Бывший художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис дал большое интервью Ксении Собчак. Вернее, это несколько разговоров, которые вошли в одну передачу «Осторожно, Собчак!». Интервью были записаны в разное время, но основная часть уже после ухода Курентзиса из Театра.
В разговоре с ведущей Теодор Курентзис рассказал об отношениях с губернатором Прикамья Максимом Решетниковым и поделился своими идеалами — какой должна быть музыка и театр.
Мы выбрали десять ярких высказываний маэстро.
Люди, которые надевают фрак в оперный театр, очень часто надевают тапочки снизу, потому что не видно. Но это смешно и фейк.
Есть люди, которые восторгаются тем, что я делаю. Я слышу, что они говорят и читают, что они пишут, и понимаю, что они вообще ничего не поняли. А есть те, кто плохо говорят и плохо пишут, — они вроде что-то поняли.
То, что они продают мои билеты так дорого, всё очень затрудняет. Я вообще хочу отказаться давать концерты там, где дорогие билеты, потому что это неправильно. Я музыку делаю для всех людей. Все должны иметь доступ. Когда средняя зарплата 25–30 тысяч, то ты не можешь продавать билеты за такие же деньги — на эту сумму семья живет. Культура не должна быть только для обеспеченных, а должна быть для всех.
У нас была острая необходимость репетиционной базы. Мы работали в средневековых условиях. Мы репетировали в фойе или собирались в ДК Ленина — это храм Евангелистов, который они купили. Там наверху, где бегают крысы и тараканы, есть закрытая футбольная площадка. Когда не было занятий, то нам давали возможность там репетировать. В этих стенах мы сделали все произведения Моцарта, Малера.
Когда приехал Максим Геннадьевич (Решетников, губернатор Прикамья. — Прим. ред.) — молодой человек, моложе меня, — я обрадовался, потому что в его лице увидел человека, который пришел и сказал: «Мне все понятно, приоритетом мы сделаем театр».
Он (Решетников. — Прим. ред.) даже не посещал премьеры в Страсбурге. Ни ассистента не отправил, ни министра культуры.
Я был на операции в Штутгарте, у меня был камень в почках. Они мне позвонили, чтобы я продирижировал «Ромео и Джульетту», потому что губернатор хотел пригласить своих друзей. Я поехал в Пермь, хотя врачи мне запретили. И потом вернулся делать вторую операцию. А они после концерта даже не пришли поздравить. Хорошо. У людей такое воспитание. Поэтому и нужна классическая музыка, чтобы люди были толерантнее в общении друг с другом.
Я не хочу развалить театр, поэтому я сказал, что уеду один, и кто хочет, тот может присоединиться. И чтобы не бросать пермскую аудиторию, я бы хотел продолжать делать «Дягилевский фестиваль».
Без меня они делают круглый стол, когда рядом с губернатором сидит этот человек, я даже не хочу произносить его имя (Владимир Кехман. — Прим. ред.), и советует губернатору, что нужно делать.
Если останется Борисов (директор театра. — Прим. ред.) — это хорошо. Но если другой человек будет директором, тогда никакой «Дягилевский фестиваль» я не буду делать. И я об этом сказал.
Я истратил всю свою молодость в провинции России. И я благодарен этому, потому что я научился всему прекрасному у русского народа. Русский народ — это потрясающий народ. Это очень сложно увидеть, когда ты находишься в столичных городах. Я бы никогда не хотел уходить из Перми.
21 июня Теодор Курентзис объявил, что уходит из театра. Спустя несколько дней он объяснил свое решение в открытом письме поклонникам и сотрудникам.