Теодор Курентзис, которого недавно обвинили чуть ли не в захвате Дома радио на Итальянской улице в Санкт-Петербурге, четко высказал свою позицию по поводу сохранения этого исторического здания и его фонда.
Пермь продолжает следить за судьбой коллектива MusicAeterna и его руководителя Теодора Курентзиса. Месяц назад он официально покинул пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета и переехал в Санкт-Петербург. В качестве репетиционной и концертной базы ему предложили занять первый этаж исторического Дома радио, где коллектив уже разместился и начал репетиции. Другие этажи питерские власти планируют занять под ресторан и отель, но именно факт появления приезжего оркестра в этом здании встревожило активистов Петербурга. Многие посчитали это чуть ли не варварским захватом.
Защитить памятник истории от Теодора Курентзиса громче всех призвали детский омбудсмен Петербурга Светлана Агапитова, депутат Законодательного собрания Борис Вишневский и писательница Татьяна Москвина. Их главный аргумент в том, что Дом радио — символ блокадного города и должен им и оставаться.
Но люди, работавшие в самом здании, не согласны с мнением общественников и объяснили, что Дом радио нуждается в обновлении, а в появлении Теодора Курентзиса и его коллектива здесь видят разумное решение и возможность вдохнуть в здание новую жизнь.
— Никакого музея блокадного радио там нет, — сказала в интервью журналу «Собака» главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус, чья редакция размещалась в этом здании. — Там огромные пустые пространства, запущенные, уже почти уничтоженные многолетним отсутствием элементарного ухода и ремонта.
По словам Аркус, того самого блокадного радиоархива, уничтоженного в 1946 году, там тоже почти нет. И лишь энтузиасты медленно оцифровывают его остатки на допотопном аппарате. Несмотря на все их просьбы, на новый у городских властей не нашлось денег.
Питерский детский омбудсмен Светлана Агапитова очень волнуется, что из здания выселили детский хор, Губернаторский оркестр, Детский музыкальный театр Марины Ланда.
Но вот что говорит сама руководитель детского театра Марина Ланда, коллектив которой вовсе не выселили, а по ее же словам предложили посмотреть новое помещение на Каменноостровском проспекте.
— Ремонт зданию необходим, там нужно менять коммуникации, — высказалась Марина Ланда в интервью тому же журналу. — Мне кажется, что Дом радио может стать замечательным кластером, в котором поместятся и театр, и оркестр, и хор, которые занимали эти помещения долгие годы. Места там много — шесть этажей и флигель во дворе. Такого центра в городе нет, и оно наверняка привлекло бы публику разных возрастов. Об этом я говорила с управляющими, но пока это только предложение с моей стороны. Все планы владельцев дома мне неизвестны.
Общественников также тревожит, что из здания могут вывезти все уникальные архивы и Музей блокадного радио. Но телерадиокомпания «Петербург» (Пятый канал), которая уже 21 год является собственником Дома радио, официально объяснила на своем сайте, что здание и артефакты, которые в нем находятся, тщательно оберегались и будут оберегаться исключительно за счет собственных средств.
— Студии Радио «Петербург», пленочный и нотный архивы, всё, связанное с Ольгой Берггольц и блокадным радио, остаются на своих местах, а условия хранения существенно улучшаются, — говорится в обращении компании. — Сейчас в здании за счет собственника ведется плановый ремонт. Все работы проходят под наблюдением КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. — Прим. ред.) и с учетом архитектурных норм. Действительно, в наш город переезжает один из лучших музыкантов планеты Теодор Курентзис, он приглашен нами в качестве арендатора.
На днях, во время пресс-подхода, который состоялся после концерта MusicAeterna в Петербургской капелле — первого выступления коллектива в новом статусе, Курентзис высказал свою позицию по поводу своей миссии в сохранении исторического наследия здания.
— Это важный памятник — и российский, и советский, — высказался Теодор Курентзис. — В этом здании невероятная атмосфера, которая до сих пор сохранена. Какая-то часть пострадала от «красивости» евроремонта, но мы пытаемся, по согласованию с владельцем, вернуть настоящую атмосферу этого памятника архитектуры. Второе, что нас волнует, — это сохранение и оцифровка «Золотого фонда» Дома радио. Если сейчас этого не сделать, он может пропасть. Старые архивы нуждаются в заботе и трепетном отношении. Мы планируем присоединиться к процессу оцифровки, помочь в поиске специалистов, которые приведут записи в должное качество. Надеюсь, у нас получится открыть доступ к тем шедеврам, которые здесь хранятся. Кроме того, в здании есть потрясающая часть, где записывала передачи Ольга Берггольц — это как раз то, что мы хотим сохранить. Сохранить память — это осознать, кто ты есть. А осознав, кто ты есть, нужно шагнуть в будущее. Чтобы это был живой памятник, а не мавзолей. Поэтому здесь должны быть образовательные проекты, культурный кластер, база оркестра и хора, выставки, блокадный музей, чтобы люди, с одной стороны, могли узнать историю, с другой — увидеть что-то новое. Новое, которое станет историей в будущем. Это сочетание для нас очень важно.
Дом радио построен в 1912–1914 годах в стиле неоклассицизма для Санкт-Петербургского Благородного собрания по проекту архитекторов братьев Косяковых. В годы Первой мировой войны в здании размещался лазарет японского отряда Красного Креста, а на втором этаже здания была обустроена православная церковь святого Николая Чудотворца. В 1920-е годы в здании работал кинотеатр «Колосс», а в 1933 году в его стены переселилось Ленинградское радио, которое существует здесь до сих пор.
Ранее мы сообщали о том, что Пермский театр оперы и балета попросил юридически сохранить имя «Дягилевский фестиваль» за пермским мероприятием. MusicAeterna ответил, что, открывая фестиваль в Париже и посвящая его Сергею Дягилеву, назовет его по-другому, но использует имя великого импресарио, при этом не претендует на повторение пермского названия.