Культура интервью «У каждой чиновничьей работы есть предел»: о настоящем и прошлом экс-министра культуры Прикамья Вячеслава Торчинского

«У каждой чиновничьей работы есть предел»: о настоящем и прошлом экс-министра культуры Прикамья Вячеслава Торчинского

В начале карьеры он работал журналистом, брал интервью у звезд и выезжал в горячую точку

Вячеслав Торчинский начинал работать в «Пермских новостях», об этом времени он вспоминает с теплом

Фамилия экс-министра культуры Прикамья в этом году часто оказывалась в новостной топ-ленте. Сначала из-за того, что он неожиданно покинул министерский пост, затем в связи с не менее неожиданным выдвижением его кандидатуры на пост директора галереи. Следующим поводом для новостей стало появление Вячеслава Марковича в Самаре в качестве руководителя драмтеатра, а недавно — назначение директором Пермского цирка. Но всегда ли Вячеслав Торчинский занимал руководящие посты? Выясняем прошлое нового руководителя цирка: с чего начинал и действительно ли хотел стать директором галереи?

Планы на цирк


Встречаемся с бывшим министром, а ныне директором цирка, в его кабинете. На полке — еще не разложенные по местам вещи, книги, портрет президента. Видно, что человек переехал сюда недавно, но руки не доходят до оформления.

— Похоже, на новой должности вам достанется сложный этап — серьезная реконструкция цирка?

— Цирку больше 50 лет, капитального ремонта не было ни разу, а только какие-то отдельные ремонты, — говорит 59.RU Вячеслав Торчинский. — Это достаточно серьезное и сложное здание, которое пришло в определенное состояние ветхости — и арена, и зрительская часть, и фасад, и инженерно-технические коммуникации. Цирк — это место, с точки зрения производства, повышенной опасности. Изменились требования противопожарной безопасности, их важно учитывать. Кроме того, зрители стали по-другому относиться к качеству получения услуги: не хотят сидеть на таких креслах, хотят видеть другие холлы. Также в цирке будет более новое звуковое, световое оборудованию, техническое оснащение. Всё это можно изменить только реконструкцией, а не локальными средствами.

59.RU в кабинете Вячеслава Торчинского в цирке

Новый директор рассказывает о планах — на фасаде заменят панорамное остекление, отремонтируют кровлю. Несмотря на то, что цирк — федеральное учреждение, финансирование проектно-сметной документации осуществляется на краевые средства по инициативе губернатора. Сейчас идет стадия ее разработки «ВерхнекамПроектом». По словам Вячеслава Марковича, сроки пока очень примерные: войти в этап Главгосэкспертизы планируют в 2023 году, а строительство — окончить в 2026 году.

«Жил в мире Тома Сойера»


Вячеслав Торчинский родился в Перми в семье служащих. Учился в 108-й школе, но об ученике Славе Торчинском здесь не помнят, сейчас там работает новый коллектив. В доме Торчинских была большая библиотека, родители много читали. Дефицитные книжки тогда передавались из рук в руки, через знакомых. Будучи школьником, Вячеслав увлекался чтением пермских авторов Льва Давыдычева, Льва Кузьмина и зарубежной классикой. Самой первой поразившей его в детстве книгой стал «Том Сойер» Марка Твена.

— А на кого больше хотели походить — на Тома или Гека?

— На Тома. Увлекся книгой настолько, что отключился от жизни вообще и мысленно жил в мире Тома Сойера вместе с ним.

По собственным словам, Вячеслав был впечатлительным и всё время поддавался эмоциям. Долгие годы хотел быть юристом, работать в милиции, в юности даже ходил в оперативный комсомольский отряд, который существовал при политехническом институте. Готовил себя к профессии юриста и занимался на подготовительных курсах юрфака. Но в итоге решил идти учиться на кафедру «авиационные двигатели» политеха, окончил ее в 1988 году. Параллельно молодой человек оканчивал «журналистику» на факультете общественных профессий. Тогда же впервые стал сотрудничать с институтской газетой «Ленинец».

После окончания вуза Вячеслав начал работать как инженер в конструкторском бюро пермского «Авиадвигателя», совмещая работу с местной общественной деятельностью. Но спустя время ушел с предприятия и устроился в только что созданную газету «Пермские новости». Тогда она находилась в здании нынешнего ЗС. Это была первая непартийная газета в Перми.

— Когда пришел в журналистику, понял, что это мое, — говорит Вячеслав Маркович.

