«ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» организует проект «Пермь — мастерская будущего», где школьники предлагают различные экологические инициативы. В нынешнем году, например, это были экологическая тропа в Парке Победы, экологический театр шмеля Валеры, утиный патруль и даже сенсорный сад для снятия стресса.
— Вся конкурсная программа направлена на поддержку экологических инициатив, на развитие навыков проектной деятельности — отметила помощник генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк. — За время существования конкурса создано и постоянно растет сообщество педагогов, прививающих детям основные принципы экологически ответственного поведения. Складываются команды единомышленников, многие из детей в дальнейшем связывают свою жизнь с экологией.
Ребята из школы № 64 решили сделать собственный комикс на необычную тему — очистка сточных вод биологическим методом с помощью активного ила. Казалось бы, где супергерои, где злодеи? Из чего делать комикс? Но школьники так прониклись историей про микромир, что справились на отлично. В этом им, конечно же, помогли педагоги, ученые ПНИПУ и эксперты из «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
На очистных сооружениях Пермского НПЗ метод биологической очистки стоков стали использовать еще в середине 80-г годов прошлого века. Со временем технология совершенствовалась. Сейчас объем очистки составляет 2300 кубометров в час.
— Суть биохимической очистки заключается в способности микроорганизмов использовать в качестве питания вещества, которые содержатся в наших сточных водах, — рассказала химик центральной заводской лаборатории «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Александра Першина. — Активная масса микроорганизмов — а именно бактериальная микрофлора с примесью простейших организмов — должна наесться. В результате этого органические вещества превращаются в более простые соединения, например, в углекислый газ и воду. Сытые микроорганизмы становятся тяжелыми, опускаются на дно, а их место на поверхности занимают новые. И так цикл за циклом.
Весь процесс происходит в специальном сооружении — аэротенке. В одних секциях микроорганизмы занимаются очисткой, а в других — отдыхают, восстанавливаются, нагуливают аппетит. Кстати, очень важно, чтобы весь процесс шел при активном участии кислорода — без этого ничего не получится. Поэтому в аэротенках установлены трубочки, которые подают воздух в иловую массу.
За работой очистных сооружений и состоянием биологически активного ила тщательно следит экологическая лаборатория «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». В норме он должен иметь болотный запах и определенную концентрацию.
Именно об этой технологии ученики пермской школы № 64 создали экологический комикс «Ил Кирилл спешит на помощь!»
— У детских экологических проектов нефтеперерабатывающего завода есть два героя — это трудолюбивый шмель Валера и внимательный ил Кирилл. Помощники, которые в простой и доступной форме рассказывают о сложных экологических взаимосвязях. Суть проекта в том, чтобы дети узнали о биологической очистке сточных вод с помощью ила, — рассказала учитель биологии, замдиректора по учебно-воспитательной работе школы № 64 Ольга Трегубова. — На самом деле это довольно сложный химический процесс, в котором задействовано множество биологических организмов. С помощью комиксов такую тему легко и понятно, с шутками и картинками можно объяснить даже в 6-м классе.
Комикс «Ил Кирилл спешит на помощь!» — это история про капельку воды и ее друзей-микроорганизмов. В школе устроили несколько комикс-джемов, то есть мозговых штурмов, на которых ребята придумывали и рисовали интересные истории.
В разработке комикса участвовали почти 80 человек, а активная творческая группа состояла из десяти. Ребята действительно разобрались в работе биологически активного ила. Благодаря специалистам ПНИПУ школьники под микроскопом увидели, как такой ил работает, какие виды микроорганизмов входят в его состав и насколько активно они двигаются.
— Мы уже много лет сотрудничаем с «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» в вопросах, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в вопросах повышения эффективности биологической очистки сточных вод, — рассказала доцент кафедры охраны окружающей среды ПНИПУ Елена Калинина. — Вот и в этот раз оказали ребятам научную поддержку их проекта: провели лекции, предоставили методические материалы, привезли сам ил, чтобы школьники под микроскопом смогли его рассмотреть, сделать фотографии, понять, как он работает. Чтобы они познакомились с главным героем своего комикса.
Альбом с комиксами «Ил Кирилл спешит на помощь!» уже готов. В нем 12 историй и даже небольшая инструкция, как самостоятельно придумать и сделать такие комиксы.
Теперь ребята планируют представить свой проект в соседних школах и рассказать захватывающие истории о биологической очистке воды. Но и на этом останавливаться не хотят, научная работа уже затянула нескольких школьников так сильно, что они собираются и дальше исследовать активный ил.
Именно ради таких моментов с 2007 года и существует «Пермь — мастерская будущего». В этот раз на конкурс поступило 29 заявок.
Под руководством опытных педагогов и увлеченных экологией взрослых школьники придумывают проекты, которые привлекут сверстников к изучению химии и биологии. Предприятие организует для участников масштабные мероприятия: семинары и лекции, помогает прорабатывать актуальные вопросы в области охраны окружающей среды и экологии города вместе с экспертами. Школьники проходят обучение социальному проектированию, учатся составлять сметы и планировать продвижение своих экологических инициатив.
Зачастую именно детское творчество и школьные идеи оказываются интересными, нестандартными и при этом действенными.
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» pnos.lukoil.ru