
В апреле пермский Минкульт назвал имя нового директора Пермского театра оперы и балета. Им стал Довлет Анзароков, работающий в Александринском театре Санкт-Петербурга. После ухода в ноябре прошлого года Андрея Борисова, возглавлявшего пермский Оперный с 2017 года, министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский пообещал, что ведомство объявит конкурс, и нового директора выберут за полтора месяца. По его словам, уже на тот момент были заявлены достойные претенденты. На пресс-конференции в театре он сказал, что кандидатуру согласуют с губернатором, а решение обязательно примет сам коллектив.
Но выбор руководителя затянулся на полгода. В итоге нового руководителя выбрали без конкурса и без согласования с коллективом — просто огласили принятое решение.
Мы несколько раз обращались к самому Довлету Анзарокову с просьбой рассказать о себе, но он отказался, объяснившись занятостью. «Какое-то время не хотел бы давать ни интервью, ни какие-то комментарии, — ответил 59.RU Анзароков. — Мне необходимо в условиях невероятного цейтнота познакомиться с коллективом, понять текущие проблемы и срочно готовить Дягилевский фестиваль. Давайте поговорим чуть попозже, когда я буду в большей степени в материале».
Но и позже, спустя месяц, новый руководитель театра отказывался от интервью, ссылаясь на занятость.
Центр Анзарокова и концерт в фейковой квартире
Официально о кандидатуре нового директора мало что известно. Минкульт представил его заслуги в релизе: Довлет Анзароков работает в Александринском театре, он — советник при ректорате Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова и автор более 40 музыкальных произведений, премьеры которых состоялись на сценах концертных залов в России и за рубежом.
На нашу просьбу назвать конкретные фамилии экспертов и руководителей, принявших решение о назначении Довлета Анзарокова директором пермского театра, Минкульт ответил общей фразой: «Мы брали характеристики у целого ряда экспертов». Но имена так и не назвал. «Довлета Анзарокова выбрали в результате сложного отбора, — также написала пресс-служба Минкульта. — От конкурса решили отказаться: во-первых, устав театра не предполагает проведения конкурса, во-вторых, профессионалов такого высокого уровня очень мало, и нужен адресный подход».
На просьбу 59.RU высказаться о преемнике экс-директор пермской оперы Андрей Борисов прислал отказ через пресс-службу Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, генеральным директором которого сейчас является.
При запросе о Довлете Анзарокове в интернете выходит не так уж и много информации. Поиск ведет на страницу «Международного молодёжного центра музыкального искусства» IMAYC — International Musical Art Youth Center, который он возглавляет. Центр предлагает купить билеты на симфонические, вокальные и джазовые концерты, а также органные концерты в храмах Петербурга. В разделе «Музыкантам» Довлет от своего лица предлагает молодым музыкантам маркетинговую и консалтинговую помощь.

«Так сложилось, что после окончания вуза мне довелось работать во многих концертных организациях, — обращается со странички сайта Анзароков. — Я прекрасно представляю, что нужно сделать для того, чтобы запустить концерт, организовать кассовые продажи, рекламную кампанию мероприятия. И теперь мне хочется помочь молодым музыкантам наиболее безболезненно пройти путь от студентов до концертирующих исполнителей».
Второй материал, выпадающий при поиске, — статья «Фонтанки». В ней речь идет о казусе, связанном с тем же центром, возглавляемым Анзароковым. Два года назад IMAYC проанонсировал концерт одного из оркестров, но не в концертном зале, а в частной питерской квартире в доме на Литейном, 60 — в афишах она была названа квартирой, где когда-то жил Салтыков-Щедрин. На стене дома действительно висит мемориальная табличка, писатель в нем жил, но речь идет не об этой квартире. Промоутеры же разместили фотографии музея-квартиры из другого города и открыли на питерских сайтах продажу билетов. В день концерта к указанной двери пришла толпа поклонников классики. Удивленный владелец квартиры объяснил, что никакого музея здесь нет, хотя в доме действительно когда-то жил автор «Истории одного города». Гостей попытались успокоить подоспевшие организаторы мероприятия и пригласили на другую площадку. Но концерт в тот день так и не состоялся.
Судя по другим отзывам о концертах, организованных центром, возглавляемым Анзароковым, это недоразумение, по всей видимости, было единственным. Концерты центра, которые проводят в камерных залах и церквях Петербурга, действительно пользуются успехом.
Папа — певец, бабушка — легенда
О детстве и юности 59.RU рассказала его сестра Марзиет Анзарокова — директор школы искусств имени Кима Тлецерука, теоретик-фольклорист.
Довлет родился в музыкальной семье в Майкопе. Его отец — народный артист Республики Адыгея Чеслав Анзароков — популярный певец в республиках Северного Кавказа, закончивший Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова, профессор Адыгейского государственного университета. Дядя Довлета — Вячеслав Анзароков — хоровой дирижер.
— На становление Довлета как музыканта оказал влияние наш папа, — рассказала 59.RU Марзиет Чесиковна. — Но музыкальные корни у нас еще более давние. Бабушка нашего папы Гуля была народной гармонисткой в ауле Кошехабль. О ней до сих пор ходят легенды. К сожалению, мы с братом уже не застали прабабушку, но я случайно нашла ее гармошку в музее одной из музыкальных школ Адыгеи. А мама у нас — учитель адыгейского языка и литературы и тоже большой ценитель музыки.

