В 20 лет Альфиз Сабиров учился на преподавателя ИЗО и черчения и даже не мечтал о том, что когда-нибудь будет скульптором. Сейчас ему 32, и его работы выставляются в галереях Москвы, Парижа, Гренобля, Риги и других городов.
В новую мастерскую Альфиз переехал недавно. Она расположилась на первом этаже обычной пятиэтажки, и снаружи ничто не выдает, что внутри творится искусство.
Большая часть работ Сабирова не похожа на классические скульптуры. В них очень много национальных, космических, первобытных мотивов и образов.
— Точного определения у моего стиля пока нет, я сам нахожусь в поисках этого названия, — признается Альфиз. — Наиболее интересный вариант — «Новый артефакт». Он основан на древних артефактах — тех вещах, которые нашли на раскопках, вещах, которые когда-то были предметами ритуалов и дошли до нас уже искусством в виде осколков или фрагментов. Структурные элементы легенд и мифов я рассматриваю как состояние жизни. Как часть чего-то большего.
Скульптор родился в маленьком прикамском селе Ишимово. Как и многие дети, рисовал, занимался графикой, создавал небольшие поделки. Творческих кружков там, конечно, было не слишком много, но занимать себя чем-то хотелось.
— Уже потом я приехал в Пермь, поступил в училище на преподавателя ИЗО и черчения. Вокруг меня возникла абсолютно новая среда. К концу учебы сначала было желание уехать обратно в свою деревню и стать преподавателем. Но — спасибо моим учителям — они помогли мне с дальнейшим определением, — рассказывает Альфиз. — Только тогда я узнал про Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Когда поступал туда, я был в почти в бессознательном состоянии. Не понимал, что я буду там делать.
Именно в академии Альфиз сделал свою первую скульптуру. Целые дни он проводил в мастерских, работая с металлом и даже пропуская другие занятия.
— Тогда я полюбил металл, — признается художник. — Особенно близок мне стал процесс обработки и отливки бронзы. Начиная от запаха металла и заканчивая каждым элементом работы. Перенимал умения и навыки у мастеров из академии.
Для создания каждой скульптуры существует целый алгоритм трудоемких и затратных по времени работ.
— Первое — это образ. На его основе рисуем эскиз, — терпеливо объясняет Альфиз. — Дальше лепим модель в пластилине или глине. Формуем ее в гипсе. Отливаем восковую модель. Устанавливаем восковую литниковую систему (система каналов в форме, через которые жидкий расплавленный металл подаётся в полость литьевой формы. — Прим. ред.). Всё это формуем гипсо-песчаной смесью. Ставим заготовку в печь на определённую температуру. Нагретый воск вытекает, а в освободившееся пространство заливается расплавленный металл. Когда металл схватывается, разбиваем гипсовую форму. Берем в руки инструменты и обрабатываем скульптуру.
В 2014 году Альфиз вышел на международный уровень. Его работами заинтересовалась французская ассоциация «Уральп», ведущая лучших уральских художников. Через полтора года открылась выставка Сабирова в Гренобле, а еще через некоторое время — в Париже. Скульптуры пермяка находятся в частных коллекциях по всей России, а также в Нью-Йорке, Париже, Риге, Лондоне и Токио.
— Самое интересное в работе художника — перевести огромный объем информации, может, даже сложной или неясной, во что-то простое. Чтобы зритель пришел на выставку, и ему все стало ясно, — делится своим пониманием задач искусства Альфиз. — А мысль, скрытая в скульптуре, будет ясна, если образ раскрывается все больше и больше с каждым днем. Как это происходит в обычной жизни. Самое важное в любом произведении искусства — неважно, в скульптуре, картине или графике — показать весь спектр жизни в чем-то простом.
При этом, уже являясь успешным скульптором, Сабиров видит большую проблему в недооценке творческого труда в России.
— У нас в стране очень сложно продавать творческий труд. Сейчас он все еще не ценится, — считает он. — Все думают: «Кто такие эти художники? Сидят у себя в мастерской, непонятно чем занимаются». Скажем, есть достойная работа. Ее продают условно за 100 рублей. А потенциальный покупатель говорит: «Давай я у тебя ее за десять рублей возьму. Ты же художник. Руки есть, возьмешь кисточку, еще что-нибудь нарисуешь». Это неправильное явление, но оно у нас укоренилось. Человек смотрит на скульптуру и не понимает, сколько труда было в нее вложено.
Сейчас Альфиз Сабиров работает над скульптурами для новой выставки. Она пройдет в Европе, но страна пока остается секретом.
В прошлом выпуске серии «Мастерские пермских художников» мы рассказывали о заводском живописце Вячеславе Петряеве.
Фото: Тимофей Калмаков