«Было страшно. Сейчас страшней»


Как журналист Вячеслав брался за любые городские темы. Одна из первые его статей в газете 1991 года посвящена пермскому ОМОНу, рядом с ней на развороте — интервью с Олегом Газмановым. В другом номере в статье «Добро пожаловать, товарищи безработные?» журналист Торчинский поднимает тему безработицы и критикует местные власти за то, что они медлят с открытием центров занятости.

Вячеслав Торчинский в редакции «Пермских новостей» в 1991 году. За его спиной — афиша фильма «Волкодав» (16+).

— Тогда прокатами фильмов занималась компания «Инициатива», — говорит 59.RU Вячеслав Торчинский. — Легендарная фирма. Они дарили нам очень классные афиши, у нас была целая коллекция

В 1990-е региональные СМИ брались не только за местные темы, но и федеральные. В это время происходит грузинско-осетинский конфликт, развернувшийся в гражданскую войну в Грузии. В октябре 1991 года Вячеслав Торчинский по собственной инициативе едет как журналист в Тбилиси в самый пик военного переворота.

— Сейчас местным изданиям нет смысла куда-то выезжать, а тогда важно было увидеть всё своими глазами и передать ощущения реальной ситуации через собственное видение, — признаётся бывший журналист. — Когда мы приехали, там были коллеги из разных территорий — и федеральные, и региональные СМИ, достаточно активно всё освещалось.

— Было страшно?

— Сейчас страшней. Хотя статья так и называлась: «Страшно», это было первое впечатление от реальной войны-не-войны, но боевых действий внутри города, когда это не кино, а живые люди, живая ситуация, всё по-настоящему.

Вячеслав с коллегами оказался в эпицентре событий и вместе с другими журналистами встречался с мятежниками, их предводителем Китовани и с бывшим премьер-министром Тенгизом Сигуа.

Описанные им в статье события впечатляют своей жесткой реалистичностью.

«Разрядка приближается, — говорится в статье «Страшно» о событиях полуночи 5 октября 1991 года. — Две толпы сомкнулись. Вместо нейтральной полосы теперь — стоящие плотной цепочкой гвардейцы. Гвардейцы не нейтральны, они — президентская рать. Улица оглохла от криков. Перед гвардейцами — оппозиция. Она заняла весь проспект Руставели от Дома правительства до гостиницы «Иверия». За спиной гвардейцев — лагерь «pинадистов» (так называют здесь сторонников президента).

Площадь, Дом правительства… Площадь оцеплена автобусами и милицией. За этим двойным кордоном еще одна толпа «зинадистов». В основном женщины, держащие в руках свечи и иконы и исступленно молящиеся. Из радиомашины несутся призывы защитить президента от смертельной опасности».

Одной из тем «Пермских новостей» в 90-е стала гражданская война в Грузии

Журналист эмоционально описывает саму атаку.

«Первые ряды оппозиции успевают отвоевать брандспойтами. В стороны оппозиции летят камни. И вдруг машины, одна за другой, резко срываются с места, идут прямо на людей [...] Атака. Оппозиция бежит. Крики, плач, ужас в глазах. Грузины убегают, ища спасения в узеньких боковых улочках. Грузины преследуют их и стреляют трассирующими.

К месту трагедии подлетают одна за другой машины скорой помощи. Молодой человек с перевязанной головой — кровь на бинтах — кричит нам:

— Вы видели?! Вы журналисты?! Об этом должен узнать весь мир!

Бешено звонят колокола в ближайшем храме. Колокола и выстрелы. Выстрелы и колокола. Самое страшное: не видно, кто в какую сторону стрелял.

Напротив здания правительства — трехэтажный Дом художника, превращенный в казарму. На первом этаже — барельеф из дерева. Христос с апостолами — такие светлые грузинские лица. И сильно воняет мочой. На втором и третьем этажах на раскладушках спят ополченцы Звиада, не выпуская из рук оружия.

Нейтральная полоса стала еще шире. В центре ее стоят на коленях женщины. Лицом к Дому правительства. Многие молятся. Бог их не услышит. Через два-три часа вновь загремят выстрелы».

Статья Вячеслава Торчинского в соавторстве с Андреем Никитиным

Евгений Леонов: грустный такой, философский, лиричный


Одним из жанров, за которые брался Вячеслав Торчинский, как и другие его коллеги в «Пермских новостях», было интервью со звездами. Гастролей в Пермь тогда было много, особенно много звезд приезжало на экологический фестиваль в Краснокамск, был даже Филипп Киркоров. Самое первое интервью у молодого журналиста состоялось в пермском цирке — с Натальей Королевой и Юрием Николаевым.

