В Пермском театре оперы и балета прошла премьера оперы «Тоска» (18+). Она вызвала столько восхищения у зрителей, что мы не удержались и собрали их отзывы.
Согласно либретто, действие оперы Джакомо Пуччини «Тоска» происходит в июне 1800 года в сложные для Италии времена — после захвата ее земель Наполеоном. Главные герои истории — известный художник Марио Каварадосси и знаменитая певица, любимица всего Рима Флория Тоска, любящие друг друга.
Четвертая «Тоска»
Немного расскажем про саму оперу. Начиная с 1940-х годов, «Тоску» трижды ставили в Пермском театре. На этот раз за постановку взялся режиссер Федор Федотов, известный работой над камерной оперой «Реки Керлью» (12+) Бенджамина Бриттена и мелодрамой «Похмелье» (18+) в Перми. Оба спектакля вошли в лонг-листы двух последних премий «Золотая Маска».
Происходящее на сцене в первом акте на камеру снимал оператор, видеосъемка тут же транслировалась на экранах. Зрители могли оценить не только голоса артистов, но и увидеть эмоции, которые они проживали.
Режиссер признается, что его привлекало решение сложной задачи — добиться психологической достоверности, несмотря на художественную гипербализацию на сцене. И это стало возможно как раз благодаря видео.
— Партитура Пуччини написана как идеальный режиссерский сценарий, по которому так и хочется снять кино: неслучайно новые фильмы-оперы, снятые по «Тоске», появляются каждые десять-двадцать лет — и бьют все мыслимые и немыслимые рекорды по просмотрам и сборам, — говорит режиссер оперы Федор Федотов.
Оформлением спектакля занималась художница Лариса Ломакина, которая до этого работала над «Летучим голландцем» (16+) и «Кармен» (18+).
Действие новой пермской «Тоски» разворачивается в пространстве, вдохновленном конкретной архитектурой — Замком Святого Ангела в Риме.
Римский Castel Sant’Angelo был построен во II веке как гробница для римских императоров. В эпоху Возрождения он был реконструирован — и на протяжении долгого времени использовался в качестве тюрьмы, а сегодня работает как музей.
— Мы по сути цитируем архитектуру Замка Святого Ангела и используем те материалы и фактуры, с которыми он ассоциируется по сей день — большие светлые камни, древнеримский кирпич плинфу, — говорит художница.
«Вчера вы сделали нас счастливым»
«Прекрасный», «великолепный», «шедевральный» — такие слова оставили зрители в отзывах о просмотре в соцсетях театра.
«Всем причастным большое спасибо за проделанную работу, изумительные голоса, невероятное звучание оркестра и такие яркие эмоции в зрительном зале на вчерашней премьере! — написал Дмитрий Данько. — Энхабату с Зариной можно смело в кино играть».
«Вчера вы сделали нас счастливыми, правда! — пишет Евгения Рупчева. — Прекрасная Зарина Абаева, как мы ждали возможности услышать ее именно в этой партии! Божественная, непревзойденная, самая трогательная и такая страстная и звенящая, такая красивая, такая искренняя. И ее партнер по сцене Дмитрий Шабетя во всём ее поддержал, мы только успевали обмениваться восторженными взглядами, когда слышали очередную яркую и чистую ноту в его исполнении. Бесконечно благодарим, обязательно будем приходить слушать снова и снова».
Многие подчеркнули современность спектакля и отметили важность видеотрансляции.
«Видеоряд позволил увидеть потрясающую игру артистов, — пишет Тамара Нагоева. — Благодарю Дмитрия Шебетя (особенно в последнем акте великолепен), Зарину Абаеву (в первом акте так искренне и по-женски передала чувства влюбленной женщины — Брави!), Энхбата Тувшинжаргала (с первых партий я вам поверила на 1000 процентов, тиран получился превосходно!). Оркестр звучал великолепно!!!»
Некоторые зрители впечатлялись конкретными моментами.
«А как вам сцена, где Тоска исполняет Молитву своей Души, а в это время Скарпиа так равнодушно ест и пьет вино? — спрашивает Анна Фадеева. — Меня впечатлила эта сцена. Вот там параллель Благородности Души и всех человеческих пороков. Браво артистам и создателям».
Были и такие, кто отметил многогранность таланта исполнителя главной роли Энхбата Тувшинжаргала.
«Читала, что Энхбат очень серьезно занимался в Монголии дзюдо, а уже потом пришел к музыкальным занятиям, — заметила Надежда Глухова. — Такой талантливый человек! Яркий, харизматичный! Нам, зрителям, так повезло, что такой артист в нашем театре!»
Спектакль идет три часа с двумя антрактами. В театре планируют показывать новый спектакль и в дальнейшем, но пока не анонсируют, когда именно.
Ранее мы рассказывали об исполнителе главной роли. Энхбат Тувшинжаргал родился в Монголии, консерваторское образование получил в Петербурге, был солистом Мариинского театра, в наш город приехал пять лет назад. Он исполнял роль Евгения Онегина в одноименной опере (12+), Эскамильо в «Кармен» (18+) и другие.