
Олег Филимонов может собрать из архитектурного лома как монументальную скульптуру, так и маленький паровозик
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Олег Филимонов — нетипичный скульптор. Он собирает свои работы из исторического лома — чугунных и металлических частей, которые когда-то были частью старых пермских зданий. Многие из них уже снесены, но в образах, созданных Олегом, они продолжают жить.
Мы познакомились с Олегом на Ночи музеев, которая проходила в университетском городке. Там он представил одну из своих работ — в ней угадывались две словно сражающиеся друг с другом фигуры. Мастер привез ее на легковушке в разобранном виде и за полчаса собрал на полянке кампуса. Композицию быстро окружили студенты, просили их с ней сфотографировать, расспрашивали, из чего сделана «эта абстракция».

На Ночь музеев в университет скульптор привез композицию, в которой объединил фигуру медведя и мифического человеколося
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
— Это скифский медведь и человеколось, — объясняет 59.RU Олег. — Здесь такое противостояние, пограничное состояние смены эпох — одна культура уходит, другая приходит ей на смену, борьба тотемов.

По сюжету, человеколось нападает на медведя и пытается его покорить
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Мастер объясняет, что собрал скульптуру из больших архитектурных каркасов — с лабазов на Перми I и из комплекса Казанской заставы на шоссе Космонавтов, что была напротив рынка, но ее снесли. Есть здесь и деталь с пивзавода на Сибирской. В скульптуре есть молоток, это глаз зверя, а подкова — пасть.

А вот и медвежья морда
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
«Увидел старинные кованые предметы — так заинтересовался!»
Еще в школе, в советские годы, Олег увлекся историей. Всю жизнь работал в полиции, потом вышел на пенсию по выслуге лет и устроился работать ночным сторожем, освободив день для творчества.
— Однажды я заночевал в доме кузнеца — это было далеко в крае — и впервые увидел там старинные кованые предметы, — вспоминает Олег. — Так ими заинтересовался! Это было лет 15 назад, и с тех пор началась любовь к кованому старому железу, стал собирать.
Олег находил железо в старых разрушенных домах Перми. Знал, где можно взять или договориться, чтобы забрать, порой ему даже сообщали, куда подойти, или просто дарили.
— По сути все эти детали — части организма старых домов, уникальный материал для истории архитектуры, — рассуждает художник. — И интересны с точки зрения исследования.

Все эти образы собраны из готовых архитектурных элементов
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Догадались, кто это? Верно — улитка
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Кроме архитектурных объектов, Олег собрал целую коллекцию жетонов-пропусков на старые уральские заводы, которые делали для рабочих, даже написал научные статьи о них, так как до этого они были не изучены. В итоге подарил Пермской галерее коллекцию из 90 жетонов.

Олег исследовал железные жетоны и написал о них в журналах
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
«Всё, готовься к выставке»
В 2017 году Олег и его большая семья — у скульптора жена и трое детей — купили квартиру, из которой сделали мастерскую. Именно тогда мастер начал собирать из собранного лома свои первые вещи.
— Началось всё именно с квартиры: если нет мастерской, ничего не соберется, — делится мастер. — С ночевки в доме кузнеца прошло лет десять. Первой моей скульптурой был мамонт, его даже показали в музее Мотовилихинских заводов.

Скульптор в своей мастерской
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

«Круглое носим — квадратное катаем»
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Олег погрузился в изучение мировой истории искусства, даже хотел учиться на искусствоведа, но передумал. Изучал археологию и сюжеты Пермского звериного стиля — он повлиял на образы, которые один за другим заполняли комнаты мастерской.

Скульптор увлекается археологией и даже написал небольшую книгу о бронзовых фигурках всадников, их находили в глубинах Гляденовской горы. Ну а это авторский вариант — из исторического лома
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

На некоторых деталях есть клейма
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Сначала Олег занимался скульптурой любительски и однажды привел в мастерскую знакомого искусствоведа Игоря Мартынова, работающего в Пермской галерее.
— Мы живем с ним недалеко и выходим на одной остановке, и я стал водить его сюда, — рассказывает Олег. — И именно Игорь Николаевич одобрил мое творчество, дал мне уверенность, что я делаю интересные вещи. Это ведь не просто так — взять и перешагнуть через то, что ты не просто что-то собираешь в гараже на даче, а создаешь то, что можешь выставлять. Ведь были и такие люди, которые осуждающе говорили, глядя на мое творчество: «Хм, что это?» И я сомневался.

«На распутье»
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
В 2018 году Олег набрался решимости и пришел в Арт-резиденцию к пермскому художнику Юрию Лапшину. С собой принес фотографии работ. Мэтру настолько понравились скульптуры, что он сказал: «Всё, готовься к выставке!» И уже через год Олег Филимонов открыл свою первую персональную выставку. С тех пор выставок было немало.

Один из первых экспонатов — мамонтенок — был показан в музее Мотовилихинских заводов
Фото: архив Олега Филимонова
Поделиться

«Машина времени» во время подготовки выставки «Город на Каме» (0+) в Арт-резиденции, 2023 год
Фото: архив Олега Филимонова
Поделиться

Еще один мамонт. На выставке (0+) в Центре городской культуры, 2023 год
Фото: Центр городской культуры / vk.com
Поделиться

Олег Филимонов с художниками Юрием Лапшиным и Александром Казначеевым у композиции «Вокзал Пермь-I». Арт-резиденция, 2023 год
Фото: архив Олега Филимонова
Поделиться
И мастерская, и музей
Мы попросились в мастерскую скульптора. Она находится в обычной многоэтажке на Парковом и представляет собой арт-пространство — на неоклеенных обоями бетонных стенах висит старая решетка и гигантские ржавые буквы. Они выглядят как инсталляции. Выясняется, что решетку мастер нашел в гаражных развалинах на Разгуляе — по всей видимости, она была с Петропавловского собора, — а буквы подобрал после ремонта одного из пермских зданий, их хотели выбросить.

Решетка с Петропавловского собора найдена в руинах уничтоженных гаражей в Разгуляе
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Она сама по себе — шедевр
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

В мастерской скульптора и таблички с названиями улиц, и рисунки, и даже старый мишка
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Буквы с фасада одного из зданий
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
На полу полулежит накрененный колокол.
— Я еще не выставлял его нигде, — рассказывает автор. — Колокол собрал из старых архитектурных железных элементов. Это хомуты со сгоревшего корпуса иностранных языков педуниверситета на Сибирской, которыми когда-то скрепляли толстые бревна и балки. А язык колокола — это крючок, на котором висела люстра.
Язык получился длинный, но это даже лучше — колокол наклонен, как будто в движении, в момент раскачивания.

В основе всех скульптур — железные детали
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Скульптор не плавит металл и не сваривает, а состыкует обычными болтами
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

В мастерской очень уютно, особенно с кофе
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

На стенах — афиши выставок с участием мастера
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Все скульптуры созданы из архитектурных частей, которые Олег старается максимально сохранить в первозданном виде. Художнику важно не просто собрать целостный образ, но и продемонстрировать сами элементы, показать, как он их обыграл. Мастер даже не использует сварку, просто скрепляет части болтами.
Несмотря на то, что скульптура составная, образы легко читаются, и уже только вглядевшись, замечаешь старинный гвоздь, петлю с калитки, какой-то каркас.
Движемся дальше по мастерской, как по музею, и замечаем порядок на столе, на полочках.
— Чтобы было всё на виду, — уточняет Олег.

На рабочем месте много книг по искусству
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Сейчас Олег много занимается мелкой пластикой
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Паровозик почти ювелирный, а создан из гвоздя и частички старого шпингалета
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
На полочках стоит много мелких скульптур.
— Сейчас больше маленькие вещи делаю, потому что большие уже ставить некуда, — признаётся мастер. — У меня уже около сотни произведений.

Заводская мадонна с ковшиком (миниатюра). Обратите внимание, внутри женщины — ребенок
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Мастер сделал три маленькие елочки. Одна из них католическая
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Языческая елочка
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Традиционная елочка
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Работы настолько гармоничны, что невольно спрашиваем у мастера, получил ли он художественное образование, и получаем философский ответ.
— Если ты художник, но у тебя нет образования, ты всё равно найдешь выходы, чтобы делать какие-то вещи, создавать художественные образы, — считает скульптор. — Поэтому неполученное художественное образование — не помеха, так даже интересней получается.

«Противостояние»
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Рабочий у станка
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Счеты из камушков с дырочками — «куриных богов», подобранных на пляже. Рамка — от печной задвижки одного из пермских домов
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Домовой
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Фигурки гляденовских всадников на стене мастерской
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Часы
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

«В плену заблуждений»
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться

Птицевидный идол. У мастера много работ по тематике Пермского звериного стиля
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Ранее мы рассказывали о девушке-кузнеце из Нытвы, которая в пандемию пошла устраиваться на завод и стала там собирать арт-объекты.