— Я даже помню, что Королевой было тогда ровно 16 лет, а Николаеву — 30. И это был чуть ли не его день рождения, потому что я его поздравлял. Мы встретились после концерта, и я запомнил, что на столе у него лежала книга «Мастер и Маргарита», а [одноименной] песни еще тогда не было. Возможно, я застал его как раз в состоянии поиска. Потом еще несколько раз встречался с Натальей на разных концертах.

В «Пермских новостях» были опубликованы интервью Торчинского с Михаилом Муромовым, Татьяной Овсиенко, Филиппом Киркоровым, два интервью с Александром Розенбаумом и Олегом Газмановым.

Интервью с Олегом Газмановым

Одно из последних интервью было с Евгением Леоновым буквально за несколько месяцев до смерти артиста. Оно особенно запомнилось Вячеславу.

— Встреча была в Театре оперы и балета. Мы вместе с одним из моих руководителей Людмилой Каргапольцевой делали двойное интервью и были очень впечатлены общением. Наверное, сказывалось и здоровье, но он очень отличался от кинообраза: грустный такой, философский, лиричный. Совсем некомедийного формата, в жизни он отличался от киношного.

В то же время появились две телекомпании — ВЕТТА, которой руководили Наталья Коркунова и Владислав Косолапов, и «Рифей». Вячеслав попробовал себя в роли телерепортера, но был недоволен собой, поэтому остался в печатном издании.

Постепенно госфинансирование уходило из СМИ, издания стали учиться жить за счет средств рекламы. В «Пермских новостях» создали один из первых рекламных отделов в Перми. Вячеслав стал специализироваться в этом направлении и в итоге с товарищами создал и возглавил рекламное агентство «Новая волна», стал заниматься частным бизнесом.

Еще одно фото из 1990-х годов. Вячеслав Торчинский — крайний слева (в малиновом пиджаке)

«Прежде чем говорить о высоком искусстве, его нужно восстановить»


В 2009 году Вячеслава Торчинского пригласили возглавить учреждение, которое бы занялось фестивальным движением, проектами, подобными «Живой Перми».

— Мне было интересно попробовать себя в новом, так появился Центр по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики. Он до сих пор существует при Минкульте. Потом так получилось, что я стал первым директором фестиваля «Белые ночи».

— Почему всё же закрыли этот фестиваль?

— Сейчас нет смысла возвращаться к той теме, давняя история. Всё рано или поздно заканчивается, каждый проект, бесконечного ничего нет. Была масса причин, и, наверное, не были найдены следующие шаги, какие-то концептуальные подходы. Надо отдать должное, это был достаточно затратный проект, такие живут, когда есть связка с туристическим потоком. И это не совсем правильно — финансировать проект, существующий сам по себе, не имеющий аудиторной цели. Но тогда эти инструменты найдены не были. Это сейчас город и губернатор к этому активнее относятся, поднимается тема туризма.

В редакции 59.RU

В 2011 году власти предложили Вячеславу Торчинскому попробовать себя в качестве чиновника в комитете по культуре и молодежной политике. В ведомстве, которое он возглавил, оказалось 40 с лишним учреждений культуры — дворцы, детские и музыкальные школы, библиотеки, театры. Большинству из них требовался ремонт.

— Многие из них были в удручающем состоянии, — говорит Вячеслав. — Я в какой-то момент выбрал для себя простую концепцию: прежде чем говорить о высоком искусстве, нужно его восстановить. Удалось убедить власть. Все мэры, которые были, поддерживали нас. В результате отремонтировали дворец «Искра» на Молодежке, ДК Калинина, ДК Пушкина.

Неожиданный поворот в биографии руководителя произошел летом 2017 года. Глава города Дмитрий Самойлов предложил Вячеславу Торчинскому попробовать себя в качестве главы Свердловского района. И тот согласился.

— Словно вернулся на несколько лет назад, здесь было всё знакомо, — вспоминает Вячеслав. — Это была территория первого моего образования — рядом с комплексом [«Авиадвигатель»], где я работал инженером. Мне были знакомы и многие руководители, которые возглавляли предприятие, и сама тема. Я окунулся в хозяйственную деятельность, но ненадолго, потому что вскоре мне предложили вернуться в комитет культуры на прежнюю должность. Решили, что так правильнее будет.

Уже в октябре 2017 года чиновник вернулся в мэрию, но должность руководителя Департамента культуры и молодежной политики теперь совмещал с должностью заместителя главы города.

Вячеславу Торчинскому поручили курировать часть реконструкции и культурного наполнения городской набережной и подготовки к 300-летию Перми.

— Мы стремились изменить социально-психологическое отношение к набережной — территории, которая считалась опасной, неблагополучной, криминальной и ассоциировалась с неряшливыми шашлычными, — рассказал тогда «Новому компаньону» Вячеслав Торчинский. — За одно лето нам удалось эти стереотипы переломить — за счет изменения атмо­сферы. Сейчас там другие люди, другое поведение. Это уже победа. Теперь можно вкладываться в это пространство, потому что вложения без изменения содержания бессмысленны.

Торчинский — один из тех, кто курировал и реконструкцию 68-го квартала на эспланаде, где сейчас фонтан и холмы.

— Раньше это было просто поле, которые периодически вспахивали и запахивали, — говорит 59.RU Вячеслав Маркович. — Люди называли его «Картофельное поле». Мы стали осваивать эту эспланаду. Хотели, чтобы там была инфраструктура, электричество, свет. Эта часть города — визитная карточка Перми. Была идея легко превращать эту площадку в фестивальную. А в то время, когда фестивалей нет, она представляла бы собой просто интересный сквер. В необходимости изменений нужно было убедить власти и найти средства. Спасибо огромное администрации и депутатам, без них бы не справились. Сначала, благодаря в том числе помощи Сбербанка, который дал деньги, появился фонтан, и уже вокруг этого родилось всё остальное.

Вячеслав Торчинский представляет депутатам проект реконструкции эспланады

При Вячеславе Торчинском ледовый городок на эспланаде приобрел новый вид и стал своеобразным производным от «Белых ночей». По словам Вячеслава, сделать ледовый городок как произведение искусства, устраивать там концертную программу было важно.

Во время награждения победителей фестиваля ледовой и снежной скульптуры на эспланаде

Также в эпоху его работы в департаменте объединили парки и скверы и создали единое учреждение «ПермьПарк» по аналогии с «Мосгоспарком».

Министр. Киноребейты, Хохловка и театральные ремонты


В 2018 году Торчинскому пришло предложение возглавить министерство культуры. На это время пришлась реализации национального проекта «Культура» — в крае появились модельные библиотеки, имеющие, в отличие от библиотек старого образца, компьютерную технику и доступ в интернет, начался ремонт пермских театров, фасада Горьковской библиотеки, Большого зала филармонии.

Тогда же пермский режиссер, продюсер, президент фестиваля документального кино «Флаэртиана» и недавний гендиректор «Пермской синематеки» Павел Печенкин (ушел с этой должности в августе 2022 года) предложил систему киноребейтов, она понравилась Торчинскому, а губернатор ее активно поддержал. Сейчас в Прикамье настолько активно снимают кино, что уже никого не удивить кинокамерами на улицах.

Тогда же началась реновация музея «Хохловка» — там появились причал, дорога, улучшилась инфраструктура.

Коллеги в министерском аппарате говорят, что как руководитель Вячеслав Маркович настоятельно рекомендовал всем не засиживаться в кабинетах, а ходить на выставки и спектакли, чтобы понимать, с каким материалом они работают.

На сцене «Театра-Театра» с его директором Анатолием Пичкалевым, 2018 год

В 2019 году из-за конфликта с властями из Перми уехал худрук Пермской оперы Теодор Курентзис, возглавлявший также Дягилевский фестиваль (18+), привлекавший музыкальную и зрительскую элиту в Пермь. Вернуть маэстро было нелегко, Вячеслав Торчинский полетел к Курентзису в Питер с надеждой на диалог и понимание.

— Это был сложный разговор с Теодором, и слава богу, мы нашли общий язык, несмотря на противоречия, составили схему и принципы, по которым можно было сохранить фестиваль и Теодора как руководителя фестиваля, — признался Вячеслав Торчинский во время интервью 59.RU.

Курентзис вернулся в Пермь в качестве руководителя Дягилевского фестиваля в 2020 году. В городе также появился еще один музыкальный фестиваль «Дягилев +» (18+), который проводят зимой.

Галерея. «Абсолютно некого в чём-то винить»


На фоне благополучного развития карьеры уход Вячеслава Торчинского с министерского поста в декабре 2021 года выглядел неожиданным.

— Это, наверное, какая-то личная история, невозможно же быть бесконечным, у каждого есть предел чиновничьей работы, — отвечает бывший министр на вопрос «почему?». — Я принял решение попробовать себя немного в другом качестве.

В художественной галерее, 2018 год. Слева от Вячеслава Торчинского — президент галереи Надежда Беляева, справа стоит директор Юлия Тавризян

Еще более неожиданной казалась последовавшая ситуация — Вячеслава Торчинского хотели назначить на пост директора художественной галереи в то время, как ею успешно руководила Юлия Тавризян. Это вызвало бурную и негативную реакцию культурного сообщества города.

