20 апреля вторник
СЕЙЧАС +10°С

Банковские платежи теперь блокируют чаще. По каким признакам банки понимают, что работают мошенники?

Разбираемся в нюансах законодательства со специалистами Центробанка

Поделиться

Банк может приостановить платеж, если он покажется слишком большим для определенного клиента

Банк может приостановить платеж, если он покажется слишком большим для определенного клиента

Поделиться

С сентября прошлого года банки обязали тщательнее проверять все операции частных клиентов. Сразу же пошли слухи о том, что теперь финансовые учреждения могут приостановить на неопределенный срок любую операцию по карте или счету. Даже если деньги перевели родители или один из супругов — другому.

Как избежать блокировки? Что делать, если ваш платеж приостановлен? За комментариями 59.RU обратился в краевое отделение Уральского главного управления Центрального банка РФ, специалисты которого подробно ответили на все вопросы.

— Почему банки начали блокировать карты клиентов?

— Приостановка подозрительных транзакций и блокировка средства платежа — это один из механизмов, который позволяет защищать деньги клиентов на счетах, если банк подозревает, что контроль над средством платежа захватил мошенник. Блокировка касается именно средства платежа, а не средств на счете. Это может быть банковская карта или онлайн-банк, то есть тот «ключ доступа к счету», который, по мнению банка, оказался в руках мошенников. Многие банки, уделяющие повышенное внимание сохранности денег на счетах клиентов, и раньше приостанавливали подозрительные транзакции. То есть это не принципиально новый механизм, но сейчас все банки будут значительно активнее его использовать.

— Должен ли банк предупреждать клиента о том, что платеж приостановлен?

— Если банк сочтет, что некоторые признаки указывают на вероятность проведения операции злоумышленниками, он должен незамедлительно связаться с клиентом для выяснения всех вопросов и подтверждения ее легитимности. А если связаться с клиентом не удалось, банк вправе приостановить такую операцию на срок до двух суток. В этом случае клиент просто должен подтвердить, что именно он проводит операцию, и она будет совершена. Способ связи с клиентом (SMS, электронная почта, мобильная связь) прописывается в договоре. Чтобы избежать неудобств, лучше всегда быть на связи, особенно за границей.

Важно отметить, что речь не идет именно о блокировке: банки должны сами определить конкретный механизм защиты денег на счетах своих клиентов.

Другой важный момент: под видом кредитной организации клиенту банка могут позвонить мошенники. Работники банка ни при каких условиях не будут пытаться узнать у человека данные его карты: пин-код, CVV код, код из SMS с подтверждением. Это цель мошенников. Если под предлогом разблокировки карты неизвестные лица пытаются получить эту информацию, значит это мошенники!

Получив сообщение о блокировке карты, сразу же позвоните в банк. Но не по номеру телефона, который указан в сообщении (возможно, его отправил злоумышленник), а по номеру, который значится на оборотной стороне банковской карты или в договоре с банком.

— Что может стать поводом для приостановления платежа?

— Все признаки таких операций содержатся в приказе регулятора ОД-2525 от 27.09.2018 г. Документ утвержден Банком России в развитие закона № 167-ФЗ от 27.06.2018 г., вступившего в силу 26 сентября прошлого года. Закон обязывает все кредитные организации противодействовать несанкционированным операциям и защищать клиентов банков от хищения средств кибермошенниками.

В первую очередь банк должен решить вопрос о приостановке операции, если информация о получателе перевода уже содержится в формируемой Банком России базе данных о случаях и попытках хищений.

Второй признак, который указывает на то, что возможна кража денег, — совпадение информации о параметрах устройств, используемых для совершения перевода через информационную систему (например интернет-банк), с информацией о параметрах устройств из базы данных.

Третий признак — несоответствие характера, объема, а также параметров (время, день и место) совершаемых транзакций операциям, которые обычно проводит клиент. Операция может также рассматриваться как потенциально несанкционированная, если обычной деятельности клиента не соответствуют ее сумма и периодичность.

Подозрительной могут посчитать и операцию, совершаемую при помощи банкомата

Подозрительной могут посчитать и операцию, совершаемую при помощи банкомата

Поделиться

— Какие операции могут вызвать подозрение у банка?

