
В экспозиции Чердынского краеведческого музея «Легенды Перми Великой» (0+) есть необычная и редкая икона. На ней изображены трое святых: Флор и Лавр, покровительствующие лошадям и скотоводству, а между ними — святой с головой собаки, подписанный именем Христофор. У иконы есть автор, в правом углу его подпись: «Писал чер: меша: Спиридон: Головин 1888-го года июля 16».

Нес Христа на себе
Согласно легенде, описанной в житии (истории жизни) святого, Христофор жил в III веке в Риме. Сначала его называли именем Репрев, что означало «отверженный» или «дурной». Он был огромного роста и по одной из версий происходил из страны кинокефалов — собакоголовых людей. Вел себя грубо, как и другие представители этого племени, они были людоедами. По другой версии, Репрев имел человеческое лицо, но настолько ужасное, что оно было похоже на морду собаки. Есть и еще один, противоположный, вариант легенды — Христофор был очень красив и, чтобы избежать соблазнов со стороны женщин, попросил Бога обезобразить его внешность.

Сначала Репрев был язычником, но позже захотел служить Христу и попросил святого отшельника научить его служению. Тогда тот отвел его к опасному броду через реку Иордан и сказал, что тот может переносить паломников на другую сторону, чтобы те могли посетить Святую землю. Так Репрев нашел свое предназначение и стал перевозить путников на своей спине.
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки ребенок стал настолько тяжелым, что великан испугался, что они утонут. Тогда мальчик сказал ему, что он Христос и несет с собой все тяготы мира. После того как Репрев перенес Иисуса на другой берег, тот окрестил великана в реке. Гигант получил человеческий облик и новое имя — Христофор, означающее «несущий Христа».

Святой Христофор покровительствует морякам, военным, туристам, грузчикам, перевозчикам, путешественникам, паломникам, плотникам, малярам, водителям. Считается, что в музее церкви Святой Юстины в городе Рабе в Хорватии хранится позолоченный реликварий с его мощами.
Собачья голова под запретом
До XVIII века святого изображали на иконах с песьей головой, но после распоряжения Святейшего синода в 1722 году изображения Христофора в таком виде были запрещены вместе с другими спорными иконографическими сюжетами как «противные естеству, истории и самой истине». После этого Христофора стали изображать в образе воина. Такая икона, например, есть в фондах Пермской художественной галереи.
— В собрании галереи есть икона Христофора, но с головой человека, — рассказала 59.RU хранитель иконописи Пермской галереи Татьяна Сысоева. — Христофор с песьей головой — очень редкий образ для Прикамья. Он есть в стенной живописи церкви в Ныробе и когда-то был на стене Христорождественского храма в Искоре, но он не сохранился. Нельзя утверждать, что чердынская икона одна в Прикамье с подобным изображением, но точно очень редкая. И единственная в крае, представленная в музейной экспозиции.

В Чердынском краеведческом музее рассказали о происхождении иконы.
— Из старых архивных фондов музея известно, что икону в Чердынь в 1973 году привез некий Спиридонов из урочища Усть-Улс, расположенного на правом берегу реки Вишеры, — рассказала 59.RU сотрудник Чердынского музея Марина Ведерникова.

Известно, что после запрета Синода старообрядцы продолжили почитать Христофора в образе кинокефала. Возможно, автор создал икону для местных старообрядцев или сам был таковым. Представление о святом в Прикамье также наложилось на языческое представление.
— В XVIII–XIX веках для местных жителей Чердынского уезда основными занятиями долгое время оставались охота и рыболовство, — говорят в музее. — Святого Христофора считали покровителем охотничьего промысла и называли «песьим богом». Почитание Христофора носило почти языческий характер — перед охотой мужчины приходили в храм просить Христофора об удаче, а в случае, если добыча была хорошей, приносили в храм пожертвования.
Старообрядцы и языческие боги
Историк и руководитель Камской археологической экспедиции Григорий Головчанский объяснил 59.RU причины, по которым христианский святой стал языческим богом.
— В Прикамье наложилось несколько культурных пространств, — говорит Григорий Головчанский. — Во-первых, всё, что запрещала официальная церковь, старообрядцы назло всячески поддерживали. Во-вторых, это и мощная местная языческая традиция. Безусловно, и Параскева Пятница, и Николай Мерликийский (Чудотворец. — Прим. ред.), которые очень почитаемы у нас, а также Флор, Лавр и Христофор имеют переклички с местными языческими богами и традициями. Их функции еще и переназначались — здесь, в глубинке, святых наделяли не свойственным им в христианстве предназначением. Религиозное сознание было подвижным в тех местах, где русская православная церковь не могла установить свой контроль.
Как рассказали в Пермской галерее, шесть лет назад в городе Свияжске состоялась выставка, посвященная святому Христофору. Среди 23 икон со всей страны на ней была представлена и чердынская икона. Кстати, на церковной фреске в самом Свияжске Христофор изображен не с собачьей, а с лошадиной головой. На иконе в собрании Музея истории религии Санкт-Петербурга его голова тоже имеет конские очертания. Почему в некоторых случаях святой изображен с головой коня, исследователи объяснить не могут. Напомним, на чердынской иконе Христофор хоть и изображен с собачьей головой, но рядом с Флором и Лавром — покровителями лошадей. Возможно, в этой «дружбе» есть неслучайная иконографическая связь, связанная с патронажем над этими животными.

15 сентября 2018 года для жителей поселка Ныроб и гостей Чердынского района был показан спектакль-сага на ландшафте «Псоглавец — святой Христофор» (0+). Сценарий написал и постановкой занимался географ и краевед, автор книги о легендах Пермского края Павел Ширинкин.
Христофор — не единственный образ с песьей головой в мировой культуре. Древнеегипетский бог царства мертвых Анубис, русский богатырь Полкан, армянские боги Аралезы, святые Ахракас и Аугани также изображались с головой собаки.
Икону святого Христофора Псоглавца можно увидеть на выставке «Легенды Перми Великой», представленной в выставочном зале Чердынского краеведческого музея на улице Юргановской, 60. Билеты можно приобрести по «Пушкинской карте» и в кассе музея. Режим работы: понедельник — пятница с 09:00 до 18:00, суббота и воскресенье — с 09:00 до 17:00, вторник — выходной.
Ранее мы ездили в Чердынь, заглянули в музей и познакомились с новым молодым директором, которая рассказала, зачем она переехала из большого города в провинцию. А до этого публиковали путеводитель по этому городу и рассказывали об его редкостях.