— Губернатор тогда объяснил, что это было сделано для того, чтобы вы курировали стройку будущей галереи. Но почему нельзя было создать какую-то отдельную организацию, которая стала бы промежуточным звеном между галереей и стройкой?

— Ну да, да, наверное, не нашли какое-то правильное решение, но в данном случае абсолютно некого в чём-то винить. Там речь шла прежде всего о том, чтобы курировать строительство нового объекта, для этого требовались комбинированные знания в разных областях, и очень важно было на тот момент, да и сейчас, чтобы кто-то сконцентрировал внимание на этом объекте. Губернатор уделяет этой стройке большое внимание, но кто-то еще должен заниматься оперативными вопросами. Мы много раз об этом говорили. Еще в советское время в Перми был такой Владимир Ратнер, у него должность называлась «директор строящегося театра». Я писал о нём в одном из своих материалов. Последней его работой была стройка киноконцертного зала «Родина», на месте его появился в итоге «Колизей». Это был интересный проект. При нём киноцентр активно строился, потом стройка прервалась. О чём идет речь? Когда строится отраслевой объект, во главе должен стоять отраслевой руководитель, который при этом может говорить на одном языке с инженерами, строителями. Тот, кто потом передаст в эксплуатацию здание, кто понимает, как оно будет эксплуатироваться. То же на заводах и предприятиях происходит. Специалисты, которые понимают технологию производства, выступают в роли квалифицированного заказчика. И была идея попробовать такую схему. Это один из крупнейших региональных проектов, и в то же время мы давно ничего такого не строили вот так, чтобы с нуля. Есть текущая деятельность, с которой Юлия Борисовна прекрасно справляется, а есть и такая задача. Ну, не сложилось и не сложилось.

В марте 2022 года Вячеслав Торчинский уехал в Самару, чтобы возглавить работу Драматического театра имени Горького. В его планах было заняться реконструкцией здания, которое, как и Театр наций в Москве, построено в псевдорусском стиле архитектором Михаилом Чичаговым в середине XIX века. Новый директор даже поехал в столицу и изучал реконструкцию Театра наций. Но этим планам так и не удалось осуществиться: спустя несколько месяцев Торчинский опять совершил резкий поворот в своей судьбе — покинул театр и вернулся в Пермь.

Интервью с директором самарского театра Вячеславом Торчинским в апрельском номере «Волжской коммуны»

«Закончился в жизни еще один период, — написал Вячеслав Маркович на своей странице под новым фото. — Закончился он, так-то, еще месяц назад, но только сейчас поднялась рука сменить фото. Я себя на нём не узнаю, но оно мне очень нравится. Период был короткий, но очень замечательный. Говорю о работе в Самарском драматическом театре им. Горького. Не спрашивайте, в чём причина, почему ушел и т.д. … Слишком личное. Очень благодарен людям, с которыми судьба свела в Самаре. Буду помнить. Что дальше…»

В самарском театре

И сейчас Вячеслав Торчинский говорит о самарском периоде только хорошее — его восхитил коллектив, город, люди. Причиной возвращения в Пермь в разговоре с 59.RU он вновь называет исключительно личное.

— Когда я туда уезжал, был прямой рейс до Перми, и семейные обстоятельства позволяли мне совмещать два города, — говорит 59.RU Вячеслав Маркович. — Но потом мне надо было бывать в Перми, а прямой рейс отменили. Начались сложные перелеты через Москву по пять-семь часов, это оказалось нереально. Да и оставлять коллектив в Самаре надолго я тоже не мог. Какое-то время пробовал совмещать два города, но потом сделал выбор в пользу Перми.

— Кто вас поддерживает сейчас, семья?

— Моя большая семья, братья, сестры... У супруги тоже большая семья, много племянников, внучка Есения, она скоро пойдет в школу, уже занимается искусством, танцует в студии у Юлии Трестер во Дворце юношества.

На премьере в пермском «Театре-Театре»

Вячеслав Торчинский любит театр, его можно увидеть на премьерах, но каких-то жанровых предпочтений нет — смотрит и классику, и авангард.

— Я всеядный. Это как с вопросом, кто больше нравятся: блондинки или брюнетки. Да разные. Мне нравится хорошее искусство, в котором есть смысл, высокий профессионализм людей, талант. Во все наши театры хожу, вот недавно с внучкой в Театре кукол был.

Ранее мы писали об омбудсмене Прикамья Павле Микове — одном из самых противоречивых чиновников Прикамья.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем