Ранее мы писали о том, что в музее современного искусства PERMM проходят обыски в связи с делом идеолога пермской культурной революции Марата Гельмана*, из-за чего музей временно закрыли для посетителей. Что за выставки проходят сейчас в музее? Мы побывали там буквально за день до упомянутых событий.
На момент проведения обысков в PERMM работала большая выставка «Правило шва» (0+), занявшая два этажа. На ней показаны большие инсталляции, связанные с темой ткани, шитья и стежка. Но эти обыденные вещи на выставке выступают не как таковые, а в качестве художественных средств.
— Идеи художников «сшивают», «пристрачивают», «проштопывают» пространство, измеряют, отсчитывают и завершают его, — говорят кураторы.
Самая масштабная работа находится в начале обзора — это «Прогулка» художницы Аси Маракулиной, похожая на огромное платье. На ее поверхности стежками и красками нанесена топография города вдоль реки. В своих философских пояснениях художница рассказывает о важности памятных мест через такие понятия как «стежки», «петли» и «узелки».
Здесь же можно увидеть проект художников Ольги Субботиной и Михаила Павлюкевича «Длинная белая ночь». Они сшили свои картины наподобие негативов — то ли проступающих, то ли исчезающих снимков из прошлого, словно собранных из фрагментов воспоминаний.
Важной частью выставки стал показ проектов из Московского архива нового искусства. Это инсталляция «Десять железных бочек с черной водой» Павла Пепперштейна, созданная командой музея вместе с художником в 2022-м году по эскизу 1996-го года.
Еще одна работа Аси Маракулиной «Часы» завершает экспозицию первого этажа.
Второй этаж отдан под аппликации «УРАЛЧУГУН» тех же Ольги Субботиной и Михаила Павлюкевича. Здесь показаны шуточная и фантазийная тема медведя, человека и труда.
Тут же выставлена картина Татьяны Нечеухиной «Не за», в которой она выразила свои взгляды и чувства к любимой Перми. До этого картину пермяки видели на Арт-Перми и других выставках.
Кстати, на первом этаже можно поностальгировать у экспоната 2006 года «Шарманка» Александра Бродского, который показывали на «Русском бедном» в 2008 году.
Также в залах работает еще несколько выставок: «Антихрупкость» (0+), посвящённая художникам и уникальным изделиям завода фарфора в Сысерти, а огромный Белый зал полностью занят интерактивной звуковой инсталляцией композитора Петра Айду SONATRIP 2 («Жидкий металл»). Этими выставками особенно восхитился Андрей Малахов, побывавший в этом году в Перми.
В цоколе продолжает работу выставка «Art & Science: Открытые тела» (16+). Это результаты совместной работы художников и ученых, которые объединились, чтобы исследовать природу человека и различия между искусственным и естественным. Среди экспонатов — колышущийся механический лес, бактериальный мегаполис, электронные звуки, которые иллюстрируют, как работает человеческий мозг.
19 ноября в PERMM состоялась презентация проекта «Ротонда» Центра городской культуры, который был впервые представлен этой осенью на стенде «Институции года» — ЦГК — в рамках Ярмарки современного искусства Cosmoscow.
Музей был открыт в 2008 году. За 15 лет PERMM реализовал более двухсот выставочных проектов, часть из них успешно экспонировалась за пределами Перми и России — в Милане, Венеции, Париже, Алматы, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Воронеже, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах.
Ранее мы сообщали, что идеолога пермской культурной революции, галериста и коллекционера Марата Гельман внесли в реестр иноагентов 30 января 2021 года. В декабре 2022-го МВД объявило его в розыск. На днях Гельмана признали террористом и экстремистом.
* Признан иностранным агентом в 2021 году и террористом и экстремистом в 2024 году.