Опера «Иоланта» (12+) на музыку Петра Чайковского — новая постановка режиссера Марата Гацалова и дирижера Артема Абашева на сцене пермского театра. Спектакль завершит цикл премьер этого театрального сезона.
Это история о слепой дочери короля Рене, от которой, по распоряжению ее отца, всю жизнь скрывают ее недуг. О своей слепоте Иоланта узнает от рыцаря Водемона, случайно попавшего в замок и рассказавшего ей о яркости мира.
Это была последняя опера, написанная Чайковским. Пермские постановщики видят в шедевре принадлежность сразу к двум эпохам: прощание Чайковского с XIX веком и тревожные предощущения им нового XX века.
— «Иолантой» Чайковский опередил свое время, — говорит главный дирижер Пермского театра оперы и балета Артем Абашев. — Его последняя опера была смелой и новаторской как с точки зрения музыкальных решений, так и с точки зрения либретто.
Марат Гацалов, режиссер постановки и главный режиссер Пермского театра оперы и балета, считывает сверхсюжет «Иоланты» как инициацию.
— Действие первых сцен оперы разворачивается в хрупком, камерном, интимном пространстве первородной цельности, — делится мнением постановщик. — Этот мир романтической идиллии движимая любовью Иоланта приносит в жертву, с мученической решимостью делая шаг в грядущее. Через несколько лет после премьеры последней оперы Чайковского этот шаг повторит и всё человечество, вступая в ХХ век.
Над спектаклем работали художники Ксения Перетрухина, Леша Лобанов, Илья Пашнин и видеосценограф Ася Мухина. Они постарались показать зрителю мир таким, каким его видит героиня.
В сцене встречи с рыцарем на его просьбу подарить ему красную розу Иоланта срывает белую. Именно тогда он понимает, что Иоланта слепа, и рассказывает о разнообразии цветов. Специально для спектакля художники сделали 360 белых роз.
— Что есть слепота и прозрение Иоланты? — рассуждает художник-постановщик Ксения Перетрухина. — В детстве у меня был советский двухтомник «Оперные либретто», там всё было ясно изложено: к слепой, не знающей о собственной ущербности девушке приходит принц-избавитель, и ее прозрение становится наградой всем участникам истории. Сегодня этот сюжет теряет однозначность. Любящий отец, не спрашивая дочь, решает за нее, что для нее лучше. Нежный Водемон твердо уверен в объективности своего знания о мире и не слышит аргументов и возражений Иоланты. Все знают, что для нее лучше. И с концепцией этого знания мы вступаем в художественную полемику.
Партию Иоланты исполнит Зарина Абаева, Рене — Гарри Агаджанян, Роберта — Василий Ладюк, Водемона — Борис Рудак, врача Эбн-Хакиа — Энхбат Тувшинжаргал, Альмерика — Данис Хузин, Бертрана — Тимофей Павленко, Марты — Татьяна Каминская. В роли Лауры выступит Наталья Буклага, Бригитты — Утарид Мирзамова.
Премьера «Иоланты» на сцене Пермской оперы состоится 25 и 26 июня. Билеты можно приобрести на сайте театра. Оба дня перед спектаклем будет проходить музыкальный разбор «Иоланты», лекция Андрея Платонова о том, почему это произведение является вершиной лирики Чайковского.
Ранее мы публиковали интервью с одним из участников этой премьеры — Энхбатом Тувшинжаргалом. Он рассказал о том, как работал над образом Эскамильо в нашумевшей опере «Кармен» (18+).