В пермском Центре городской культуры открыли выставку уникального юного художника с аутизмом «Я тут. Я с тобой» (12+). Маркус Мартинович живет в Дюссельдорфе и Москве и в свои 12 лет создает произведения современного искусства, которые высоко ценят галеристы и публика.
Ради сына Наталья Исаева изменила жизнь и стала его личным арт-менеджером. Она и привезла работы Маркуса в Пермь. Это уже десятая выставка подростка. Маркус работает над графикой, живописью, видео, инсталляциями и книгами. В этом году его работу купила одна из лондонских галерей, другую продали на аукционе Sothebys.
Куратор выставки Катя Бочавар, работавшая над пермской выставкой, сказала, что с мальчиком легко работать, он делает работы «как дышит, как играет».
Мы побывали на открытии выставки и многое узнали о талантливом художнике от его мамы. Она провела интересную экскурсию.
Тень матери в окне
Маркуса с детства окружало искусство. Еще маленьким мама и папа брали его на столичные выставки, а в путешествиях по миру — в музеи. Дома часто звучала классическая музыка. Когда Маркусу было шесть лет, он впервые попросил краски, чтобы что-то нарисовать.
— У него не было периода раскрасок и каракулей, — рассказала Наташа. — Просто однажды он попросил меня позировать. Я спросила: «Что ты рисуешь?» Сын ответил: «Тень матери в окне». Для шести лет и первого рисунка мне показалось, что уже одно название классное. Я была готова увидеть какие-нибудь кругаля, но там оказалась хорошая сбалансированная картинка. Когда он начал работать над ней цветом, то сказал, что выбирает охру и болотный. В моей голове эти цвета не могли сосуществовать, но для тени оказались прекрасными.
Наташа пошла в соседний магазин и купила сыну все краски, которые там были. Маркус, не откладывая, создал еще несколько живописных работ.
— С тех пор всё, что он делает в искусстве, с одной стороны взвешенно, а с другой — в его работах нарушены правила, — говорит мама мальчика. — Но современное искусство — это и есть нарушение правил. И Маркуса не надо учить этому языку, потому что он и так не умеет их соблюдать и быть в рамках нормального. Это такая неосознанная жизнь в рамках современного искусства.
Личный куратор
Когда женщина захотела поделиться творчеством сына с миром и стать его куратором, она, уже будучи взрослым человеком, пошла учиться на специальность «арт-менеджер и галерейный бизнес».
— Я начала с того, что написала в любимые галереи, — рассказывает женщина. — И это была не какая-нибудь презентация, которые я сейчас научилась делать. Я просто написала: «Смотрите, какие классные картинки, вы должны сделать персональную выставку», и даже не указала возраст и особенность художника. И оно сработало! Мне позвонила галерист Марина Цурцумия и пригласила к себе: «Приезжайте». Маркусу было семь, и он шлепал за мной в своей детской панамке по галерее. «Автор, наверное, не смог прийти?» — спросила Марина. Я кивнула на сына. Марина посмотрела и сказала: «Видимо, все-таки будем делать персональную выставку».
Мама и сын разделили творческий труд.
— У Маркуса получается творить, а у меня — хорошо упаковывать его работы и составлять красивые презентации, — продолжает женщина. — Я хорошо «прокачала» знания современного искусства, чтобы понять, не ерунду ли я понесу в галереи. Было не всё гладко, мы не раз «обломались» в начале нашего пути. Сейчас я уже понимаю, как работает и как устроен этот рынок — ты можешь быть не в формате, или галерея просто занята на этот момент, а ты лезешь не в нужное время. Но это не значит, что ты плохой или неплохой. И сейчас я понимаю, как важно для художника, когда им занимается хороший менеджер. Ведь о многих современных российских художниках мир не знает лишь потому, что в нашей стране не развито арт-кураторство. Сейчас у меня появилось еще два художника, которым я помогаю, но сын, конечно, в приоритете.
По словам Наташи, Маркус легко расстается с работами, они ничего для него не значат. Большинство аудио-, видеоартов и фото она нашла в корзине компьютера. Мальчик может долго рисовать, но когда мама зовет его обедать, он может с готовностью откликнуться: «Хорошо» и тут же скомкать рисунок.
— Он не видит ценности от финального продукта, — говорит Наталья. — Поэтому я хватаю холст и убегаю.
Мальчик не любит вернисажи и пристального к себе внимания, поэтому не появляется на выставках, что делает его немного загадочным героем.
Не научится завязывать шнурки
В отличие от других мальчишек, Маркус не гоняет в футбол и не играет в войнушку. Он любит смотреть мультики и слушает аудиокниги, а в остальное время что-то создает. Мальчик владеет русским, английским, немецким, сам выучил украинский и учит арабский. Он быстро учит языки, но при этом не может завязать шнурки и сделать какие-то банальные вещи, чтобы себя обслужить.
Этому ребенку не совсем понятны правила и условности, которые придумывают люди. Так, он искренне недоумевает, зачем люди говорят друг другу «Привет», ведь можно просто подойти и спросить «Как пройти в библиотеку?». Также ему непонятно, зачем мужчины жмут друг другу руки и почему именно правой рукой, когда левая ближе. Ему непонятны те правила, с которыми комфортно живется большинству людей.
— В какой-то момент я поняла, что должна махнуть рукой на всё это и свыкнуться с тем, что сын никогда не будет понимать в математике и не научится завязывать эти шнурки, — признается Наталья. — Что я никогда не научу его условностям, какие придумали люди. Но я поняла, что должна дать ему полную свободу в искусстве. Поэтому, кстати, вы видите какие-то неприличные слова на холстах. В искусстве, в отличие от внешнего мира, я не ставлю ему никаких рамок. Я вижу, насколько он самореализуется через какие-то творческие практики и насколько он в этом счастлив.
Наталья считает, что выставки самому Маркусу не нужны, так как искусство — это не его диалог с нами, а диалог с самим собой.
— Если мы накапливаем и выдаем впечатления наружу, то у него наоборот — он накапливает и обращает это внутрь себя, — объясняет мама и куратор. — Выставки — это мой момент. Я вижу клевое искусство, и я хочу его показывать. Ровно как я бы посмотрела классный фильм и захотела всем рассказать о нем.
Искусство — это игра
Мальчик в своих артах словно играет с нами и нашими смыслами, слова, которые он включает в свои картины, часто для него ничего не значат, но зрители всё равно вкладывают в них значение или пытаются расшифровать.
На картинах мальчика часто можно увидеть самого Маркуса — то чернокожего, то с длинными волосами, то сразу трех Маркусов. Как объяснила Наталья, если ему захочется поместить другого человека на холст, ему придется словно пропустить его через себя.
— Например, он подружился с Олей, и она ему кажется настолько классной, что ему захочется нарисовать, — рассказывает Наташа. — Он придет домой, наденет на себя клетчатую рубашку, сумку и придумает себе длинные волосы, как у Оли, и фотографирует себя как Маркус в виде нее. Каждый персонаж должен пройти через фильтр его внутреннего мир для того, чтобы попасть к нему на холст. Такой странный концепт.
Энди Уорхол снова умер
У мальчика есть два любимых художника. Первый — это Йозеф Бойз.
— Если мы в Германии и ребенок потерялся в музее, я сразу иду спрашивать, где здесь отдел Бойза, и, как правило, нахожу там сына. В Москве была как-то его большая выставка художника, так Маркус там практически жил.
Второй любимый художник мальчика — Энди Уорхол. Мама предполагает, что тот понятен сыну из-за использования повторений в картинах и ярких цветов
— Как то Маркус спросил, можно ли ему пообщаться с ним, — вспоминает женщина. — Я ответила, что уже нет, мол, прости. «Ничего, я сделаю своего», — ответил сын, пошел и сделал Энди Уорхола из бумаги и одежды. Получилась инсталляция. У нас есть несколько ковров, на которых «живет» его кумир. У Маркуса есть несколько голов, несколько вариантов одежды Энди. Но чаще всего это колготки с чем-то там сверху. Как-то к нам пришли коллекционеры, и Маркус сказал: «Это Энди Уорхол, но вы можете с ним поговорить. Один момент». Тут же переоделся в него и сказал: «Я Маркус в роли Энди Уорхола, вы можете со мной поговорить». Такой спиритический сеанс. Потом закончил: «Так, всё, Энди Уорхол снова умер» и разделся. Такая игра нон-стоп, интересная, но сложная. И я очень рада быть ее частью. И рада буду, если вы сможете какую-то часть этой игры тоже понять, а может быть, и то, что можно воспринимать мир абсолютно с другой точки зрения, а не с такой, какой мы привыкли.
Выставка «Я тут. Я с тобой» будет работать до конца лета. Увидеть работы мальчика можно в Центре городской культуры по адресу: улица Пушкина, 15.
Ранее мы писали о новой выставке в Пермской художественной галерее, которую посвятили театру (0+). Зрители могут увидеть «машину грома», светильники и шляпы с перьями. Все экспонаты привезли экспонаты из усадьбы «Останкино».