Культура Народная премия 59.RU Хранитель пермских богов. Показываем фильм о реставраторе из пермской галереи

Хранитель пермских богов. Показываем фильм о реставраторе из пермской галереи

Артём Кутергин делает так, чтобы на уникальные скульптуры смогли посмотреть не только мы, но и наши потомки

Артем Кутергин — реставратор Пермской художественной галереи, он сохраняет знаменитых пермских богов

Пермяк Артем Кутергин занимается очень необычной работой. Он сохраняет для будущих поколений знаменитых пермских богов. Показываем фильм об уникальном специалисте, ставшем героем Народной премии 59.RU.

Артем Кутергин работает в Пермской государственной художественной галерее. Его задача — сделать так, чтобы древних пермских богов смогли увидеть не только мы с вами, но и следующие поколения.

Пермские боги — это образцы храмовой скульптуры, распространенной в Пермском крае в XVII—XIX веках. Для восточной ветви христианство было не свойственно скульптурное изображение Иисуса Христа и святых, поэтому пермская деревянная скульптура является уникальной. Она содержит в себе черты языческой культуры и отголоски западно-европейского барокко.

Мы сняли небольшой фильм о реставраторе богов

— Основная часть моей работы — поймать тот момент, когда скульптура уже начала разрушаться, но еще не разрушилась. Успеть закрепить и сохранить, — объясняет Артем.

Реставратор старается максимально сохранить скульптуры, а не превращать их в новодел, поэтому восстанавливает далеко не все утраченные части.

— Если у скульптуры отсутствует нога, то это не мешает зрителю смотреть. Если у скульптуры отсутствует нос, то это уже сильно изменяет облик, — говорит Артем.

Одна из частей работы реставратора — закрепление краски, которая начала шелушиться. Тут тоже есть свои тонкости.

— Он (обновленный кусочек. — Прим. ред.) должен быть чуть-чуть — на полтона или даже на тон — светлее, чем оригинал, чтобы этот кусочек видно было, [понятно] что это не автор, а все-таки тонировка, — делится герой.

Артем Кутергин использует в работе средства, которые могут показаться необычными людям, не знакомым с реставрационным делом. Например, рыбий клей. Это очень деликатное средство, которое не меняет структуру предмета и позволяет проводить реставрацию одного и того же участка несколько раз.

— Всё, что склеено на рыбий клей, достаточно место склейки увлажнить, и он полностью расходится — что неделя прошла, что сто лет, — говорит Артем.

На этом снимке можно увидеть некоторые скульптуры из фондов галереи

По словам Артема, о деревянных скульптурах из пермской галереи ходит множество легенд — например, говорят, что некоторые из них ходят по ночам. Но реставратор старается не наделять фигуры такими необычными свойствами.

— Я музейный работник, я должен к ним относиться как к культурному явлению, как к предмету. Будем честно делать свою работу, и они на нас не прогневаются, — уверен реставратор.

Артем признаётся, что любит свою работу и считает ее очень полезной.

— Первое впечатление [от пермских богов] было: [как будто] я увидел что-то такое мрачное и средневековое. То есть они мне показались такими очень давящими. С каждым следующим разом они мне казались всё добрее, милее, роднее, — говорит герой. — <...> Я не могу заниматься бесполезной работой, мне лень становится, а здесь просто каждое мое действие, я точно знаю, что оно полезно для предмета, для музея и для тех людей, которые эти предметы впоследствии увидят.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем