В 1989 году по Прикамью прокатилась волна убийств маленьких девочек. Преступник убивал их при помощи банта, которым школьницы повязывали волосы. В выпуске «Черный платок» программы «Следствие вели...» (16+) с Леонидом Каневским рассказывали о том, как удалось найти убийцу.
Была без присмотра 20 минут и пропала
Череда преступлений началась с первоклассницы Лены Мельниковой. Семилетняя девочка согласилась выйти на улицу, когда ее позвали поиграть в прятки соседские ребята. Им пришлось ее поуговаривать: Лена сначала не хотела, сказала, что если выйдет — умрет. Дети над ней посмеялись, и школьница всё-таки пошла во двор.
За неделю до этих событий Лена с мамой увидели в магазине черный платок с люрексом (блестящей нитью в виде узкой полоски пленки). Дочка настояла, чтобы ей купили его. Уже дома мама занялась своими делами, как обернувшись, увидела в дверях дочь с серьезным выражением лица в том самом платке.
— Платок надела этот и говорит мне: «Мама, если кто-нибудь умрет, надо этот платок надеть», — рассказывает мать Лены Людмила Мельникова.
После этого, вспоминает женщина, ее дочь переменилась. Мама даже в магазин не могла отойти, потому что Лена боялась оставаться дома одна. Родители взяли собаку, чтобы она помогла ребенку избавиться от страхов и защитила. Но в тот день школьница ушла из дома без питомца.
Во время игры в прятки девочка пропала. В ближайших дворах и у друзей ее не было. На ноги подняли всю пермскую милицию. С наступлением ночи ребенка так и не нашли. Поиски продолжали на чердаках, в подвалах, начали поквартирный обход.
— Мы с мужем идем на диван, сядем и сидим, — рассказывает Людмила Мельникова о тех днях. — Даже не могли разговаривать. Я вообще ничего не ела, я даже есть не могла, конечно. Очень тяжело.
По рассказу мамы, в тот раз Лена вышла гулять самостоятельно в первый или второй раз в жизни. В школу ее провожали, встречали, чтобы отвести обратно домой. Родители думали: может, дочь украли, и она жива? Но похитители не звонили. Под подозрением были в первую очередь жители ближайших домов, ведь девочка перед исчезновением была без присмотра всего 20 минут.
Первый подозреваемый
Свидетельница вспомнила: она видела Лену у фургона, но что было дальше — неизвестно. Машина принадлежала соседу Мельниковых Вадиму Худякову.
Оперативники отправились к нему домой. Дверь открыл тесть Вадима. Они прошли в комнату и увидели стоящего спиной к ним мужчину, который застегивал ремень на шее ребенка. Худякова схватили и сгоряча побили, но после он пояснил, что так играл с сыном в индейцев. Он признался, что говорил с девочкой в тот день. Оба его маленьких сына и Лена просили покатать их на машине. По словам мужчины, он предложил: «Вы прячьтесь, кого найду — того и покатаю». А когда дети убежали, он уехал на машине прочь.
Расследование продолжалось неделями, но школьницу не могли найти.
— Мы практически не спали с мужем. Он у меня даже не брился. Я, говорит, не буду бриться, пока не найдем ее, — рассказывает мама Лены.
Через месяц Мельниковых вызвали в милицию. Женщина испугалась, и в отделение ее муж отправился один. Уже там он узнал, что его пригласили на опознание.
— Муж говорит: «Только посмотрел на ее ладошки, сразу понял, что это наша девочка», — вспоминает Людмила.
Тело первоклассницы нашли в лесу неподалеку от военного аэродрома, оно было завалено ветками. Причиной смерти стало удушение капроновым бантом.
Второе убийство первоклассницы
Прежде чем оперативники смогли ответить на вопрос, почему девочку нашли именно в этом месте, случилась новая трагедия. Первоклассница Наташа Миронова из Гремячинска пошла в гости к старшему брату-курсанту. Она и раньше одна навещала брата, но в тот день так и не дошла до него и домой не вернулась. Ее начала искать милиция.
В последний раз Наташу видели в районе пермского военного авиационного училища, рассказывает Вячеслав Ильиных, который в 80-е годы был старшим оперуполномоченным уголовного розыска РОВД Индустриального района Перми. Ее заметили проезжавшие мимо лыжники.
Тело девочки обнаружили спустя два дня там же — возле училища, в овраге. Как и в первом случае, девочку задушили собственным бантом для волос. У нее были такие же возраст и рост, как и у Лены Мельниковой. Горожане начали переживать, что в Перми появился маньяк.