Отец мечтал, чтобы дети были связаны с музыкой, поэтому уже в возрасте пяти лет привел и дочку, и сына в музыкальную школу.
В музыкальной школе Майкопа, куда мы позвонили, о Довлете до сих пор помнят и отзываются как о «творческом одаренном ребенке».
Уроки фортепиано Довлет совмещал с игрой в футбол, который любит до сих пор, и однажды даже повредил ногу.
После школы Довлет поступил в колледж, где начал брать уроки композиции и писать музыку, а потом целенаправленно поступил на композиторское отделение в Ростовскую консерваторию. На третьем курсе Довлет перевелся в Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова, которую когда-то закончил его отец. Учился у композитора и профессора Сергея Слонимского — автора симфоний, опер «Мастер и Маргарита» (16+), «Король Лир» (16+) и «Антигона» (16+), балетов, камерной и вокальной музыки, музыки к советским кинофильмам, в том числе «Республике Шкид» (0+), и театральным постановкам. Профессор ушел из жизни в 2020 году.

— На написание произведений Довлета могла вдохновить народная музыка, — говорит Марзиет. — В 2009 году я поехала в фольклорную экспедицию в Турцию, где живет большая адыгская диаспора — собирать мелодии, и Довлет поехал со мной. По мотивам тех мелодий он сочинил два произведения, потом их исполнили в петербургской капелле. В годы студенчества Довлет записал диск. Его произведения исполняли в филармонии, в Германии на фестивале классической музыки. В 2018 году в «Концертхаусе» Молодежный оркестр Санкт-Петербурга исполнил Шостаковича и «Концерт для гобоя» Довлета Анзарокова.
«Работает четко и быстро»
В Александринском драматическом театре Довлет Анзароков работал в отделе маркетинга и занимался продажей билетов. Здесь о нем отзываются о нем как о способном организаторе.
— Что касается продажи билетов, то здесь он достиг успехов, — рассказала 59.RU руководитель пресс-службы Александринского театра Елена Герусова. — А еще он успевает продюсировать талантливых молодых музыкантов — открыл свой центр, который продвигает молодежную академическую музыку и исполнительство, организовывает концерты. И все это удивительным образом сочетает с композиторским творчеством.

Кроме мероприятий своего центра, Довлет Анзароков занимался организацией концертов студенческого оркестра консерватории. В последний год он занимал должность советника при ректорате Санкт-Петербургской консерватории и консультировал ректора в вопросах театральной и концертной работы.
— Мы долгое время сотрудничаем с Довлетом Чесиковичем, и всегда совместная работа оставляет только положительные впечатления, — рассказал 59.RU ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев. — Организация концертов студенческого оркестра проходила на самом высоком уровне при аншлагах.
Когда я узнал, что он возглавит театр в Перми, то испытал смешанные чувства. Конечно, я рад за него — как профессионал, он, безусловно, может дать много Пермской опере. Этот человек всегда полон интересных творческих идей, работает четко и быстро, что ценно в наше время. Вместе с тем мне несколько грустно, что он не сможет уделять, как прежде, время Санкт-Петербургской консерватории, и это вполне резонно, ведь театр — большая организация, которая требует полного погружения.
«И не ультраавангард, и не совсем махровая попса»
Узнав о том, что оперный театр возглавит композитор, пермяки высказали сомнения — о музыке Анзарокова никто не слышал, как и о его концертах за рубежом. 59.RU обратился к композитору, эссеисту, обозревателю журнала «Музыкальная жизнь» и интернет-портала Colta.ru Антону Светличному. Он неоднократно слушал сочинения Довлета. Специально для знатоков музыки мы публикуем его отзыв полностью.

— Сначала, в 2000-х, Анзарокову был свойственен консерваторский неоакадемизм в духе питерской, да и ростовской, композиторской школы. Яркий пример этого условно раннего творческого периода — «Концерт для гобоя с оркестром», впервые исполненный в берлинском «Концертхаусе» в 2018-м, но написанный много раньше, в 2004 году. А потом, видимо, годы учебы закончились, после выпуска из консерватории началась real life — и музыка стала смещаться ближе к нормальному зрителю, к идеям «третьего течения»: чтобы и не консерваторский стиль, и не ультраавангард, и не совсем махровая попса.

Музыковед отмечает, что развитие Анзарокова совпало с постепенной эволюцией петербургской композиторской школы в целом.
— Взять хотя бы музыку Настасьи Хрущевой или нынешнего заведующего кафедрой композиции консерватории Антона Танонова, — продолжает критик. — Эта эволюция слышна и в совсем свежих партитурах Анзарокова, вроде The Perceptual present для квартета флейт 2021 года, и в более ранних работах — «Двух адыгских танцах» для гитары и струнных — там такой своего рода этнический минимализм, и Sentimental Vanity для гитары и струнных — тут даже без этники, просто явный репетитивный минимализм: лупер, приветы Райху, блюзовый гитарный саунд с перегрузом, в конце вполне попсовая, но не без изящества, четырехаккордовая гармоническая сетка.
В эти дни Пермский театр оперы и балета проводит Дягилевский фестиваль. В первый же день Довлет опубликовал фото Пермского театра оперы и балета. Как выяснилось, фото было символичным — Анзароков официально вступил в должность директора. Будем надеяться, что в ближайшее время его представят общественности, и он сможет ответить на все вопросы пермских театралов.