— Например, случай, когда по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени. Это может быть признаком того, что злоумышленник сделал копию карты жертвы и пытается через нее обналичить деньги.

Другим критерием может быть нетипичный объем транзакции (конечно, у каждого клиента он свой).

Еще одним признаком может быть множество переводов с одной карты на большое число других, причем одновременно и на большие суммы. Или, например, когда со счета юридического лица идут одновременные переводы денег на счета физлиц в разные регионы с невнятным или подозрительным обоснованием платежа.

При этом регулятор не устанавливает порядок выявления таких транзакций для банков. Иными словами, технические и организационные процедуры проверки подлинности платежного поручения операторы платежей выбирают сами в рамках реализуемых ими систем управления рисками. Банки разрабатывают собственные признаки подозрительных транзакций, исходя из платежного поведения клиентов.

Кредитные организации должны сообщать в Банк России обо всех выявленных несанкционированных операциях. На основании полученной информации регулятор будет разрабатывать дополнительные критерии подозрительных транзакций и сообщать о них всем кредитным организациям, чтобы они могли использовать информацию для противодействия киберхищениям.

Поделиться

— Вы отметили, что одной из причин блокировки может стать перевод слишком большой суммы. Есть ли границы? Если перевод делает родственник, то сумма тоже важна?

— Клиенту имеет смысл предупредить банк перед тем, как он собирается оплачивать по карте крупную покупку или совершать крупный перевод (обычно это можно сделать в личном кабинете или с помощью call-центра банка. — Прим. ред.). Речь о покупке или переводе, которые можно назвать крупными именно для данного клиента, не типичных для него. В любом случае рекомендуем лишний раз перестраховаться и сообщить в свой банк о крупной транзакции, чтобы избежать лишних неудобств, связанных с ее приостановлением.

— На какой срок могут приостановить платеж?

— Банк имеет право произвести блокировку платежа на срок до двух рабочих дней с момента приостановления перевода.

— Как происходит блокировка платежа по карте?

— Банк, выпустивший карту, делает это автоматически. В день выполнения операции он приостанавливает распоряжение о ее совершении — если есть признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.

— Что делать, если клиент не согласен с блокировкой? Например, в случае, когда организация перевела ему долг, сумма оказалась больше привычной раз в пять-десять, и банк заблокировал перевод? Есть какая-то пошаговая инструкция?

— У любого платежного процесса существует две стороны: банк-отправитель денежных средств (в данном случае в нем открыт счет организации, давшей поручение банку о совершении перевода средств) и банк-получатель (банк клиента, которому организация перевела долг). В названном случае блокировка транзакции была произведена банком-отправителем, который обязан связаться с клиентом-организацией, чтобы незамедлительно уточнить его согласие на эту операцию. Организация должна подтвердить легитимность транзакции. В свою очередь, банк обязан незамедлительно продолжить ее исполнение и разблокировать карту.

— Если клиент доказал, что блокировка неправомерна, через какое время она будет снята?

— Клиенту нет необходимости доказывать неправомерность блокировки. Ему нужно лишь подтвердить легитимность транзакции, обратившись в банк, в котором у него открыт счет.

— Некоторые банки просят клиентов предупреждать о поездках за границу — чтобы платежи не были заблокированы. Обязательно ли это? Если клиент не предупредил банк, уехал в отпуск за границу и его карту заблокировали, то как разблокировать?

— Чтобы уменьшить риск приостановки транзакции, перед выездом за границу рекомендуем все-таки заранее предупредить свой банк о том, что в ближайшие дни вы будете совершать покупки или осуществлять иные операции за границей. 

В случае блокировки карты или приостановления транзакции по счету необходимо связаться со своим банком, подтвердить легитимность операции и сообщить о своем местоположении и сроках пребывания на территории иностранного государства. 

Если в срок до двух рабочих дней банку не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, то через два дня он обязан ее осуществить.

Ранее мы разобрались со специалистами Сбербанка, зачем нужна страховка денег на карте и можно ли от нее отказаться. А Ирина Хакамада рассказала пермякам, как превращать эмоции в доход.

Подписывайся на наш канал в Telegram и читай главные новости Перми раньше всех. Есть новость — присылай фото и видео на почту Написать письмо или пиши нам в VK.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...