В 2020 году весь мир напугали новости, что коронавирус передался от летучей мыши к человеку. Вокруг рукокрылых и так было много мифов, а так страху еще прибавилось. Ученый Дмитрий Слащев считает все обвинения летучих мышей грязными инсинуациями, говорит о том, что они симпатичные звери и приносят много пользы. Мы пообщались с этим редким специалистом — исследователем летучих мышей (их называют хироптерологами) и узнали подробнее о его работе, о необычных способностях этих животных и о видах, которые водятся в Прикамье.
Пермяку Дмитрию Слащеву 43 года, больше 20 лет он занимается изучением рукокрылых. Интерес к ним проснулся еще в студенчестве. К этой теме предложил присмотреться его научный руководитель Виктор Акимов. Дмитрий говорит, что его привлекла неизученность этих животных. Он посвятил им дипломную работу и до сих пор занимается их изучением.
— Это один из самых больших отрядов млекопитающих — около 1300 видов. Они обитают везде, кроме Антарктиды. Они единственные из млекопитающих способны к активному полету. При этом это мало изученный отряд, даже с точки зрения эхолокации, — рассказывает 59.RU Дмитрий.
Отец ученого — военный, поэтому семья часто переезжала, и Дмитрий заинтересовался географией как наукой. Сейчас Дмитрий Слащев работает старшим преподавателем кафедры биогеоценологии и охраны природы в ПГНИУ. Он изучает летучих мышей по всему Прикамью, в том числе ведет за ними наблюдения в Кунгурской ледяной пещере. Дмитрий рассказывает, что даже на отдыхе — во время сплавов или путешествий с семьей, он старается обнаружить летучих мышей и записать данные о них. Кстати, в этом ему любят помогать его дети. Сын и дочь тоже интересуются животными. А старшая 9-летняя дочь даже решила провести собственное школьное исследование про летучих мышей.
Мрачный облик в сознании людей летучие мыши начали принимать еще в Средневековье. Их называли «нетопырями» и изображали с оголенными клыками. Например, в XVIII веке испанский художник Франсиско Гойя отнес их к чудовищам на гравюре «Сон разума рождает чудовищ». Летучие мыши стали ассоциироваться с вампирами после романа Брэма Стокера «Дракула» (12+), который опубликовали в конце XIX века. Главный герой вампир превращался в летучую мышь или волка и наводил ужас на обитателей Трансильвании. К слову, летучие мыши-вампиры действительно существуют. Но их около трех видов и водятся они только в тропических широтах Южной Америки. Люди им, как правило, не интересны, они нападают на крупный рогатый скот и выпивают небольшое количество крови. Больше тысячи других видов абсолютно безобидны, они охотятся на вредителей и опыляют сельскохозяйственные растения. Некоторые ученые в шутку говорят, что летучих мышей нужно сравнивать скорее с Бэтменом, чем с Дракулой.
Дмитрий Слащев рассказывает, что по имеющимся данным в Прикамье водятся около десятка видов летучих мышей. Некоторые из них занесены в «Красную книгу». Эти животные нуждаются в охране, поэтому туристы, посещающие пещеру, должны быть максимально осторожны. Зимой эти животные впадают в спячку — обменные процессы в их теле замедляются, температура снижается практически до нуля, а сердцебиение может сокращаться до 18 ударов в минуту.
— Люди несведущие могут их ради шутки или ради фотографии разбудить. Но, скорее всего, мышь, которая проснется, потратит очень много энергии, не найдет пропитание и не доживет до весны, — говорит ученый. — Очень много рукокрылых, к сожалению, гибнет от таких людей, которые не думают о последствиях.
Ученый отмечает, что в образе жизни летучих мышей есть еще много неизученного. Не до конца ясно, чем именно питаются наши пермские обитатели, где они проводят время в летний период, сколько их у нас проживает, все ли виды описаны, о чем они «поют» и как они «видят» этот мир. Дмитрий рассказывает, что самой таинственной особенностью летучих мышей по-прежнему остается эхолокация.
— Летучие мыши во время полета продуцируют эхолокационные сигналы, которые отражаются от препятствий, от объектов, и возвращаются. С помощью этих сигналов летучие мыши ориентируются в пространстве. У них в голове выстраивается пространственная модель, используя которую они могут очень быстро и маневренно летать в полной темноте, — рассказывает Дмитрий.
Для эхолокации летучие мыши испускают ультразвуковые сигналы, которые не слышит человеческое ухо. Эти сигналы разные для каждого вида. Чтобы изучить обитателей Кунгурской ледяной пещеры, прилетающих туда на зимовку, в этом году Кунгурская лаборатория — стационар Горного института приобрела и установила специальный прибор. Он с помощью чувствительного микрофона записывает звуки, которые издают летучие мыши, и переводит сигналы в слышимый диапазон. Ученые анализируют эти записи, чтобы определить вид обитателей и получить другую важную информацию.
— У летучих мышей очень богатая палитра звуков и все зависит от того, какую задачу решает летучая мышь в данный момент, — рассказывает Дмитрий. — По характеру сигнала можно определить, общаются они между собой, подтверждают свой социальный статус, охотятся или, может, мама ищет своего ребенка, которого она оставила, или ищет полового партнера. Они издают очень много сигналов. И горизонт для исследователей — это изучение того, какую информацию они передают друг другу за счет этих сигналов.
Дмитрий в шутку говорит, что не исключено, что летучие мыши говорят о погоде, ведь человек пока не может расшифровать все издаваемые ими сигналы. Звуки мышей, как говорит, Дмитрий, при переводе в слышимый диапазон, оказались похожи на чириканье птиц. Его родственники музыканты даже выделили определенные гармоники в звуках летучих мышей и написали музыку для такого «пения». Но записей для свободного прослушивания пока нет и нам Дмитрий предоставить их не смог, так как это может нарушить авторские права.
Изучение эхолокации летучих мышей — интересный вопрос не только для биологов, но и для ученых вообще. Дмитрий Слащев говорит, что, чем больше мы изучим эхолокацию, тем больше будет пользы медицине, авиации, военному делу и экономике вообще. Сейчас ученые изучают ее для создания прибора, который поможет ориентироваться в пространстве слабовидящим и слепым людям. В XX веке, способности мышей изучали, например, для того, чтобы создать прибор выявляющий айсберги. Ученые задались такой целью после крушения «Титаника» в 1912 году. Исследуя эхолокацию, ученые вскоре создали эхолоты. С их помощью до сих пор анализируют рельеф дна и ведут поиски объектов под водой.
Сейчас Дмитрий вместе с коллегами работает над созданием библиотеки эхолокационных сигналов, которые издают летучие мыши в Пермском крае. Также он планирует в дальнейшем заняться созданием отечественного аналога прибора и программного обеспечения для акустического мониторинга летучих мышей.
Ранее мы писали, что в Кунгурской пещере на потолке из-за аномальных холодов выросли иголки и показывали видео.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.