Татьяна Мельченко — хрупкая и нежная, что не мешает ей работать фрезеровщицей на заводе и заниматься ковкой в домашней кузнице. На досуге она пишет картины и создает арт-объекты, показывая их на выставках. Одна из последних — «Понаехали. Арт-Пермь» (6+). Мы встретились с Татьяной и рассказываем ее историю.
Открыли домашнюю кузницу
Татьяна родилась в Нытве, получила образование живописца в Пермском художественном колледже. А интерес к ковке девушке привил муж Юрий. Они познакомились в кузнице на улице Пермской.
— Я работала в цветочном магазине, а на Новый год устроилась подрабатывать в мастерскую Деда Мороза, была аниматором в костюме гномика, — рассказывает 59.RU Татьяна. — Мастерская находилась рядом с кузницей, куда я часто заходила, а там всё свое свободное время проводил Юра. Он и увлек меня ковкой.
Татьяна и Юрий поженились и уехали в Нытву, где открыли свою домашнюю кузницу.
— Мы полностью посвятили себя творчеству, я могла возиться с ковкой по 12–14 часов подряд, — говорит девушка. — Выполняли разные частные заказы и создавали скульптуры. Мы выходили на народные праздники с мастер-классами, рассказывали о ремесле. Людям было интересно, как создается кованая вещь, и это вдохновляло на творчество.
«Решила занять голову и руки»
Из-за пандемии в 2020 году у кузнецов резко прекратились заявки, участие в выставках, фестивалях и творческие выезды. Татьяна тяжело пережила этот период.
— Я поняла, что по сути ничего не умею, кроме творчества, ведь официально нигде не работала, — вспоминает художница. — Мне было настолько психологически плохо, что я порой срывалась на детей. У меня их двое — Анфисе уже 14 лет, а Илюше — 6.
Поэтому решила начать жизнь заново и пойти работать официально. Думала, что займу голову и руки, переключусь на работу и вернусь в нормальное психическое состояние.
Женщина стала направлять резюме в разные магазины и офисы. Написала и в местный завод «Свеза», который занимается изготовлением фанеры, и неожиданно получила приглашение на собеседование. Там, узнав, что Татьяна кузнец, ей предложили работу с металлом и отправили учиться на токаря-фрезеровщика.
ООО «Свеза Уральский» является частью крупной российской компании «Свеза», специализирующейся на производстве фанеры и лесозаготовках. Компания «Свеза» работает в России с 1997 года, филиал в Уральском открыт с 2014 года.
После окончания курсов Татьяна начала работать на предприятии.
— Я постепенно привыкала к работе, ежедневному графику с 8 до 17 и однажды поняла, что нахожусь в какой-то зоне комфорта, — признается художница. — Но это не по мне, и я стала думать, как развиваться дальше.
Татьяна предложила директору оформить своими картинами переговорную комнату, и начальство согласилось. Позже фрезеровщица начала водить для школьников экскурсии на предприятие, рассказывая о рабочем процессе и станках. В конце она приводила ребят в тот самый зал переговоров, где висели картины. Получился целый экскурсионный проект, который согласовало руководство.
Художница не остановилась на одном проекте и вместе с активистами «Свезы» приняла участие в создании молодежного центра в Уральском. Заводчане придумали концепцию пространства, представили ее на краевом конкурсе и победили. Центр открыли в этом году в местном ДК — организовали в нем коворкинг, провели бесплатный интернет, установили звуковую и световую технику, проектор, диваны и мебель.
— Местная молодежь и школьники теперь с удовольствием собираются здесь, играют в настолки, участвуют в мастер-классах и просто встречаются с друзьями, — не без гордости отмечает Татьяна. — Приходят даже мамы с малышами.
Заводы — это уже в крови
— Я люблю заводы, их запахи и механизмы, — признается женщина. — Мне нравится металл — на ощупь, его вес, блеск... Может быть, это уже и в крови, ведь прадедушка, дед и папа были заводчанами.
Когда Татьяна начала работать на станке, сразу обратила внимание на стружку, которая оставалась от производства.
— Это один и тот же материал, но у него большой спектр разных форм, фактур и цветов, — отмечает мастер. — Всё это зависит от разных оборотов и подачи на станке. Я заметила, что те, кто давно работает в цехе, стружку не замечают, а те, кто заходит к нам редко, задерживает на ней свежий взгляд. И мне как художнику захотелось что-то с ней сделать.
Татьяна думала над концепцией год. Она понимала, что работы должны быть небольшими, чтобы их можно было перевозить.
— Уносить стружку с предприятия нельзя, но мне удалось согласовать это с руководством предприятия. Идея была такой — передать красоту момента и в то же время рассказать о своих эмоциях. В результате в 2022 году появилась целая серия инсталляций «Железные моменты». Это гипсовые панно чуть больше 20 сантиметров, на них размещены стружки разной конфигурации — медные, стальные, латунные, разных цветов и фактур.
Первый вариант художница выставила в Нытве, а потом приняла с ними участие в конкурсе, который проходил в Белой Холунице — городе металлургов в Кировском районе. Там нашлись и покупатели первых работ. «Железные моменты» также побывали на Дне района в Мотовилихе и на выставке «Понаехали. Арт-Пермь».
— Я наблюдала за реакцией людей, — признается автор. — Отзывы были и плохие, и хорошие, но, главное, я поняла, что отдача есть и зритель зависает над работой.
В сентябре 2022 года Татьяна увидела в соцсетях объявление на дополнительный набор в Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества на художника декоративно-прикладного искусства. Она подала заявление, написала диктант, сочинение и сделала практическое задание. В итоге из трех претенденток комиссия выбрала Татьяну. Учебу в академии заводчанке приходится совмещать с работой. Руководство пошло талантливой сотруднице навстречу и разрешило чередовать смены с учебными днями, а также уходить на сессии.
Сейчас художница работает над новым проектом — живописью на стекле, который в будущем покажет зрителям.
Ранее мы рассказывали еще об одной художнице из Перми, вышедшей замуж за пастора и уехавшей в Швецию.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.