В Пермском театре оперы и балета готовятся к премьере оперы «Лючия ди Ламмермур» (16+). Мы побывали за кулисами и оказались в самом разгаре репетиции накануне премьеры.
«Лючия ди Ламмермур» — трагическая опера в трёх актах, написанная в XIX веке итальянским композитором Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто написал Сальваторе Каммарано по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». Действие оперы происходит в Шотландии в XVIII веке, ее сюжет посвящена трагической любви.
За кулисами говорят по-английски
Во время репетиции за кулисами, в оркестровой яме и в зрительном зале звучали английский, итальянский и русский языки. Над оперой работает международная команда. Постановщик — греко-немецкий режиссер Константинос Контокристос, музыкальный руководитель спектакля и дирижер — Экторас Тартанис из Германии. Сама опера исполняется на итальянском.
— Это будет не очень классическая версия очень классической оперы, — объясняет режиссер Константинос Контокристос. — Это опера об утраченных мечтах. Я вижу ее как квинтэссенцию драмы с сюрреалистическими моментами. Это первый театр, в котором я работаю в России, и это мечта для любого режиссера — оказаться здесь и творить с таким составом и такими приглашенными певцами, с восхитительным хором.
Для Константиноса «Лючия» — первая режиссёрская работа в жанре оперы. Раньше он гастролировал в качестве концертирующего певца, а также сотрудничал с Греческим театром Вупперталя и Культурным форумом во Франкфурте как вокалист и драматический актер.
Музыкальный руководитель и дирижер спектакля Экторас Тартанис тоже восхищен пермским театром.
— У нас сложился потрясающий ансамбль солистов, — говорит дирижер. — Все они полностью вкладываются в то, что создают. MusicAeterna — прекрасный оркестр. Я получаю потрясающее удовольствие, работая с такими музыкантами. Эта опера настолько деликатная, что требует огромной музыкальности и точности. В ней есть сложнейшая партия для сопрано, сцена сумасшествия и технически виртуозные вещи. Партии для тенора тоже сложные — это очень большие части. Все это нужно скоординировать с флейтой, которая звучит прямо на сцене вместе с голосом солистки. Все это большая работа.
Заглавную партию Лючии в спектакле в разные дни исполнят Надежда Павлова и испанская певица Сара Бланш, роль лорда Генри Аштона — Константин Сучков, Эдгара Равенсвуда — Борис Рудак, лорда Артура Баклоу — Сергей Годин, Алисы — Мария Заикина, Раймонда Бидебенда — Гарри Агаджанян, Нормана — Александр Гайнутдинов.
Портал в другой мир
Авторы спектакля развернули действие в двух измерениях — реальном и отраженном. Эту идею они осуществили за счет огромного зеркала, которое подвесили прямо над актерами. Зеркало отражает все, что происходит на сцене, и часть зала, создавая ассоциацию, что действие оперы происходит в параллельном мире.
— Материал, который мы использовали, не является стеклом или пластиком, это зеркальная пленка,– рассказывает режиссер-постановщик Тимофей Рябушинский. — Конструкцию собирали в Петербурге. Эта пленка обладает функцией отражения, но в то же время может быть и прозрачной. Вместо со светом мы используем в этой декорации видеофайлы. Чем больше ассоциаций, связанных с зеркалом, будет возникать у зрителя, тем лучше. Для кого-то оно может показаться порталом в параллельный мир.
Положение зеркала в ходе спектакля меняется. Оно движется, и в нем варьируется ракурс и панорама, которую видят зрители со своих мест — то сверху, то под углом. Шахматный рисунок пола, отраженный в зеркале, создаёт иллюзию перспективы, которая словно затягивает взгляд зрителя и поглощает героев этой истории — таких маленьких и как будто игрушечных.
Восприятие зрителя все время раздваивается — то нужно следить за тем, что происходит на сцене, то — за тем, как это выглядит в зеркальной параллели. По сторонам зеркала — подобия шипов, которые словно охраняют Зазеркалье.
Размеры зеркала составили девять на шесть метров. Эта конструкция стоила 3,1 миллиона рублей.
Традиция времен Доницетти
Во времена композитора Гаэтано Доницетти, написавшего оперу, было принято, чтобы какой-нибудь заезжий виртуоз в антракте импровизировал на темы из только что услышанной оперы. Это вызывало большой интерес у публики, а музыканты, которые импровизировали таким образом, часто становились знаменитыми. В театре решили повторить эту традицию.
— Один из музыкантов оркестра — Карлос будет играть и импровизировать на тему «Лючии ди Ламмермур» в антракте. Его можно будет послушать в фойе, на нем будут парик и камзол.
Премьеру оперы покажут 9, 10, 12 и 13 марта.
Ранее мы рассказывали о сценических особенностях постановки балета «Баядерка» и о спектакле «Тщетная предосторожность» (6+).