Все новости
Все новости

Эта деталь с пивзавода, а эта — со старых лабазов: пермяк создает скульптуры из лома, который собирает в заброшках и старых домах

Олег Филимонов работал в полиции, а потом занялся скульптурой

Олег Филимонов может собрать из архитектурного лома как монументальную скульптуру, так и маленький паровозик

Поделиться

Олег Филимонов — нетипичный скульптор. Он собирает свои работы из исторического лома — чугунных и металлических частей, которые когда-то были частью старых пермских зданий. Многие из них уже снесены, но в образах, созданных Олегом, они продолжают жить.

Мы познакомились с Олегом на Ночи музеев, которая проходила в университетском городке. Там он представил одну из своих работ — в ней угадывались две словно сражающиеся друг с другом фигуры. Мастер привез ее на легковушке в разобранном виде и за полчаса собрал на полянке кампуса. Композицию быстро окружили студенты, просили их с ней сфотографировать, расспрашивали, из чего сделана «эта абстракция».

На Ночь музеев в университет скульптор привез композицию, в которой объединил фигуру медведя и мифического человеколося

На Ночь музеев в университет скульптор привез композицию, в которой объединил фигуру медведя и мифического человеколося

Поделиться

— Это скифский медведь и человеколось, — объясняет 59.RU Олег. — Здесь такое противостояние, пограничное состояние смены эпох — одна культура уходит, другая приходит ей на смену, борьба тотемов.

По сюжету, человеколось нападает на медведя и пытается его покорить

По сюжету, человеколось нападает на медведя и пытается его покорить

Поделиться

Мастер объясняет, что собрал скульптуру из больших архитектурных каркасов — с лабазов на Перми I и из комплекса Казанской заставы на шоссе Космонавтов, что была напротив рынка, но ее снесли. Есть здесь и деталь с пивзавода на Сибирской. В скульптуре есть молоток, это глаз зверя, а подкова — пасть.

А вот и медвежья морда

А вот и медвежья морда

Поделиться

«Увидел старинные кованые предметы — так заинтересовался!»

Еще в школе, в советские годы, Олег увлекся историей. Всю жизнь работал в полиции, потом вышел на пенсию по выслуге лет и устроился работать ночным сторожем, освободив день для творчества.

— Однажды я заночевал в доме кузнеца — это было далеко в крае — и впервые увидел там старинные кованые предметы, — вспоминает Олег. — Так ими заинтересовался! Это было лет 15 назад, и с тех пор началась любовь к кованому старому железу, стал собирать.

Олег находил железо в старых разрушенных домах Перми. Знал, где можно взять или договориться, чтобы забрать, порой ему даже сообщали, куда подойти, или просто дарили.

— По сути все эти детали — части организма старых домов, уникальный материал для истории архитектуры, — рассуждает художник. — И интересны с точки зрения исследования.

Все эти образы собраны из готовых архитектурных элементов

Все эти образы собраны из готовых архитектурных элементов

Поделиться

Догадались, кто это? Верно — улитка

Догадались, кто это? Верно — улитка

Поделиться

Кроме архитектурных объектов, Олег собрал целую коллекцию жетонов-пропусков на старые уральские заводы, которые делали для рабочих, даже написал научные статьи о них, так как до этого они были не изучены. В итоге подарил Пермской галерее коллекцию из 90 жетонов.

Олег исследовал железные жетоны и написал о них в журналах

Олег исследовал железные жетоны и написал о них в журналах

Поделиться

«Всё, готовься к выставке»

В 2017 году Олег и его большая семья — у скульптора жена и трое детей — купили квартиру, из которой сделали мастерскую. Именно тогда мастер начал собирать из собранного лома свои первые вещи.

— Началось всё именно с квартиры: если нет мастерской, ничего не соберется, — делится мастер. — С ночевки в доме кузнеца прошло лет десять. Первой моей скульптурой был мамонт, его даже показали в музее Мотовилихинских заводов.

Скульптор в своей мастерской

Скульптор в своей мастерской

Поделиться

«Круглое носим — квадратное катаем»

«Круглое носим — квадратное катаем»

Поделиться

Олег погрузился в изучение мировой истории искусства, даже хотел учиться на искусствоведа, но передумал. Изучал археологию и сюжеты Пермского звериного стиля — он повлиял на образы, которые один за другим заполняли комнаты мастерской.

Скульптор увлекается археологией и даже написал небольшую книгу о бронзовых фигурках всадников, их находили в глубинах Гляденовской горы. Ну а это авторский вариант — из исторического лома

Скульптор увлекается археологией и даже написал небольшую книгу о бронзовых фигурках всадников, их находили в глубинах Гляденовской горы. Ну а это авторский вариант — из исторического лома

Поделиться

На некоторых деталях есть клейма

На некоторых деталях есть клейма

Поделиться

Сначала Олег занимался скульптурой любительски и однажды привел в мастерскую знакомого искусствоведа Игоря Мартынова, работающего в Пермской галерее.

— Мы живем с ним недалеко и выходим на одной остановке, и я стал водить его сюда, — рассказывает Олег. — И именно Игорь Николаевич одобрил мое творчество, дал мне уверенность, что я делаю интересные вещи. Это ведь не просто так — взять и перешагнуть через то, что ты не просто что-то собираешь в гараже на даче, а создаешь то, что можешь выставлять. Ведь были и такие люди, которые осуждающе говорили, глядя на мое творчество: «Хм, что это?» И я сомневался.

«На распутье»

«На распутье»

Поделиться

В 2018 году Олег набрался решимости и пришел в Арт-резиденцию к пермскому художнику Юрию Лапшину. С собой принес фотографии работ. Мэтру настолько понравились скульптуры, что он сказал: «Всё, готовься к выставке!» И уже через год Олег Филимонов открыл свою первую персональную выставку. С тех пор выставок было немало.

Один из первых экспонатов — мамонтенок — был показан в музее Мотовилихинских заводов

Один из первых экспонатов — мамонтенок — был показан в музее Мотовилихинских заводов

Поделиться

«Машина времени» во время подготовки выставки «Город на Каме» (0+) в Арт-резиденции, 2023 год

«Машина времени» во время подготовки выставки «Город на Каме» (0+) в Арт-резиденции, 2023 год

Поделиться

Еще один мамонт. На выставке (0+) в Центре городской культуры, 2023 год

Еще один мамонт. На выставке (0+) в Центре городской культуры, 2023 год

Поделиться

Олег Филимонов с художниками Юрием Лапшиным и Александром Казначеевым у композиции «Вокзал Пермь-I». Арт-резиденция, 2023 год

Олег Филимонов с художниками Юрием Лапшиным и Александром Казначеевым у композиции «Вокзал Пермь-I». Арт-резиденция, 2023 год

Поделиться

И мастерская, и музей

Мы попросились в мастерскую скульптора. Она находится в обычной многоэтажке на Парковом и представляет собой арт-пространство — на неоклеенных обоями бетонных стенах висит старая решетка и гигантские ржавые буквы. Они выглядят как инсталляции. Выясняется, что решетку мастер нашел в гаражных развалинах на Разгуляе — по всей видимости, она была с Петропавловского собора, — а буквы подобрал после ремонта одного из пермских зданий, их хотели выбросить.

Решетка с Петропавловского собора найдена в руинах уничтоженных гаражей в Разгуляе

Решетка с Петропавловского собора найдена в руинах уничтоженных гаражей в Разгуляе

Поделиться

Она сама по себе — шедевр

Она сама по себе — шедевр

Поделиться

В мастерской скульптора и таблички с названиями улиц, и рисунки, и даже старый мишка

В мастерской скульптора и таблички с названиями улиц, и рисунки, и даже старый мишка

Поделиться

Буквы с фасада одного из зданий

Буквы с фасада одного из зданий

Поделиться

На полу полулежит накрененный колокол.

