22 мая главу пермского Центра исторической памяти Александра Чернышова арестовали на полтора месяца и поместили в СИЗО. Его вместе с бывшим председателем пермского «Мемориала»* (ликвидирован в 2022 году, входил в структуру международного «Мемориала», признанного иностранным агентом и тоже ликвидированного) Робертом Латыповым обвиняют в покушении на контрабанду культурных ценностей, а именно: в попытке вывоза архивов «Мемориала» из России. Во время судебного заседания по мере пресечения Чернышов признал вину. Второй обвиняемый, Роберт Латыпов, считает, что его коллега оговорил себя под давлением.
Ранее мы писали, что 19 мая в Перми ФСБ провела обыски у активистов и общественников по уголовному делу против двух бывших сотрудников Пермского «Мемориала» Роберта Латыпова и Александра Чернышова. Как сообщало краевое УФСБ, подозреваемые пытались контрабандой вывезти архивные документы «Мемориала», которые представляют культурную и историческую ценность, из России в Германию. За две недели до появления информации об уголовном деле, 5 мая, в аэропорту Шереметьево (Москва) Александра Чернышова задержали и приговорили к 15 суткам ареста за хулиганство. 19 мая его освободили из московского ИВС, но два дня о его местонахождении ничего не было известно. Только 22 мая выяснилось, что Чернышова доставили в Ленинский районный суд Перми, в котором в рамках возбужденного уголовного дела избрали арест в СИЗО до 11 июля. Согласно санкции статьи о покушении на контрабанду Чернышову и Латыпову грозит от 5 до 10 лет колонии. Вчера в ходе судебного заседания Александр Чернышов признал вину.
Как сообщил 59.RU второй обвиняемый по этому уголовному делу Роберт Латыпов (сейчас он находится не в России), он считает, что Александр Чернышов «оговорил себя».
— Это тяжелейшая ситуация. По сути, Александра принудили оговорить себя. Я не знаю, какими методами это следователями достигается, но это факт, — отметил собеседник. — Уголовное дело действительно надуманное и сфабрикованное, но которое должно с точки зрения силовиков стать громким и показательным. Еще раз озвучу свои предположения: силовикам надо оправдать, обосновать свое существование, свою необходимость, особенно в ситуации, когда они необходимы для участия в СВО. Громкое уголовное дело решает эту задачу. Продолжается политика запугивания гражданского общества в широком понимании этого слова. Идет очевидная политика выдавливания из страны людей с независимой точкой зрения и публичного мнения о происходящем в стране.
Также вчера признание Чернышова прокомментировал член правления Центра исторической памяти Алексей Каменских.
— Откровенно сказать, я шокирован известием о том, что Александр Чернышов якобы «признал вину» за «покушение на вывоз культурных ценностей», — отметил собеседник. — Как может быть признана покушением на контрабанду отправка из Перми в Москву нескольких картонных коробок с протоколами заседаний правления пермского «Мемориала»?
Ранее мы писали, что Чернышова уже задерживали 11 марта и привозили в центр «Э». После допроса сотрудники полиции провели обыск в его квартире, где также изъяли технику и носители информации.