массовое убийство в школе «Колумбайн». Я ранее ничего об этом случае не знал и никогда не интересовался данной темой, — записано в материалах допроса. — Бекмансуров тогда во время урока сказал мне, что он хочет сделать точно так же, как это было при массовом убийстве в школе «Колумбайн». Затем урок закончился и Бекмансуров подошел ко мне на перемене между уроками и вновь заговорил со мной про массовое убийство в школе. При этом во время данного разговора сказал мне, что хочет совершить точно такое же убийство массовое. И говорил, что хочет совершить его в школе № 60, где мы обучались. Тогда же в ходе этого разговора он в подробностях стал рассказывать, как бы он хотел совершить массовое убийство. Тогда Бекмансуров рассказал мне следующее: в начале сказал, что он при приготовлении к массовому убийству хотел бы получить лицензию на оружие. На какое оружие он хотел бы получить лицензию, я не помню. Также сказал, что после получения лицензии он собирался приобрести оружие и гранаты точно так же, как те, кто совершил массовое убийство в школе «Колумбайн». Затем стал рассказывать, что он хотел бы быть одет точно так же, как те, кто совершил массовое убийство в школе «Колумбайн». И говорил, что хотел бы надеть черный плащ, берцы и каску. Дальше он стал мне рассказывать, как бы начал этот день, когда хотел совершить массовое убийство. Что утром, около 10:00, он бы взял ключи от маминой машины, после чего, лично управляя маминой машиной, врезался бы в забор нашей школы, чтобы снести его. Затем, что после того как бы он снес забор, он дальше бы пошел в нашу школу и начал бы с первого этажа всех расстреливать. Говорил мне тогда, что он бы расстреливал людей. При этом сказал, что при данных обстоятельствах у него бы были привязаны гранаты на пояс, и когда бы он поднялся на четвертый этаж и когда бы его стали обезвреживать, он хотел в этот момент взорвать все гранаты. Моя реакция на данную историю была отрицательной, но он рассказывал ее с большим азартом.
Массовое убийство в школе «Колумбайн» произошло 20 апреля 1999 года в штате Колорадо — тогда погибли 15 человек, включая двух стрелков, 23 человека были ранены. Нападавшие Эрик Харрис и Дилан Клиболд застрелились.
Тогда Дмитрий Огородов подумал, что это просто плохая шутка со стороны одноклассника. Также, согласно материалам дела, молодой человек вспоминал, что Бекмансуров увлекался стрельбой: когда весь класс играл в пейнтбол, Тимур очень хорошо стрелял. Кроме этого, одноклассник вспоминает, как Тимур разговаривал с кем-то из класса про оружие — было слышно, что Бекмансуров в этом хорошо разбирается. Еще Огородов упоминал, что Тимур ставил на аватарку во «ВКонтакте» фото стрелков из школы «Колумбайн».
— В 9-м классе заметил, что Бекмансуров вел себя во время уроков странно: дергал ногами, поднимал при этом парту, иногда долбил ручкой об стол, — вспоминал Огородов. — Также во время уроков он поднимал руку не как обычный ученик, а как будто выбрасывал ее вперед — как будто кидал «зигу».
После для дачи показаний вызвали Алену Мехоношину, которая училась с Бекмансуровым с 10 по 11-й класс. Алена не общалась с подсудимым, но вспомнила, что тот хорошо общался с одноклассниками Владимиром Брохманом и Дмитрием Новиковым. В классе ни с учениками, ни с учителями Тимур не конфликтовал, был спокойный. При этом он хорошо знал военную историю, а когда учитель разговаривал с ребятами про терроризм или стрельбу в школах Казани и Керчи, Тимур поддерживал беседу с преподавателем, разбирался в темах, но насколько глубоко, Алена Мехоношина не знает.
Третьей выступила одноклассница Бекмансурова Анастасия Краснова. С ним девушка не общалась, хорошо общался Тимур с четырьмя мальчиками, которые учились с ним с 5–6-го класса. О конфликтах в школе Анастасия тоже не говорила, о хобби Тимура, о его увлечении оружием не знала, как и в целом о планах Бекмансурова на будущее. Девушка заметила, что, когда одноклассники обсуждали стрельбу в школах, Тимур не проявлял особого интереса. Вообще странностей в поведении молодого человека Анастасия Краснова не видела.
Последней заслушали Ильяну Поморцеву, которая училась с Бекмансуровым с 10 по 11-й класс. Она также отметила, что Тимур хорошо общался с Владимиром Брохманом и Дмитриев Новиковым, а еще — с Али Касимовым. Но из класса Бекмансуров никак не выделялся.
— Был неглупый, если бы он больше занимался, мог бы быть хорошистом, например, — отмечает Ильяна Поморцева.
Из-за того что показания девушки частично отличались от показаний во время прошлогоднего допроса, прокурор зачитала их из материалов дела. Информация касалась страницы Бекмансурова во «ВКонтакте».
— Тимур пользовался социальными сетями, у него была личная страница во «ВКонтакте», до лета 2021 года, точную дату не помню, он пользовался личной страницей под ником, состоящим из иероглифов, — вспоминала девушка. — Что они означают и на каком языке, я не знаю и никогда не спрашивала. Также на данной странице у него был статус из тех же иероглифов: «Часы тикают, время тикает, он скоро придет ко всем вам». Что это означает, я у Тимура никогда не спрашивала, по этому поводу с ним не общались. Летом 2021 года у Тимура была создана вторая страничка во «ВКонтакте» под ником Тимур Бекмансуров. Тимур состоял в националистических сообществах, сообществах про оружие, религиозных сообществах, их название я не помню, но в поведении и в отношении Тимура к окружающим я ничего подобного не замечала.
Ранее свидетели вспоминали, что Тимур Бекмансуров интересовался историей и хвалил Гитлера как художника. Всё, что известно о трагедии в пермском университете, мы собираем в отдельный сюжет.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.