20 июня в Ленинском районном суде города Перми началось рассмотрение уголовного дела фонда «Содействие — XXI век». Бывшему вице-премьеру Прикамья Елене Лопаевой и экс-директору фонда Елене Найдановой предъявили обвинение в хищении 67,7 миллиона рублей. В суде уже допросили часть свидетелей обвинения, среди них и бывший учредитель фонда «Содействие — XXI век» Павел Печёнкин. Рассказываем подробнее про его показания.
Во время судебного заседания Павел Печёнкин рассказал, почему стал учредителем, а также пояснил, почему в 2021 году по своей инициативе вышел из фонда. Сейчас он работает художественным руководителем в ГБУК «Пермская синематека».
— Меня попросили быть учредителем фонда, для меня это, конечно, было достаточно так необычно, — пояснил суду Павел Печёнкин. — Но я понимал, что создается такой фонд для реализации культурных проектов — так мне было объяснено. И, естественно, я был членом Общественной палаты, я понимал, что денег, как всегда, не хватает, дело благое, и это должно было принести пользу.
Как Печёнкин пояснял на прошлых допросах — в зале суда озвучили эти показания, — его пригласили в фонд в качестве учредителя от имени губернатора Чиркунова, как он думал, из-за его безупречной репутации. Его деятельность в фонде никак не оплачивалась. Он присутствовал на заседаниях попечительского совета, а также подписывал документы, связанные с трудовой деятельностью директора — о командировках, премии, отпуске. Остальных сотрудников принимал на должности директор.
— Я так понял, что кандидатуру на позицию директора определяет либо администрация губернатора, либо правительство. Первоисточники информации мне не были известны, — пояснил суду Павел Печёнкин.
Деятельность директора и фонда контролировал попечительский совет. Первый его состав определили на первом учредительном собрании.
— Сказали, что вот эти широко известные люди в Перми будут членами попечительского совета, чтобы надзирать за деятельностью директора и утверждать план затрат на проекты, получать отчеты и так далее, — пояснил бывший учредитель фонда.
Кроме Пичкалёва, по его словам, изначально в составе попечительского совета была президент Пермской художественной галереи Надежда Беляева, а также представители компании Лукойл. Последние переводили в фонд деньги, которые высвобождались благодаря налоговым льготам от края. Деньги перенаправляли на депозитный счет под проценты — и с этих процентов уже тратились на проекты, предложенные членами попечительского совета.
— Основные средства фонда тратились на социально значимые проекты, которые предлагались региональными министерствами спорта, культуры, сельского хозяйства и так далее, — рассказывал ранее на допросах Павел Печёнкин. — Все процедуры по заключению договоров, оплате ложились на плечи директора. Примерно раз в квартал мы собирались попечительским советом для обсуждения выполненных проектов и предложений на следующий период. Но ни за какими финансовыми документами, актами выполненных работ мы не следили. Регулярно собирались для подписания аудиторского заключения.
Как сообщает экс-учредитель фонда, собрания попечительского совета прекратились, когда должность директора заняла Елена Найданова.
— Первое, что бросилось в глаза, — Елена Валерьевна приезжала ко мне только за тем, чтобы подписать какие-то бумаги, об отпуске или о премии. А собраний попечительского совета, к которым мы уже привыкли, [и на которых обсуждали] план работы, инвестиции — прекратились, — рассказал в суде Павел Печёнкин. — Потом я узнал, что изменился состав попечительского совета, это тоже вызвало вопросы. С ней встречались, обсуждали, но ответа, который бы меня устроил, не было. Я понял, что происходит что-то такое, на что я должен каким-то образом среагировать. И я написал заявление о выводе меня из состава учредителей. Это было в конце 2021 года, по-моему, не помню точно.
Павел Печёнкин сообщил, что о хищениях ему известно не было. Тем не менее у него вызывали сомнения большое количество заказов на типографическую печать в период проведения предвыборной кампании губернатора Максима Решетникова, и он предполагает, что средства фонда могли уходить на это. Известный Павлу Печёнкину случай неправомерного использования средств закончился увольнением ответственного человека.
— Первый директор переводила деньги на личный счет в Сбербанке, где она имела знакомства и впоследствии хотела получить проценты. После этого она была мною уволена, — рассказывал на допросе в 2019 году Павел Печёнкин.
Также Павел Печёнкин рассказал, что подписывал документы на выдачу займа в размере порядка 5 миллионов рублей бывшему директору фонда Лямину. Все документы по этому факту должны храниться в фонде. В соответствии с уставом фонда, такие действия были возможны — например, для улучшения жилищных условий. Кроме того, ранее Павла Печёнкина вызывал на допрос следователь — и там он узнал о покупке автомобиля «Мерседес» и о проведении ремонта на даче в районе Пролетарки за счет, предположительно, средств фонда. Экс-учредитель пояснил, что во время нахождения в должности директора Елены Найдановой, по его предположениям, взаимодействие фонда и администрации губернатора осуществлялось через Елену Лопаеву.
Ранее мы писали, как по делу фонда «Содействие — XXI век» допрашивали экс-губернатора Пермского края Максима Решетникова.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.