— Я еще не выставлял его нигде, — рассказывает автор. — Колокол собрал из старых архитектурных железных элементов. Это хомуты со сгоревшего корпуса иностранных языков педуниверситета на Сибирской, которыми когда-то скрепляли толстые бревна и балки. А язык колокола — это крючок, на котором висела люстра.

Язык получился длинный, но это даже лучше — колокол наклонен, как будто в движении, в момент раскачивания.

В основе всех скульптур — железные детали

В основе всех скульптур — железные детали

Поделиться

Скульптор не плавит металл и не сваривает, а состыкует обычными болтами

Скульптор не плавит металл и не сваривает, а состыкует обычными болтами

Поделиться

В мастерской очень уютно, особенно с кофе

В мастерской очень уютно, особенно с кофе

Поделиться

На стенах — афиши выставок с участием мастера

На стенах — афиши выставок с участием мастера

Поделиться

Поделиться

Все скульптуры созданы из архитектурных частей, которые Олег старается максимально сохранить в первозданном виде. Художнику важно не просто собрать целостный образ, но и продемонстрировать сами элементы, показать, как он их обыграл. Мастер даже не использует сварку, просто скрепляет части болтами.

Несмотря на то, что скульптура составная, образы легко читаются, и уже только вглядевшись, замечаешь старинный гвоздь, петлю с калитки, какой-то каркас.

Движемся дальше по мастерской, как по музею, и замечаем порядок на столе, на полочках.

— Чтобы было всё на виду, — уточняет Олег.

На рабочем месте много книг по искусству

На рабочем месте много книг по искусству

Поделиться

Поделиться

Сейчас Олег много занимается мелкой пластикой

Сейчас Олег много занимается мелкой пластикой

Поделиться

Паровозик почти ювелирный, а создан из гвоздя и частички старого шпингалета

Паровозик почти ювелирный, а создан из гвоздя и частички старого шпингалета

Поделиться

На полочках стоит много мелких скульптур.

— Сейчас больше маленькие вещи делаю, потому что большие уже ставить некуда, — признаётся мастер. — У меня уже около сотни произведений.

Заводская мадонна с ковшиком (миниатюра). Обратите внимание, внутри женщины — ребенок

Заводская мадонна с ковшиком (миниатюра). Обратите внимание, внутри женщины — ребенок

Поделиться

Мастер сделал три маленькие елочки. Одна из них католическая

Мастер сделал три маленькие елочки. Одна из них католическая

Поделиться

Языческая елочка

Языческая елочка

Поделиться

Традиционная елочка

Традиционная елочка

Поделиться

Работы настолько гармоничны, что невольно спрашиваем у мастера, получил ли он художественное образование, и получаем философский ответ.

— Если ты художник, но у тебя нет образования, ты всё равно найдешь выходы, чтобы делать какие-то вещи, создавать художественные образы, — считает скульптор. — Поэтому неполученное художественное образование — не помеха, так даже интересней получается.

«Противостояние»

«Противостояние»

Поделиться

Рабочий у станка

Рабочий у станка

Поделиться

Счеты из камушков с дырочками — «куриных богов», подобранных на пляже. Рамка — от печной задвижки одного из пермских домов

Счеты из камушков с дырочками — «куриных богов», подобранных на пляже. Рамка — от печной задвижки одного из пермских домов

Поделиться

Поделиться

Домовой

Домовой

Поделиться

Фигурки гляденовских всадников на стене мастерской

Фигурки гляденовских всадников на стене мастерской

Поделиться

Часы

Часы

Поделиться

«В плену заблуждений»

«В плену заблуждений»

Поделиться

Птицевидный идол. У мастера много работ по тематике Пермского звериного стиля

Птицевидный идол. У мастера много работ по тематике Пермского звериного стиля

Поделиться

Ранее мы рассказывали о девушке-кузнеце из Нытвы, которая в пандемию пошла устраиваться на завод и стала там собирать арт-объекты.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter