Культура фоторепортаж «Гастев. Как надо работать» и «архив русского вещевого фольклора». Что можно посмотреть в PERMM прямо сейчас

«Гастев. Как надо работать» и «архив русского вещевого фольклора». Что можно посмотреть в PERMM прямо сейчас

В пермском музее совриска открылись две новые выставки

Посетители выставки с интересом читают об организации труда

В музее современного искусства PERMM открыли уникальную новую экспозицию. Рассказываем о ней.

Анархист, ученый и поэт


Выставка «Гастев. Как надо работать» (0+) посвящена революционеру Алексею Гастеву, придумавшему в годы начала советской власти систему НОТ — научной организации труда. Он написал немало методичек и учебников на тему оптимизации рабочего места и трудового процесса.

Портрет Алексея Гастева, художник Толкачёв. Гравюра была опубликована в книге «Восстание культуры» в Харькове, 1923 год

Алексей Гастев начинал как революционер, использовал несколько десятков псевдонимов и партийных кличек, участвовал в организации стачек, боевых дружин. Но быстро вышел из партии, потому что не ассоциировал себя с большевиками и говорил о себе как об анархо-синдикалисте, выступавшем за коллективное самоуправление трудящихся.

Алексей Гастев в 1920-е годы

Сам Гастев освоил множество профессий — от токаря до вагоновожатого, на основании полученного опыта увлекся теорией организации труда. Его система НОТ получила широкое применение в годы начала советской власти.

Книги сотрудников Института труда

Гастев создал Центральный институт труда, в лаборатории которого ученые и инженеры придумывали разнообразные приспособления для правильной организации труда советского человека. В залах выставки — несколько инструментов и тренажеров для улучшения трудовых навыков, с помощью которых можно улучшить мелкую моторику, кистевой удар, есть даже «стул концентрации внимания». Их воспроизвели по чертежам и описаниям сотрудники галереи «На Шаболовке». Кроме этого, они провели целое исследование жизни и творчества Гастева.

Занятие в ЦИТе. Именно тогда ввели гимнастику на предприятиях. Фото из собрания А. Ткаченко-Гастева

Гастев считал необходимым распространить трудовые установки не только на производственный процесс, но и на быт и общую культуру людей. Ученый стал соавтором идеи Пролеткульта.

Алексей Гастев за работой
Тот самый «стул концентрации внимания». На спинке стула крепится экран, который отгораживает сидящего от окружающего пространства
Специальные следы, которые фиксируют удобную позицию рабочего у станка 
Аппарат для тренировки кистевого и локтевого удара. Инструкция — ниже
А вот и инструкция
Посетители изучают тренажеры. Их можно трогать и испытывать

— Гастев был расстрелян в 1939 году как враг народа, его обвинили в троцкистском уклоне, — рассказала 59.RU историк, искусствовед и руководитель галереи «На Шаболовке» Катерина Телегина. — Несмотря на известность экспериментов и теории Гастева во всём мире, на русском языке нет посвященных ему книг, а в биографии до сих пор остается много белых пятен. После ареста память о нем старательно вычищалась. Были репрессированы все члены его семьи, друзья и коллеги, уничтожен ЦИТ. Остались крупицы, по которым только угадываются контуры его жизни и работы. Собирать эту историю было нелегко.

Алексей Гастев в тюрьме в 1938 году

В 1930-е годы в Японии был создан специальный институт по изучению опыта советской индустриализации. Этот институт выписывал советские журналы, посвященные вопросам научной организации труда, психологии труда и управления. Идеи Алексея Гастева легли в основу бережливого производства.

Плакат 1920 года
Футуристическая иллюстрация из журнала «НОТ и искусство»

Кроме науки Гастев писал стихотворения в прозе, похожие на гимны. Сам Алексей Гастев упоминается в стихотворении Владимира Маяковского «Нагрузка по макушку».

Шаблон — модель удара
Руководитель галереи «На Шаболовке» Катерина Телегина демонстрирует работу одного из аппаратов, тренирующих точность

Гости выставки могут самостоятельно изучить архив революционера и ученого, а также испытать свои силы и навыки на представленных тренажерах.

Говорящие экспонаты


В PERMM работает еще одна выставка, вызывающая одновременно и улыбку, и удивление, — «Предметы гордости и стыда» (0+). Это коллекция уникальных самодельных вещей, которую собрал художник Владимир Архипов по всей стране в ходе экспедиций на протяжении многих лет.

Самодельная коляска для чебуреков 
У каждого экспоната — своя этикетка

— По сути, это архив русского вещевого фольклора XX века, — рассказали организаторы выставки. — Архипов представил публике эти странные «штуковины» и тех, кто их сделал, — всего 88 авторов и 97 вещей, среди которых есть и пермские участники. Концепция Владимира Архипова позволяет видеть и понимать полезные вещи как произведения искусства и дизайна, а их авторов — как художников.

Посетители обсуждают экспонаты. Наверняка у каждого были идеи по преображению старых вещей 

У каждой из вещей — своя история, которая записана голосами самих авторов. Для записей привлекли преподавателей и учеников пермской Школы цифровых технологий. Экспонаты начинают «говорить», как только зритель попадает в зону его действия.

Музыкальные инструменты тоже можно смело менять
Игрушечный пулемет из подручных средств привезен из Тверской области. Он почти в натуральную величину 

Обе выставки открыты до 18 июля. Напомним адрес музея: бульвар Гагарина, 24. Время работы: со вторника по воскресенье с 12:00 до 21:00. Понедельник — выходной день.

Ранее мы рассказывали о выставке рисунков и инсталляций детей с особенностями ментального развития. Она также была открыта в музее современного искусства.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем