Художник и галерист Елена Виикхольм родилась в Перми. 29 лет назад она вышла замуж за пастора и уехала жить в Швецию. Женщина рисует, создает скульптуры, иллюстрирует собственные книги и организовывает выставки как галерист. Ее работы есть в посольствах, а одна находится во дворце шведской кронпринцессы Виктории. Мы познакомились с художником на выставке «Арт-Пермь. Понаехали» (6+), которая прошла недавно на «Пермской ярмарке», восхитились ее полотнами и рассказываем о ней читателям.
«Большому кораблю — большое плавание»
Елена родилась в Перми, и как многие дети занималась музыкой, чтением и спортом — фигурное катание она не бросает до сих пор. После окончания школы девушка, вдохновленная примером своей бабушки-архитектора, поступила в Свердловский архитектурный институт. Среди вступительных экзаменов было рисование.
— Никогда раньше я не рисовала, — признаётся 59.RU Елена Виикхольм. — Поэтому, чтобы сдать экзамены, перед поступлением специально походила в изостудию при ДК Свердлова, где взяла первые уроки рисунка.
Во время учебы студентка-архитектор настолько увлеклась живописью, что педагоги стали пророчить ей будущее художника и предложили поступать в ведущие художественные вузы страны.
— Тогда я пошла к декану и сказала, что я буду уходить, потому что хочу учиться на художника, — продолжает художник. — Тот сказал в ответ: «Большому кораблю — большое плавание». Так и плаваю до сих пор. Я была уверена, что хорошо рисую и пишу — меня же хвалили, но при первом поступлении я провалила экзамены. Но я всё же поступила и окончила Мухинское училище как график.
После окончания училища Елена осталась в Ленинграде. Вышла замуж за поэта, у пары родились дочка и сын. Это были сложные времена перестройки, женщине пришлось работать на двух работах — в детской школе и дизайнером. С мужем развелись из-за его проблем с выпивкой.
Спустя время Елена познакомилась с эстонским пастором, которому она стала помогать с оформлением чертежей для церкви. Деловые отношения переросли в дружбу. Спустя четыре года священник сделал Елене предложение.
— Дети говорили: «Если будешь выходить замуж, то только за него», — улыбается женщина. — Он хороший человек, детей не обманешь. В 39 лет у меня родилась еще одна дочка. Когда ждала ее появления, ездила между Россией и Швецией, где жил муж, и врач сказал: «Вы уже определитесь, где будете жить, когда родится ребенок». И я осталась в Швеции, живу там уже 29 лет.
Как у Пикассо: «Хочу сказать многое, но небольшими средствами»
Елена Виикхольм — многогранный художник — работает как график, живописец, скульптор, инсталлятор, создает рисунки из песка. Линии на ее листах напоминают Пикассо.
— У меня стиль линейный, и рисунки такие, и живопись, — говорит художник. — Хочу сказать многое, но небольшими средствами.
Образы в ее работах фантастичны. Какие-то основаны на мифах, другие автор увидела во сне — словно на чистой белой стене.
15 лет Елена жила в районе Шлиссельбурга под Ленинградом. Ее заинтересовала история этого места, начавшаяся еще в XIV веке, и крепости, которую постоянно пытались отвоевать. Она активно собирала ее историю, переписывалась с шведским архивом, где хранились документы. В результате появилась аллегорическая серия «Русский северо-западный оборонительный пояс». В нее вошли восемь листов с крепостями, пять из них художник уже изобразила.
— Никто не занимается исторической графикой, и многим кажется, что это в каком-то далеком прошлом, — улыбается автор. — Однажды в журнале я увидела фотографию своей работы, под ней было написано, что к сожалению, автора уже нет, ведь работа сделана в XVII веке. Я долго смеялась.
В 2009 году состоялась свадьба принцессы Швеции Виктории. Елена Виикхольм подарила ей свою картину — сейчас она висит в замке.
— Многие приносили свои подарки к воротам, но мне разрешили подъехать к самому дворцу, так как картина была большой — 1 метр 90 сантиметров. Я привезла, заполнила на нее бумаги. Потом из дворца мне прислали кадры со свадьбы с личными подписями супругов. А позже я получила фотографию, демонстрирующую, что картина висит во дворце.
Елена также изучала 3D-моделирование в университете Nackademin в Стокгольме, чтобы разрабатывать свои скульптуры в компьютерной среде, и работает с разными материалами. Одна из ее скульптур «Яблоко» из латуни победила в конкурсе, ее купил муниципалитет Норвегии за 32 тысячи норвежских крон (256 тысяч рублей).
Мастерская — в средневековом замке
Елена участвовала в 89 выставках. Часть ее работ покупают на самих выставках, другую — на аукционах. Часто покупатели приезжают за полюбившимися картинами и в саму мастерскую.
В качестве мастерской художнику муниципалитет предоставил помещения в средневековом замке Орст вблизи Стокгольма, в котором она занималась творчеством шесть лет. Мастерские здесь называют «ателье». Но в старом здании возникли коммунальные проблемы, и художник должна была выехать из старинного помещения.
Художник выступает и в роли галериста, организовывает выставки коллег, в том числе и из России. Среди них был скульптор Николай Карелов из Лысьвы (мы писали о нем — его работы есть в Парке реки Чусовой и в родной Лысьве). У женщины есть мечта открыть музей непроданных картин.
В Швеции за участие в выставках платят только коммерческие художники. Профессиональные мастера не платят и даже получают деньги от государства, но проходят почти конкурсный отбор и ждут своей очереди, чтобы выставиться.
— Конкуренция большая, как и везде, здесь художникам тоже нелегко, — уточняет женщина.
Сказку «Гномик из королевского сада» Виикхольм написала на русском языке в 2017 году и сама же ее проиллюстрировала. Но Елена не хотела издавать ее коммерческим способом, как это принято в России, когда печатается большой тираж и долго хранится на складах, поэтому напечатала ее в Швеции, а для этого переводить на шведский язык.
— Конечно, от перевода текст потерял свои особенности, — сожалеет автор. — Когда я выучила шведский язык, то поняла, почему Астрид Линдгрен такая знаменитая. Когда мы в России читаем ее «Карлсона» и другие истории, то это всего процентов 50 прекрасного от ее языка. Даже самый хороший перевод страдает. Потому что есть непереводимые вещи. Сейчас я перевожу на шведский еще одну свою книжку. Я фантазер и сочинять могу только на родном русском языке. Кроме того, я хоть и многонациональна, но всё равно считаю себя русской.
Елена рассказала об издательской системе в Швеции.
— Здесь западная система, издательства переходят на интернет-систему, — объясняет автор. — Сначала вы отдаете текст корректору, а оптом отправляете в издательство. Но здесь не печатают большой тираж, а публикуют столько, сколько запросит автор, и копии для национального хранилища. Издательство публикует книгу на сайте издательства, и если читатель захочет, то заказывает отдельный тираж. Также образцы книг есть в книжных магазинах, где тоже можно заказать книгу. За это издательство и я получаем дополнительные деньги.
Елена также состоит в обществе по охране авторских прав и как художник получает деньги, если ее рисунки к книге кто-то захочет скопировать или опубликовать.
— Это хоть немного, но в сумме получается больше 40 тысяч рублей в год, — уточняет Елена.
У художника множество планов на ближайшее время — участие в выставке в Швеции, где она хочет устроить песочное шоу. Потом Елена едет на выставку в Канаду, после чего возвращается и всё лето будет заниматься оформлением одного из парков Швеции.
Ранее мы рассказывали историю пермяка Алексея Солдатова — он давно уехал в США и там известен как Алекс Солджер. Среди его клиентов — Йоханссон и Сталлоне.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.