В то время как труппа пермского Театра-Театра находится в Тюмени с гастролями, в Перми идут спектакли Большого тюменского драматического театра — «Новеченто» (16+) и мюзикл «Семейка Аддамс» (16+). Театры обменялись премьерами. Мы встретились с директором и актером тюменского театра Сергеем Осинцевым и спросили, как их театр решился поставить знаменитый сюжет по комиксам американского художника Чарльза Аддамса.
— Когда мы ставили «Семейку Аддамс», было очень много вопросов: зачем вы берете этот мюзикл про вампиров и странных людей, которые живут на кладбище, кому это интересно? — говорит Сергей. — Даже департамент культуры говорил нам в свое время: «Ай-яй-яй». А оказалось в итоге, что это спектакль о семейных ценностях — о чем сейчас очень много говорят. Это произведение о семье, о том, как важно беречь близких, говорить только правду и насколько важно счастье детей. Наверное, это даже больше история Ромео и Джульетты, только со счастливым концом. Да, всё это в странном стиле и немножко шиворот-навыворот, но в этом и есть прелесть этого мюзикла. В итоге в этом году «Семейку Аддамс» выдвинули на «Золотую маску» в девяти номинациях, как и пермскую «Антигону» (18+).
— Нигде больше в России этот мюзикл не идет?
— Нет, это первая постановка этого мюзикла в России, и гастроли с этим спектаклем тоже первые. Оказалось, что в пермском театре — другом пространстве — очень сложно поставить свет и звук. Глубина сцены тоже оказалась другой.
— Вы же драматический театр. Почему у вас вдруг запели?
— Несмотря на то что у нас исключительно драматические артисты, они уже давно готовы были петь. Десять лет назад пришло новое руководство и стало продвигать музыкальное направление. Сначала это были просто музыкальные номера в спектаклях, а потом появилась идея создать мюзикл. Мы искали музыкальную историю, которая хорошо бы «легла» именно на драматических артистов. Кстати, в «Семейке Аддамс» музыка очень сложная.
— А чья была идея взять этот сюжет?
— Сначала у нас возникла идея поставить «Тетку Чарли». Но, послушав музыку и посмотрев либретто, мы поняли, что это немножко вчерашний день. А нам очень хотелось поставить яркий музыкальный и кассовый спектакль. И тогда с режиссером Дашей Борисовой мы стали искать материал. И она предложила: «А давайте замахнемся на "Семейку Аддамс"». И мы попали в тренд. Сегодня к этому материалу очень большой интерес, сейчас Бёртон снимает продолжение истории — и фильм, и сериал, — в нем Уэнсдэй подросла и у нее уже появился парень.
— А как же авторские права на постановку?
— Как только решили ставить мюзикл, сразу созвонились с Великобританией, где находятся правообладатели текстов, и с Америкой, у которой права на музыку. Договорились просто и легко. Сначала нам давали лицензию на шесть показов, а у них принято играть неделями, потом перейдем на полгода. Это связано со сложной системой предплатежей.
— Вы поете не под живой оркестр?
— Нет, под качественный минус, который нам предоставили правообладатели. Музыка оригинальная. Артисты поют на русском языке. Текст песен переводила Юлия Дякина, драматургический текст — Дарья Борисова. И мы его согласовывали с правообладателями. А вот костюмы, декорации, пластику — всё это делали сами. Это не повтор какой-либо бродвейской истории. Но костюмы близки к оригиналам, потому что первоочередная история была в виде комикса, и здесь приходится соблюдать стилистику, иначе зрители не поймут, кто есть кто.
— Расскажите о втором спектакле.
— «Новеченто» — романтическая история дружбы двух людей, выдуманная Алессандро Барикко. История величайшего музыканта, который родился на атлантическом лайнере, прожил на нем всю жизнь и вместе с ним погиб в океане, ни разу не ступив на землю. И при этом оказался величайшим пианистом современности. История рассказывается от лица его друга, который проплавал с ним на корабле шесть лет. Этот спектакль еще и о любви к тому миру, который никогда не видел герой, но знал о нем всё. Это моноспектакль, главную роль в котором исполняю я, но со мной на сцене — актеры, у них безмолвные роли.
— Расскажите о музыке к этому спектаклю.
— Это последняя работа литовского композитора Фаустас Латенаса. Он написал музыку для этого спектакля и вскоре скончался, так и не увидев свое произведение на сцене (композитор умер в 2020 году от остановки сердца, изолировавшись от заразившихся коронавирусом родственников в загородном доме. — Прим. ред.). В спектакле еще прекрасный свет. Благодаря работе российского художника по свету Тараса Михайлевского зрителям кажется, что они тоже плывут на этом океанском лайнере.
Спектакли театра можно увидеть 4 и 5 декабря на сцене Театра-Театра. Афиша — на сайте театра.
1 декабря в Доме актера состоялась премьера спектакля «Иллюзии» (16+). В главных ролях — артисты пермского Театра-Театра.