Территория у училища хорошо просматривалась, а у ворот всегда стоял часовой. В день исчезновения Наташи дежурил курсант Цымбалов, но он заявил, что ничего не видел. А в день, когда пропала Лена, молодой человек был в увольнении. Чем занимался в тот день в Перми, он пояснить не смог, и не говорил, кто может подтвердить его алиби. На его радость в отделение пришла жена одного из начальников училища. Она призналась, что у нее роман с курсантом, и в увольнение он ездил к ней. Парня отпустили.
Третья трагедия: тело нашли спустя два месяца
В следующий раз беда пришла в поселок Шумихинский. Первоклассницу Алсу за год до этих событий сбила машина. У нее были сломаны руки, ноги и позвоночник. Девочка перенесла много операций, а после ее привезли в поселок к бабушке. Родители надеялись, что деревенский воздух и парное молоко помогут дочке быстрее поправиться. Девочка восстанавливалась, уже могла сама дойти до горки, но не каталась, только смотрела на ребят.
Никто не заметил, как она исчезла. Тело Алсу нашли спустя два месяца. Эксперты не могли определить, что случилось с девочкой.
Новая попытка похищения
Следующей точкой на карте преступлений стал Кунгур. К первокласснице Свете Антиповой подошел мужчина и обратил внимание на бантик в ее волосах. Предложил покатать ее на машине, школьница испугалась и отказалась.
— Родители Светы, узнав об этом случае, отправились в кунгурскую милицию и получили совет: ничего страшного пока не произошло, нельзя же в каждом советском человеке видеть преступника, — говорит ведущий Леонид Каневский.
Но позже подозрительный мужчина вернулся. Он снова подошел к ребенку, схватил Свету за руку и потащил к машине. Первоклассница кричала и пыталась вырваться. Она поскользнулась на льду, упала и ударилась головой, потеряв сознание. Преступник испугался и убежал.
Когда Света очнулась, она не могла описать внешность мужчины, зато нарисовала его и машину — такую же, как у Вадима Худякова, которого подозревали раньше. Но в Пермской области было еще две сотни таких машин похожего цвета.
В машине нашли банты для волос
Пермские оперативники решили проверить машину Худякова, она оказалась незапертой. Ее осматривали негласно, так как разрешения на обыск не было из-за отсутствия улик. В салоне нашли пакет с конфетами, бумажную куклу (при том что у мужчины два сына) и капроновые банты убитых девочек. Он оставил их на память.
— Обычная капроновая лента в волосах гипнотизировала его, заставляла ходить вокруг, выбирая удобный момент для нападения, — рассказывает Леонид Каневский. — Вадим Худяков с детства был не таким, как все. В обычные игры с мальчишками не играл: ловил мух, бабочек, искал червяков и медленно их убивал. Однажды он стал свидетелем драматичной сцены. Маленькая девочка, упав с высоты, зацепилась шарфом. Ребенок начал задыхаться. Минута — и всё будет кончено. Юный садист с любопытством наблюдал, как трепещут на голове ребенка бантики. Чужая беда доставила ему неожиданное удовольствие.
Поблизости оказались взрослые, которые спасли ребенка. В тот момент у Худякова оформилась идея, превратившаяся в маниакальную страсть.
— Он эту склонность проявлял даже в отношении своей жены. Бывало так, что он ее придушивал, потом по щекам бил и вводил в чувство, — говорит Сергей Коган, в 1980-е он был оперуполномоченным уголовного розыска РОВД Индустриального района Перми.
Тестю Худякова приходилось спасать от жестокого зятя своих внуков. Отец оборачивал вокруг их шеи солдатский ремень и подвешивал ребят над полом.
После срочной службы Вадим Худяков остался в армии прапорщиком — вот откуда у него знание дорог у военного аэродрома. Туда он привез Лену Мельникову. Свою первую жертву преступник выбирал тщательно, готовился несколько месяцев. Всё лето наблюдал за ребенком, но девочка не гуляла одна. В день трагедии, оставшись одна во дворе, Лена сама подошла к машине Худякова, ведь он был ее соседом — дядей Вадимом.
Мужчину приговорили к расстрелу, но он попал под мораторий. Худяков отбывает пожизненное заключение.
Леонид Каневский в своей программе рассказывал и о других преступлениях, связанных с Прикамьем. В 1987 году за несколько дней в Перми убили трех 17-летних девушек. В 1982 году в Пермской области началась серия убийств и изнасилований охранниц в детсадах. В 75-м в Сылве банда преступников за ночь убила пятерых, а в 69-м студент пермского ПТУ застрелил двоих человек.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.