RU59
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Перми

Погода+10°

переменная облачность, небольшие дожди

ощущается как +9

1 м/c,

ю-в.

752мм 70%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Культура истории Однажды играли для одной семьи. Как в Перми живет маленький театр «Белая овца», где ставят Хармса и хотят популяризировать Каменского

Однажды играли для одной семьи. Как в Перми живет маленький театр «Белая овца», где ставят Хармса и хотят популяризировать Каменского

Театр выиграл грант на постановку спектакля о Василии Каменском

Автор театра «Белая овца» Анна Крашенинникова и Маленький принц из ее спектакля

На первом этаже высотки на улице Красновишерской за пермским цирком разместился не магазин, ателье или парикмахерская, а самый настоящий театр с уютным названием «Белая овца». Он совсем крохотный, в его зрительном зале помещается всего 33 стула. Но скромные размеры не мешают театру ставить спектакли по Хармсу, Сент-Экзюпери, сказки и русскую классику. Завтра, 22 января, здесь покажут премьеру нового спектакля «Зима» (16+) по Евгению Гришковцу, а к следующему году планируют поставить спектакль о Василии Каменском.

Мы заглянули сюда между репетиций и поговорили с его создательницей Анной Крашенинниковой.

У театра отобрали здание

Нас встречает руководитель театра Анна Крашенинникова, показывает помещения. Здесь скромная сцена и маленький зал, зато профессиональное световое оборудование и пульт. Гримерок нет, но есть маленькая подсобка с зеркалом, где можно нанести грим, попить чай, рядом — две комнаты с реквизитом и костюмами.

Артисты и режиссер сами покупают и шьют костюмы
Реквизит хранят в обычных коробках

— Я люблю театр, жить без него не могу, — признается Анна Крашенинникова и заразительно улыбается. — Всю жизнь занимаюсь только театром.

Анна — профессиональный режиссер, выпускница Пермского института культуры: начинала учиться в Челябинском институте культуры, но продолжила и окончила учебу в Перми.

Мы сидим с руководителем театра Анной Крашенниковой на краешке сцены

После окончания вуза Анна приехала в Суксун, где создала народный театр «Ступени». В нем играли всего 12 человек, в штате были также костюмер и завхоз.

— Мы сами восстановили здание бывшего клуба, сделали евроремонт под театр, — вспоминает женщина. — Большой зал был на 200 мест и еще был маленький зал, как мы его называли «На голубятне». В «Ступенях» еще до Сергея Федотова я поставила «Панночку» (12+). Он ее увидел на фестивале, куда мы привезли этот спектакль, и уже после этого поставил тоже в театре «У моста». Но Федотов из нее сделал страшилку, а у нас она философская. Там же я ставила «Женитьбу» (12+) по Гоголю.

Сцена из спектакля «Панночка», поставленного Анной Крашенинниковой

Спектакли провинциального театра приезжали посмотреть даже столичные критики. Однажды их увидела начальник пермского управления культуры Лидия Лисовенко и предложила театру подаваться на звание муниципального. Так «Ступени» стал первым театром в области с этим статусом. Театр успешно гастролировал по краю, а актеры, которых набрала Анна Крашенинникова, выучились в Институте культуры и стали профессионалами. Театр просуществовал 14 лет, но в 2006 году у артистов отобрали здание. Сменившаяся местная власть решила забрать бывший клуб для своих целей.

— Но оно никому так и не оказалось нужно, — делится с 59.RU Анна. — Уже вскоре после нашего отъезда там обрезали все батареи, местная чиновница увезла их к себе на дачу. Здание пустовало, а потом и вовсе сгорело. Я настолько была убита закрытием, что больше не решилась просить помещение для своего театра.

«Белая овца» — это по Хармсу

Анна переехала в Пермь и начала работать в Техникуме профессиональных технологий и дизайна, где организовала студию и стала проводить театральный фестиваль. Со студентами она создавала постановки для Студвесны и спектакли большого формата — «Самоубийцу» (16+), «Панночку», «Женитьбу», «Бесы» (16+), «Синюю птицу» (6+), «Чайку» (12+).

— Десять лет назад меня уговорили вести театральную студию в ДК «Искра», — продолжает режиссер. — Я пришла во дворец, увидела большую сцену и растаяла. Тут же перешла работать из техникума к ним. Директор был готов на всё и разрешил моему театру давать спектакли на их сцене. Я поставила там «А зори здесь тихие» (16+), возобновила «Панночку». Но вскоре начали меняться директора, и соответственно, правила игры. Театр им стал не нужен, их вполне устраивали танцевальные коллективы по 200 человек, которые можно было показывать на праздниках для депутатов. Какое-то время я приспосабливалась, платила за аренду 30 тысяч, но мой коллектив был новым руководителям как кость в горле. В конце концов я рискнула и сняла сначала одно помещение, потом другое. Так мы оказались здесь.

Сцена из спектакля «Женитьба»

Сейчас «Белая овца» располагается на первом этаже новой высотки на улице Красновишерская, 35 в бывшем помещении фитнес-центра.

— Люди смеются, когда слышат наше название «Белая овца», говорят, что забавное, — рассказывает Анна 59.RU. — Мы взяли его у Хармса. Это гениальный поэт и писатель. У него есть стихотворение «Гуляла белая овца, блуждала белая овца», которое посвящено его ангелу-хранителю — жене Эстер. В 1937 году ее и всю ее семью репрессировали. А сам Даниил Хармс погиб в 1942 году за стенками НКВД. Белая овца — это звезда на небе.

Актрисы театра с декорациями к спектаклю Хармса «Пейте уксус, господа»

В техникуме Анна написала сценарий для спектакля «Хочу баб» (16+) по Хармсу, собрав случаи, описанные писателем, и его дневниковые записи.

— В техникуме мне запретили использовать название «Хочу баб», сказали, что это неприлично, — смеется Анна. — Тогда я поменяла название на «Пейте уксус, господа» (16+), под которым спектакль сейчас идет в театре «Белая овца». Его первая часть — клоунада, вторая — дневники Хармса, посвященные его взаимоотношениям с первой женой Эстер.

Второстепенные персонажи в спектакле сделаны из картона

Существуют на небольшой заработок и гранты

Для многих актеров «Белой овцы» театр — и хобби, и большая любовь. Днем они заняты на основных работах, а по вечерам и выходным спешат на репетиции. Артисты сами покупают костюмы и реквизит на заработанные деньги и даже на свои личные.

— Когда въехали сюда, артисты сложились и купили по три стула, получился у нас театр «33 стула», — говорит Анна. — Но для театра нужно было многое. Мы обратились к депутату, и он нам выделил 25 тысяч на проектор. А на заработанное на первых спектаклях мы заказали стол для песочной анимации. Сами тащили его две остановки.

Некоторые постановки удалось осуществить благодаря грантам. Коллектив выиграл их уже пять. Первый губернаторский грант в размере 350 тысяч рублей был выделен на постановку «Синей птицы» (6+). На грант от «Лукойла», составивший 150 тысяч, театр приобрел световой пульт. Часть верхних кулис — падуги и занавес также были приобретены на средства гранта.

Световой и звукорежиссерский пульты размещаются в небольшом помещении

Помимо основного коллектива Анна создала детскую студию и открыла семейный театр, занятия в котором проходят бесплатно, так как на него тоже был выигран грант.

— Когда дети приходят с родителями и те становятся персонажами, а не мамой и папой, у них на площадке возникают совсем другие взаимоотношения, — делится с 59.RU руководитель театра. — Приходят даже бабушки. Мы уже поставили «Счастливы быть вместе» (0+). Каждая семья рассказывала свою историю, а я написала сценарий. Сейчас мы работаем над сказкой «Звездный мальчик» (0+) про жестокое сердце и отношение к матери. Я сама мать троих детей, и мне близка эта тема.

Декорации пермского художника Юрия Жаркова к «Панночке»

— Самая большая проблема c грантами в том, что их нужно постоянно окупать, — объясняет режиссер. — Например, если грант на 400 тысяч, то мы должны заработать 200 или 300 тысяч на билетах.

Декорация к новому спектаклю по Островскому «Волки и овцы» (12+). Премьера комедии — в ноябре 2022 года. Автор оформления Уля Карцева

Ежемесячно театру нужно платить за аренду, которая составляет 40 тысяч рублей, нанимать транспорт для гастролей, оплачивать актерам суточные. Несмотря на сложности, театр дает благотворительные спектакли для слабовидящих, ветеранов.

— Содержать людей мне очень сложно, — признается руководитель. — В этом сезоне нашла костюмера, которая приходит два раза в неделю, и художницу, она раз в неделю рисует декорации. Плачу им по 4 тысячи в месяц. Это то, что мы зарабатываем на спектаклях. Сами актеры зарплату не получают.

По словам руководителя, если бы театру дали бесплатное помещение, то это могло облегчить финансовую ситуацию.

В театре «Белая овца» маленькая и уютная сцена

Все плачут на «Маленьком принце»

«Маленького принца» Анна Крашенинникова ставила уже много раз, как со взрослыми, так и со студентами. Создав «Белую овцу», она его восстановила. В возобновленном спектакле роль принца играет кукла. Предлагаем Анне взять Маленького принца на руки для фото.

— Он напольная кукла, ему плохо на ручках, — объясняет женщина. — В театре все рукотворное. Плащ я ему сама шила, а брошку принцу подарила девочка-актриса, это еще ее прабабушки, брошке больше 100 лет. Маленький принц очень мудрый, но его окружают монстры. Спектакль копеечный, но такой хороший, взрослые плачут. Играют четыре человека, один из них играет 6 или 7 ролей.

Принц может стоять и ходить

— Как-то давали спектакль «Про солдата Игната» (0+) в Новый год, и на представление пришла всего одна семья, — вспоминает Анна. — Они даже сходили переодеться перед спектаклем, девочки надели туфельки. Когда увидели, что они одни, спросили: «Вы будете для нас играть?» И мы играли. Семья нам сказала: «Теперь мы будем ходить на все ваши спектакли». Но их долго не было, они пришли к нам уже через год на «Маленького принца». Мама была с люлькой-переноской. Оказывается, у них за это время родился ребенок. Еще до спектакля девочки спросили, погибнет ли принц. «А вы откуда знаете?» «Мама с нами прочитала сказку, и мы аудио слушали». Когда закончился спектакль, они удивили вопросом: «Он отдал жизнь за розу?»

«Зажигатель планет» Каменский

Недавно театр выиграли грант на постановку спектакля по Василию Каменскому.

— Каменский тоже мой любимый поэт и писатель, — признается режиссер. — С его именем меня связывают очень давние узы. Когда у меня в Суксуне был муниципальный театр, ко мне обратился краеведческий музей, чтобы я написала к 30-летию музея и дню рождения Каменского сценарий. Я месяц работала с архивами и написала сценарий, и даже не один. В итоге мы поставили «Стеньку Разина» (18+), взяв из поэмы «Степан Разин» начало и финал. На спектакле была внучка поэта. Она заплакала и обняла меня. Затем мы с этим сценарием плавали на теплоходе и показывали спектакль в Осе, Кудымкаре и других городах.

У театра накопилась целая коллекция афиш

Тогда же Анне поступил еще один заказ — написать сценарий «Зажигатель планет» о самом Каменском как поэте, художнике, футуристе, авиаторе, — развернутую ретроспективу. Но тогда плавбазу продали, и Анна отложила эту идею. Несколько месяцев назад она подала заявку на губернаторский грант на постановку спектакля «Зажигатель планет» (12+) и выиграла. В планах режиссера — дописать сценарий и выступить с новым спектаклем в Троице и Насадке.

Завтра, 22 января, в театре «Белая овца» покажут премьеру нового спектакля «Зима» (16+) по Евгению Гришковцу. Как назвал пьесу сам автор, это «разговоры ни о чем и обо всем сразу». Это спектакль о замерзающих в лесу солдатах. Оказавшись в тяжелых условиях, они, как что-то очень далекое и нереальное, вспоминают простые эпизоды жизни — от первого подарка в детстве до свидания с девушкой. Заказать билеты на спектакль можно по телефону: 8 999 115–79–24, на сайте Пермских зрелищных касс или в самом театре перед спектаклем. Адрес театра: улица Красновишерская, 35 (калитка № 3).

Ранее мы рассказывали о новом спектакле «Екатерина Измайлова» (18+) в Театре-Театре и о премьерах этого театрального сезона.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем