Криминал «Кто-то же должен ответить»: пермскую чиновницу дважды оправдали по делу о нападении собак, теперь ее судят в третий раз

«Кто-то же должен ответить»: пермскую чиновницу дважды оправдали по делу о нападении собак, теперь ее судят в третий раз

Ольга Муравьева и ее адвокат считают, что обвинение строится на догадках и домыслах

Ольге 37 лет, у нее двое детей

В Ленинском районном суде Перми в третий раз судят чиновницу управления по экологии и природопользованию. Дважды суд оправдывал Ольгу Муравьеву по делу о халатности, но сейчас дело на новом рассмотрении. Мама двоих детей говорит, что четыре года живет как в кошмаре, находясь в статусе подсудимой. За нее вступаются экоактивисты, а адвокат говорит, что аналогичной ситуации не встречал. Рассказываем подробнее.

Никто не видел, что именно произошло

Рано утром 28 марта 2020 года на улице Клыкова в микрорайоне Висим обнаружили тело женщины, труп был сильно искусан. Как рассказывает Ольга Муравьева, ни одного очевидца произошедшего не было. Соседка погибшей рассказывала следователям, что в тот вечер они вместе пили водку, затем женщина пошла одна к себе домой. Было около 23 часов или чуть позже.

— Нашли ее в шесть утра погибшей. Что именно произошло в этот промежуток времени, непонятно. Свидетели говорят, что криков не слышали. Некоторые говорят, что слышали лай собак, но это частный сектор и они там и так постоянно лают, — рассказала 59.RU Ольга Муравьева. — Меня смущает этот большой временной промежуток. Непонятно, что именно произошло с 11 вечера до 6 утра. Если покусали собаки, то они могли за это время несколько раз смениться.

30 марта следственные органы сообщили: «согласно предварительным выводам судебно-медицинской экспертизы, смерть наступила в результате сочетанной травмы тела, образовавшейся прижизненно от множественных укусов животных». Следком был однозначен: женщина стала жертвой нападения бездомных собак. О трагедии сняли сюжет и показали его на федеральном ТВ, делом заинтересовался Александр Бастрыкин и расследование передали в центральный СК. Глава ведомства поручил возбудить дело по статье «халатность». В релизе на сайте СК указал, что обязанности по регулированию численности бродячих животных возложены на должностных лиц МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек».

В марте 2020 года, когда животные напали на женщину в микрорайоне Висим, Ольга занимала должность начальника отдела и исполняла обязанности заместителя начальника управления

В то время, когда случилась трагедия, в городском управлении экологии и природопользования шла ротация кадров. Сменился начальник управления и руководитель пермской городской службы по регулированию безнадзорных собак и кошек. Ольга Муравьева тогда занимала должность начальника отдела городской среды и природопользования и организационной работы, а также исполняла обязанности заместителя начальника управления, и.о. она была три месяца.

С начала своей работы в управлении Ольга Муравьева занималась и продолжает заниматься экологией и курирует охрану малых рек. Громом среди ясного неба стал обыск в ее кабинете в июне 2020 года. Тогда же Ольге сообщили, что она является обвиняемой в деле о халатности, которое возбудили после гибели женщины на Висиме.

— Я работаю с 2011 года, почему-то следствие решило, что я занималась безнадзорными животными. Хотя все свидетели сказали, что я никогда этой темой не занималась. Я не подписывала должностную инструкцию, в которой были бы прописаны обязанности по регулированию численности безнадзорных животных. На тот момент они вообще не были у нас разработаны, — говорит Ольга Муравьева.

По словам чиновницы, в 2020 году в ее отделе работал человек, который занимался вопросами регулирования численности собак, но чаще всего ему давала поручения непосредственно начальник управления Илюса Збруева. После трагедии в управлении создали целый отдел для работы с безнадзорными животными, а также прописали должностные инструкции.

В 2021 году Ленинский суд вынес оправдательный приговор. Но Ольга Муравьева ненадолго покинула скамью подсудимых — прокуратура обжаловала решение коллег. Далее Пермский краевой суд оставил решение Ленинского суда в силе. Прокуратура подала кассационную жалобу. Кассационный суд в Челябинске вернул дело на новое рассмотрение в новом составе судей. Затем Ленинский суд вновь оправдал Ольгу Муравьеву, Пермский краевой поддержал решение, а суд Челябинска вновь направил дело на новое рассмотрение. Сейчас в Ленинском суде рассматривают дело уже в третий раз и новым составом.

— Дело рассматривается в третий раз и, наверное, все находящиеся здесь понимают, что оправдательный приговор это вообще чудо в судебной системе. А два оправдательных приговора? Это о чем-то говорит? И да, я надеюсь, что этот ужас без конца закончится, а ужасный конец не наступит. Пусть справедливость и в этот раз перевесит чашу весов в мою пользу, — выступила Ольга на суде с последним словом. — Прошу суд вынести оправдательный приговор в отношении меня и признать право на реабилитацию.

Адвокат Алексей Бурылов заявляет: обвинение строится на догадках и предположениях и это уже дважды доказывали в суде. По его словам, до сих пор даже в обвинении не сформулировано, какие конкретно требования должностных инструкций Ольга не выполнила. Не было письменного указания от начальника управления, не было и никакой дисциплинарной ответственности за то, что она это указание не выполнила. В устной форме руководитель пояснял Ольге, что она собаками не занимается.

Чьи собаки напали и были ли они бездомными?

Кроме того, в деле нет никаких доказательств, что женщину закусали до смерти именно безнадзорные собаки — да, экспертиза показала, что женщина умерла от укусов, но понять по ним, бездомные или имеющие хозяев собаки их сделали, невозможно. Привлеченные стороной защиты эксперты, в том числе охотовед, ветинспектор, бывшие директора МКУ отметили, что в стаи могут сбиваться и те, и те, стаи могут быть смешанными.

Как активист и человек, давно работающий в сфере защиты малых рек, поддержать Ольгу Муравьеву в суд пришла и Надежда Баглей. «То, что активисты готовы выходить в защиту Ольги — это неспроста. Нам абсолютно очевидно, что это неправедное обвинение», — пояснила 59.RU Надежда Баглей. Также она рассказала, что сама не раз бывала на Висиме, в том числе, в месте нападения на женщину, но агрессивных безнадзорных собак она там не встречала.

— Бродячие собаки без хозяина, за которых чиновники могут как-то отвечать, менее агрессивны, чем частные. Они более тихие и более зашуганные. А вот частные, которые с цепи срываются или их отпускают, реально опасны. Они людей не боятся и, наоборот, агрессивно себя ведут, — заявила в суде Надежда Баглей. — В тех краях я сама лично видела этих домашних собак, которые без поводка носятся и облаивают, вообще не боясь человека. Говорить, что это сделали бесхозные собаки — невозможно, это невозможно доказать.

Ольга Муравьева говорит, что в ходе заседаний допрашивался свидетель, у которого была видеозапись с улицы Свободы в микрорайоне Висим. На ней видно, что практически в каждом частном доме есть по две-три собаки, которые находятся на самовыгуле. Но продемонстрировать запись в суде не разрешили.

— Никто не может определить и гарантировать, какая именно собака нанесла покусы женщине. Либо безнадзорные, либо вот эти собаки на самовыгуле, — говорит Ольга Муравьева. — Почему вообще кто-то из органов власти должен нести ответственность за тех, кто поступает безответственно по отношению к своим питомцам, которых отпускают на самовыгул?

Пермские экоактивисты пришли в суд поддержать Ольгу Муравьеву

Алексей Бурылов добавляет: следователи считают, что Муравьева должна была разработать некий локальный акт, который бы позволял службе МКУ работать эффективнее.

— Какой локальный акт, мы их спрашиваем, она должна была разработать? Были допрошены люди из администрации города Перми. Мы их просили объяснить процедуру издания локального акта. Кто может его утвердить? Кто может подписать? — говорит адвокат. — В суде было достоверно установлено, если даже Муравьева какой-нибудь локальный акт разработала, не факт, что он был бы утвержден. Не факт, что он не был бы переработан на 99 процентов.

Ольга Муравьева занимала должность заместителя начальника управления по экологии на протяжении трех месяцев. Почему именно она должна была разработать правовой акт «для более эффективной работы МКУ» и исходя из каких данных, остается открытым вопросом.

— До трагедии, в 2018–2019 году у нас была проведена научно-исследовательская работа по мониторингу и определены территории с наибольшей плотностью и численностью собак. И микрорайон Висим не входил в такую проблемную зону, — поясняет Ольга Муравьева, говоря о работе ученых из ПГНИУ, которую делали по заказу МКУ не под ее руководством. — Эта территория характеризуется высокой миграцией, через долину реки мигрируют собаки. Были собаки трусливые, дружелюбные, еще какие-то. Там не были зафиксированы агрессивные собаки.

Обвинение обосновывает необходимость регулирования численности собак в тот период тем, что в 2019 году было еще два нападения собак на людей в Мотовилихе. И Муравьева якобы должна была знать о критической ситуации с безнадзорными животными. Адвокат обращает внимание, что правоохранительные органы упускают важный нюанс.

Напомним, в октябре на улице Фрезеровщиков пропала Алевтина Шипунова. Ее окровавленную одежду нашли в логу, где обитали бездомные собаки. В ноябре 2019 года стая собак в микрорайоне Висим напала на трех мальчиков, одного из них госпитализировали в тяжелом состоянии. Тогда в отношении директора службы отлова Игоря Сафонова возбудили уголовное дело о халатности и уволили с должности.

— Экспертизой установлено, что Шипунова умерла до покусов. Покусы были посмертные, то есть это не безнадзорные собаки виноваты. Что касается мальчика, было достоверно установлено, что три собаки жили у бабушки на улице Свободы. Они ходили на самовыгул. И вот в логу эти три собаки вместе с другой овчаркой напали на детей. В этот же день СК изъял этих собак и обнаружил следы крови ребенка у этой бабушки в доме. То есть достоверно установлено, что это владельческие собаки нанесли повреждения, — говорит адвокат Муравьевой. — Мы уже три раза оглашали постановление о прекращении уголовного преследования в отношении бывшего директора МКУ Сафонова. Его сначала обвиняли, но теперь он получил реабилитацию.

Обвинение строится на домыслах и предположениях

Ольга Муравьева продолжает работать в городском управлении экологии и природопользования

Как поясняет адвокат, несмотря на то, что на людей нападали владельческие собаки, полиция направляла в управление по экологии распоряжение о необходимости провести работу по регулированию численности безнадзорных животных. И несмотря на его по сути незаконность, как поясняет адвокат, управление экологии проинформировало население и разместило телефон службы отлова в микрорайоне. Номер телефона и информация были размещены в магазине через пять домов от места происшествия.

— Вы представляете, они объединяют все эти три случая, якобы Муравьева знала про два предыдущих нападения и допустила третье. Во всех уголовных делах привлекают одного и того же кинолога из ГУВД города Перми. Но если человек два раза дает неверное заключение, вы зачем его третий раз-то зовете? — говорит Алексей Бурылов. — Он снова в суде приходит и говорит, что это стопудово безнадзорные собаки напали.

Адвокат также добавляет, что сам закон, касающийся регулирования численности безнадзорных собак, не совершенен, так как предусматривает выпуск животных после стерилизации обратно в места обитания. Что не исключает того, что собаки смогут сбиваться в стаи и изменять свое поведение.

— Мы не должны доказывать свою невиновность. Гособвинитель должен доказать виновность, а не мы должны бегать и собирать доказательства. Мы бьемся вот уже третий год, оспаривая каждый факт и доказывая это обвинению, — говорит Алексей Бурылов. — Я считаю, что приговоры были отменены, так как это резонансное дело и кто-то за смерть человека должен ответить. В самом первом процессе в этом году мы заявляли ходатайство о возврате дела прокурору, так как имелась масса нарушений в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом. Но дело решили рассматривать в суде. Поэтому мы готовимся ко всем вариантам, потому что такого нонсенса, конечно, не было.

8 апреля в деле Ольги Муравьевой вынесут вот уже третий приговор. Обвинение просит для нее три года лишения свободы в колонии-поселении. У женщины есть двое детей, дочери 10 лет, сыну — 6. Ольга и экоактивисты, которые знают ее по работе с малыми реками, надеются на справедливое решение суда.


Ранее мы писали, что начальник управления экологии Перми Дмитрий Андреев выступил в защиту подчиненной, которую судят после смерти женщины от нападения собак.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем