Культура летопись Инженеры, хлебопеки и волчьи головы. В Уральском есть панно работы Праски Витти — это псевдоним известного художника из Чувашии

Инженеры, хлебопеки и волчьи головы. В Уральском есть панно работы Праски Витти — это псевдоним известного художника из Чувашии

Изучаем работу и рассказываем о других — сейчас они почти не сохранились

Панно в танцевальном зале Дворца культуры поселка Уральский

Журналист портала 59.ru нашел в поселке Уральский Нытвенского района панно работы Праски Витти. Это псевдоним чувашского художника Виталия Петрова, работавшего в Перми в 60-х — начале 70-х годов.

Как удалось выяснить нашему журналисту, танцевальный зал Дворца культуры поселка Уральский художник расписывал дважды. Первое панно Виталий Петров вместе с другими пермскими художниками Александром Зыряновым и Рифкатом Багаутдиновым создавал по заказу фанерного комбината в 1970 году перед открытием Дворца культуры. Вместе с панно художники выложили мозаику внутреннего дворика и создали два барельефа — «Маски» и «Человек на плоту».

Экс-директор Дворца культуры, однофамилец художника Владимир Петров

По воспоминаниям тогдашнего директора Дворца культуры, однофамильца художника Владимира Петрова, новое здание построили при содействии депутата РСФСР, композитора Дмитрия Кабалевского взамен брусчатого клуба 1957 года постройки. Перед сдачей ДК фанерный комбинат заключил с пермскими художниками договор на оформление здания. Летом 1970 года директор помогал художникам в работе. Для штукатурки в основании нужно было использовать мелкозернистый песок, который, по словам Владимира Петрова, привезли со дна Камы.

Работу приняли, а дворец культуры открыли в феврале 1971 года.

«У человека за пазухой всегда волчья голова»

В 1990 году Виталий Петров обновил настенную роспись танцевального зала и оставил подпись «Праски Витти». Сюжет панно связан с чувашским фольклором, в том числе отсылает зрителя к поэме Константина Иванова «Нарспи», впервые опубликованной в 1908 году. Праски Витти изобразил влюбленную пару, раскачивающуюся на качелях, мужчин и женщин, занимающихся повседневными делами, хлебороба, строителя, инженера, ученого. На стене также есть изображение мужчины на коне, который пронзает копьем тевтонского рыцаря. Позади многих персонажей нарисованы волчьи головы, в нижней части есть изображение тощего волка в немецкой каске времен Первой мировой войны.

В интервью нашему журналисту Праски Витти сказал, что не помнит в деталях сюжет этой настенной росписи, но рисовать волков ему нравится:

— Там несколько сюжетов, да, — рассказал художник, — если там волки есть, я люблю их рисовать. В основном, головы волков. Это как бы метафора, аллегория. Как бы человек хорошо ни пел или танцевал, за пазухой у него есть волчья голова.

На панно только один фрагмент связан с производством фанеры: вал лущильного станка, разрезающего ствол березы на листы. При этом дерево «плачет кровью».

Во время ремонта дворца в 2022 году строители разрушили мозаику внутреннего двора и барельеф «Человек на плоту».

Из работ сохранились только мемориальные доски

В свой пермский период художник Виталий Петров создал еще несколько монументальных работ, но некоторые проекты так и не были воплощены, либо к сегодняшнему дню утрачены.

Дипломной работой художника, выпускника 1967 года Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, был мозаичный триптих «Человек и космос», выполненный для строящегося Пермского политехнического института. Эта работа осталась в эскизах.

«Эволюция транспорта» на Перми I
«Стыковка в космосе» в кафе «Отдых»

В 1968 году Виталий Петров создал серию работ «Эволюция транспорта», которая была размещена в ресторане железнодорожного вокзала Пермь I. В ресторане «Отдых» на Речном вокзале художник создал панно «Стыковка в космосе». Это панно было закрашено, и на его месте Рудольф Пономарев изготовил рельеф «История русского флота», который также был утрачен при реконструкции вокзала в 2017 году.

Доска на Доме офицеров

Из того, к чему приложил руку художник, сохранились две большие мемориальные доски на Доме офицеров, на которых отлиты фамилии пермяков — Героев Советского Союза. По словам художника, это была очень тяжелая работа, каждую букву приходилось отливать отдельно.

Скандал из-за панно «Свидание»

В разговоре с журналистом Праски Витти акцентировал внимание на панно, которое он создал по заказу Клуба кожевенно-обувной фабрики Кунгура. Художник назвал свою роспись «Свидание» из-за слияния в городской черте рек Ирень и Сылва. «Там идут навстречу мужчина и женщина. Женщина фиолетовая и полосатая, цветущая, — передает сюжет панно художник. — А мужчина красный, но внутри грудной клетки у него мотор вместо сердца».

Панно «Свидание» не сохранилось

По словам художника, с этим панно был связан скандал. Директор клуба взяла на себя смелость и разрешила работу без утверждения эскиза партийной организацией. Позднее, когда работы уже были завершены, в Кунгур приехали югославские документалисты, чтобы снять фильм о местах ссылки Иосипа Броза Тито, попавшего в русский плен как старший унтер-офицер австро-венгерской армии. Тито был в ссылке в Кунгуре в 1916 году, работал слесарем-механиком в лагере для военнопленных.

Югославам показывали достопримечательности Кунгура и привезли в клуб кожевенной фабрики. В клубе с документалистами разговорились рабочие-обувщики, попросили объяснить, о чём роспись Петрова: «Мы, простые люди, это не понимаем». А после членов художественного совета пермского отделения Союза художников, утвердивших эскиз, вызывали по одному в областной комитет партии для «профилактической беседы».

«Но для меня, и ни для кого никаких последствий тогда не было», — заключает Праски Витти. А в знак благодарности обувщики сшили ему «грандиозные ботинки с шипами и винтами»

Здание клуба «Обувщик» до настоящего времени не сохранилось. Оно было снесено в первом десятилетии 21 века, ответили специалисты Кунгурского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1978 году панно Виталия Петрова опубликовало издательство «Советский художник» в альбоме Владимира Толстого «Монументальное искусство СССР». В альбом вошли произведения монументального искусства за все годы существования советского государства.

В сюжет кунгурской росписи «Свидание» Праски Витти включил профиль поэта-футуриста, авиатора Василия Каменского. Художник оформил обложку пермского издания книги поэта «Путь энтузиаста» 1968 года. Один из экземпляров хранится в фонде редкой книги библиотеки имени Горького, это экземпляр из личной библиотеки журналиста «Звезды» и редактора книжного издательства Савватия Гинца. Кроме того, Виталий Петров иллюстрировал книги Льва Давыдычева, Алексея Решетова, Геннадия Солодникова. Книги пермского издательства Виталий Петров начал иллюстрировать в 1962 году, на втором курсе мухинского училища, к 1969 году накопилось много линогравюр — на персональную выставку, которая и прошла в пермском Союзе художников.

«Я уехал не оттого, что не всем мои работы нравились»

Пермские критики в основном хвалили «мухинца», считая его символы сложными, но живыми и человеческими. Вместе с тем искусствовед, сотрудник Пермской художественной галереи Лев Дьяконицын отмечал у художника «...разбросанность и торопливость творчества, порой — небрежность рисунка, иногда — грубоватость и однообразие резьбы в гравюрах...» Но и это критик оправдывал перегруженностью Виталия Петрова, который одновременно с литографией работал над дипломным проектом.

Фото других работ художника — они тоже не сохранились

Отъезд из Перми, по словам Виталия Петрова, не был связан с критикой его творчества. «Я уехал не оттого, что не всем мои работы нравились. Это со всеми художниками бывает, это даже, может быть, и хорошо», — сказал Праски Витти в интервью.

Виталий Петров не отрицает, что в среде советской творческой интеллигенции были конфликты и борьба за заказ. Как он считает, всем хотелось заработать на государственном договоре. Однако художник вспоминает свою работу в Перми как «прекрасное время».

— То, что я из деревни, я живучий, энергичный и сильный был, и меня не очень волновали союзные склоки, я не хотел стать председателем, я хотел только рисовать, — говорит художник.

С 1972 года Виталий Петров работал в Тольятти, создавал отделение Союза художников и художественный фонд нового города. Там он проработал следующие 16 лет. Работы Праски Витти приобрели мировую известность, их выставляли в ГДР, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США, Германии, Индии, Японии и Турции. Сейчас художник живет в Чувашии, ему 86 лет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем