Пермяк Артем Кутергин занимается очень необычной работой. Он сохраняет для будущих поколений знаменитых пермских богов. Показываем фильм об уникальном специалисте, ставшем героем Народной премии 59.RU.
Артем Кутергин работает в Пермской государственной художественной галерее. Его задача — сделать так, чтобы древних пермских богов смогли увидеть не только мы с вами, но и следующие поколения.
Пермские боги — это образцы храмовой скульптуры, распространенной в Пермском крае в XVII—XIX веках. Для восточной ветви христианство было не свойственно скульптурное изображение Иисуса Христа и святых, поэтому пермская деревянная скульптура является уникальной. Она содержит в себе черты языческой культуры и отголоски западно-европейского барокко.
— Основная часть моей работы — поймать тот момент, когда скульптура уже начала разрушаться, но еще не разрушилась. Успеть закрепить и сохранить, — объясняет Артем.
Реставратор старается максимально сохранить скульптуры, а не превращать их в новодел, поэтому восстанавливает далеко не все утраченные части.
— Если у скульптуры отсутствует нога, то это не мешает зрителю смотреть. Если у скульптуры отсутствует нос, то это уже сильно изменяет облик, — говорит Артем.
Одна из частей работы реставратора — закрепление краски, которая начала шелушиться. Тут тоже есть свои тонкости.
— Он (обновленный кусочек. — Прим. ред.) должен быть чуть-чуть — на полтона или даже на тон — светлее, чем оригинал, чтобы этот кусочек видно было, [понятно] что это не автор, а все-таки тонировка, — делится герой.
Артем Кутергин использует в работе средства, которые могут показаться необычными людям, не знакомым с реставрационным делом. Например, рыбий клей. Это очень деликатное средство, которое не меняет структуру предмета и позволяет проводить реставрацию одного и того же участка несколько раз.
— Всё, что склеено на рыбий клей, достаточно место склейки увлажнить, и он полностью расходится — что неделя прошла, что сто лет, — говорит Артем.
По словам Артема, о деревянных скульптурах из пермской галереи ходит множество легенд — например, говорят, что некоторые из них ходят по ночам. Но реставратор старается не наделять фигуры такими необычными свойствами.
— Я музейный работник, я должен к ним относиться как к культурному явлению, как к предмету. Будем честно делать свою работу, и они на нас не прогневаются, — уверен реставратор.
Артем признаётся, что любит свою работу и считает ее очень полезной.
— Первое впечатление [от пермских богов] было: [как будто] я увидел что-то такое мрачное и средневековое. То есть они мне показались такими очень давящими. С каждым следующим разом они мне казались всё добрее, милее, роднее, — говорит герой. — <...> Я не могу заниматься бесполезной работой, мне лень становится, а здесь просто каждое мое действие, я точно знаю, что оно полезно для предмета, для музея и для тех людей, которые эти предметы впоследствии увидят.